Имя Николая Жаравина стояло первым в списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания области от избирательного объединения КПРФ, что свидетельствовало о высоком должностном статусе, занимаемом им в партийном "табеле о рангах": он - первый секретарь Вологодского обкома КПРФ. С его биографией многие наши читатели хорошо знакомы еще по предыдущим выборным камланиям - Николай Жаравин дважды делал попытки пройти в областной парламент по одномандатному округу. Уроженец Кич.-Городецкого района, потомственный крестьянин, выпускник Великоустюгского сельхозтехникума, он прошел путь, типичный для многих россиян второй половины прошлого века, связавших свою судьбу с общественно-политической работой. Начав карьеру комсомольским вожаком, прошел все ступени партийной "иерархии" в родном Кич.-Городецком, а затем в Вологодском районах. Знают его вологжане и как помощника депутатов Государственной Думы Владимира Громова и Валентина Купцова.
- Ну, а депутатский-то мандат вам, Николай Алексеевич, зачем понадобился?
- Компартия России на протяжении последних десяти лет одним из основных видов своей деятельности считала парламентскую, го есть участие в выборных органах - от Государственной Думы до органов местного самоуправления. Л когда выборы стали проводиться по партийным спискам, нельзя было не воспользоваться возможностью принять в них участие, что и сделала областная организация КПРФ. Делегаты областной конференции поставили меня во главе списка.
- Часто можно слышать, что законы должны писать специалисты, а не политики. А вы как считаете?
- Действительно, практика некоторых зарубежных государств свидетельствует о том, что в высших законодательных органах власти неплохо было бы иметь полный "набор" юристов, экономистов, политологов и прочих специалистов, хорошо разбирающихся в происходящих в стране процессах. Годится такой расклад и для Государственной Думы, и я бы проголосовал за это, что называется, обеими руками, но при условии, если наш блок будет иметь большинство. В нынешней ситуации целесообразнее делегировать в органы представительной власти, особенно субъектов Федерации, людей, имеющих богатый жизненный и практический опыт и свое мнение о процессах, происходящих в стране и области. Поэтому я считаю, что мое первичное сельскохозяйственное и высшее политологическое образование, а также трудовой опыт, приобретенный в сфере материального производства, будут востребованы в процессе работы в Законодательном Собрании.
- И в каком направлении вы собираетесь их применить?
- В своей предвыборной программе мы заявили: не народ для власти, а власть для народа! В том числе и представительная власть. Поэтому в социальной и экономической сферах мы поддержим все инициативы Губернатора, Правительства области, если они будут направлены на улучшение благосостояния населения, на рост реального сектора экономики. С политическим популизмом нам не по пути. Но у нас есть позиция, опирающаяся на программу партии, и мы всегда руководствуемся ею при принятии решений по политическим вопросам. Эта первое.
Второе: нигде не сказано, что депутат обязан встречаться с избирателями, отчитываться о своей деятельности, поэтому многие из народных избранников быстро забывают об интересах и нуждах народа. Мы считаем, что пора принять закон об отзыве депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей и не выполняющих их наказы.
- Но ведь наказов нынче как таковых нет...
- Этот пробел нужно также ликвидировать. Мы намерены выступить с такой инициативой и сейчас изучаем опыт представительных органов других субъектов Федерации. А что касается механизма реализации наказов, то не грех будет взять на вооружение кое-что из практики советского периода. Кстати, ряд наших законотворческих инициатив включен в план работы Собрания на текущий год.
- Каковы, Николай Алексеевич, ваши первые впечатления от работы областного законодательного органа власти?
- Нашему Законодательному Собранию, по-моему, присущ тот же недостаток, каким страдает и Государственная Дума: у него нет контрольных функций. А без них такая власть не нужна. Чиновники поступают как хотят, а депутаты принимают законы с их подачи. Мы, "новобранцы", как нас любят называть в СМИ, начинаем убеждаться, что противостояние, которое можно было наблюдать в середине 90-х годов, сегодня оборачивается своей противоположностью. Смотрите, как обращаются с областным бюджетом: год едва начался, а в него уже вносятся поправки, причем в сторону уменьшения финансирования важнейших областных целевых программ.
- Но контролеров у нас и без того хватает, зачем еще и представительную власть подключать?
- Что это за контроль, если не выполняются даже те законы, которые уже приняты? Более того - их сплошь и рядом нарушают именно те, кто должен блюсти порядок, бороться с хищениями, коррупцией. Я могу привести примеры, когда работники правоохранительных органов, получая более чем скромную зарплату, обзаводятся дорогостоящими автомобилями. А как бесцеремонно ведут себя новые хозяева Сокольского ЦБК! Мы, между прочим, предупреждали, что главное для них - "отмыть" неправедно доставшиеся деньги, а судьба народа и предприятия их не интересует.
- Говоря "мы", вы, наверное, имеете в виду своих однопартийцев, прошедших в областной парламент по списку КПРФ? А как вы относитесь к фракционности?
- Положительно. Нас пока только трое, а для создания фракции нужно не менее пяти депутатов, и мы будем вносить законопроект об уменьшении установленного барьера, приводить нормативные документы Собрания в соответствие с политическими реалиями.
- Не приведет ли это к конфронтации внутри Собрания или с исполнительной властью?
- Не думаю. По-моему, наоборот, появится возможность работать более конструктивно, а избирателям - оценить работу депутатов, избранных по партийным спискам.
Беседовал Борис ГРАБОВСКИИ
www.zs.gos35.ru