В гостях редакции "Забайкальского рабочего" побывал известный в Забайкалье политик, депутат Государственной Думы Виктор ВОЙТЕНКО .В разговоре участвовали первый заместитель редактора газеты Антон Клиновский, редактор отдела политики Виктория Рогачева, обозреватель отдела политики Людмила Рубан, редактор экономического отдела Сергей Забелин, репортер "Молодежной газеты" Мария Машанова, репортер отдела социальных проблем Марина Соснина.- Виктор Петрович, традиционный первый вопрос: расскажите о себе нашим читателям.- Родился в городе Вознесенске Николаевской области на Украине. В 1973 году окончил Московское высшее пограничное командное Краснознаменное училище, в 1980 году - Военную Академию имени М.В. Фрунзе, в 1993-м - Академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Прошел путь от заместителя начальника погранзаставы до командующего пограничным округом. Служил на разных участках государственной границы: в Армении, Азербайджане, Грузии, на Камчатке и Дальнем Востоке. В 1995-1998 годах командовал Забайкальским пограничным округом. В 1998 году уволился в запас в звании генерал-полковника. Работал генеральным представителем "Союзплодимпорта" по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии. В 1999 году был назначен советником, потом заместителем министра путей сообщения РФ. В декабре этого же года был избран депутатом Государственной Думы РФ. В декабре 2003 года вновь избран депутатом Государственной Думы по Читинскому одномандатному округу 188.- Чем Вам в основном приходится заниматься в парламенте?- В Государственной Думе четвертого созыва я являюсь заместителем председателя Комитета по безопасности, возглавляю Подкомитет по законодательству в сферах обеспечения региональной, транспортной безопасности, деятельности единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Председатель Постоянной Комиссии по вопросам обороны и безопасности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, координатор депутатской группы по связям с парламентом Монголии. В рамках этой Ассамблеи возглавляю Комиссию по разработке модельного законодательства по борьбе с терроризмом, преступностью и оборотом наркотиков.Являюсь я также членом Постоянной делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблее НАТО. Там вхожу в комитет по экономике и безопасности, и в рамках этой работы подготовил два доклада, сейчас работаю над третьим. Тематика докладов - борьба с наркотиками: первый - об угрозе наркотрафика из Афганистана в Европу, второй - экономические аспекты по борьбе с производством наркотика в Афганистане.Третий доклад посвящен экономическим отношениям между Россией и Китаем за последние годы. Это станет дополнением к основному докладу, который будет рассматриваться на осенней сессии НАТО по вопросам Китая. С российской стороны этот аспект освещать буду я.Формат работы всех парламентских формирований на Западе заключается в том, что докладчики - это серьезные фигуры в парламенте. И то, что я назначен выступать в качестве докладчика - это серьезное признание моей депутатской деятельности. После того, как обозначенная проблема изучена, доклад защищен, ее принимает комитет, затем после его опубликования в Интернете, он объявляется официальным. На основе доклада можно основывать политическую работу любого государства. Два моих доклада приняты, опубликованы и официально признаны.- В течение многих лет российские пограничники находились на таджикско-афганской границе и на территории чужого государства защищали интересы России. Сейчас граница переходит под контроль таджикских пограничников. А насколько Государственная граница России обеспечена в материальном плане, также заставами, пограничниками?- Вопрос в том, что надо создать такие условия, чтобы наркотики не провозили через границу. Отсутствие наших пограничников только усугубит ситуацию, так как поток наркотиков из Афганистана усиливается. Фактически мы открыты перед этой угрозой, потому что российско-казахская граница слабая, на ней практически никаких рубежей не создано, пункты пропуска находятся друг от друга на удалении 30-50 километров, это огромные пространства. Кроме того, огромный поток машин, перевозящих овощи, в "нагрузку" захватывают опиум и героин. В мае на одном из заседаний в Госдуме я ставил вопрос о необходимости создавать условия по закрытию границ. Я готов применить собственный опыт, в свое время я закрывал монгольскую границу, строить и укреплять рубежи.- Что Вы лично делаете для того, чтобы улучшить положение в Читинской области? Известно, что область недополучила миллиард 200 тысяч рублей - Депутаты работают в тесном контакте с Администрацией области, и ни один депутат сам по себе ничего не сделает. Не потому что он не способен, а потому что существуют определенные технологии - ведь государственные деньги даются под планы, заявки, конкретные расчеты, проектно-сметную документацию. С областной Администрацией мы согласовываем, что необходимо для региона, на какие вопросы следует обратить внимание. По согласованию с Администрацией мы вместе с Евгением Блохиным пишем соответствующие письма, бываем в различных ведомствах, делаем необходимые запросы для подтверждения имеющихся в области проблем, отстаиваем интересы Забайкалья на совещаниях. Помните, в 2003 году была такая же ситуация, когда у области чуть не отобрали деньги. В то время замерзал Петровск-Забайкальский, мы сумели защитить выделенные финансы. А в прошлом году - нет, так как область не смогла распорядиться теми денежными средствами, которые были. Поэтому они и оказались лишними по расчетам и их сняли.- Чья же, на Ваш взгляд, вина, что не сумели доказать, что они необходимы?- Администрация области обязана это доказывать. Область, конечно, пострадала, что не пришли деньги, но практически каждый год у нас появляется профицит бюджета. Это цифры, которые утверждаются областной Думой не тогда, когда он образовался, а постфактум, когда расходы утверждаются и из-за профицита не получают ни копейки те, кто в них нуждается. Москва в этом не виновата, профицит появится и в следующем году. Я не стал бы акцентировать внимание на том, что Москва плохая, если там узнают, что мы обвиняем столицу, то получим более жесткое отношение.- Вы хотите подчеркнуть, что надо более разумно распоряжаться теми деньгами, которые есть?- Да. Считаю, что больше внимания нужно уделять социальной сфере, разбираться, почему, например, люди не получают субсидии по ЖКХ. В то же время более 120 миллионов рублей субсидий выделяется чиновникам на приобретение жилья. Но они находятся не в таком тяжелейшем состоянии, к тому же есть возможность брать ипотечный кредит! Деньгами нужно закрывать серьезные дыры, которые есть - огромное количество беспризорников, матерей-одиночек. Если безработные матери получат пособие по безработице, это в какой-то степени снимет проблему безнадзорности. Проблемы есть и в том, что иногда приехать в район и получить пособие более затратно, чем сумма пособия.Подобные вопросы я ставил перед областным Центром занятости. Отвечают, что они получают указания из Москвы. Сейчас собираю информацию, чтобы решить эти проблемы.- 131-й федеральный закон предполагает, что в каждом муниципальном образовании будет руководитель. Где набрать стольких, и нужны ли они в каждой деревне? Власть предусматривает наличие денег, которые подкрепляют полномочия. Получается номинальная власть, и, вообще, в деревне, может быть, сложно и трудно найти достойного человека. Как Вы относитесь к приближающейся реформе местного самоуправления?- Ваша тревога обоснована, и в этом вопросе занимаю постоянную и последовательную позицию. Я был автором закона о минимальных социальных стандартах. Этот закон не приняли. А без него вводить 131-й ФЗ нельзя. Я предлагал перенести сроки введения в действие закона на два года. Считаю, что мы к реализации муниципальной реформы пока не готовы.Да, во всем мире доказано, что местное самоуправление должно быть, и оно развивает муниципальные образования. Деньги в таком случае должны распределяться совсем по другому принципу, а пока по принципу пирамиды - из областной Администрации, поэтому в бюджетах районов 70 процентов составляет заработная плата, а 30 - все остальное. Новый закон предполагает, что деньги в области должны оставаться только на содержание работы Администрации, поддержание федеральных и областных программ, остальное - распределяться по муниципалитетам. Надо готовить грамотных специалистов, особенно молодежь. В письме Владимиру Путину я доказывал, что государственным служащим надо создать такие условия, чтобы они могли уйти, отработав какое-то время и заработав пенсию, а иначе, чиновник не уйдет со своего места. Сегодня при таком подходе молодым кадрам работать невозможно. Местное же самоуправление позволяет их готовить.- Виктор Петрович, ходят разговоры, что на федеральном уровне будет решаться вопрос приватизации учреждений здравоохранения, культуры, образования - Считаю, что нельзя бежать впереди паровоза. Если мы хотим, чтобы наша медицина была на уровне западной, это не значит, что надо все сразу приватизировать. Нужно создать систему. Например, недавно во Всемирную медицинскую ассоциацию впервые вошла российская ассоциация, но она не может заплатить взнос 100 тысяч евро. Государство никакой помощи не оказывает. Обратился к Любови Слиске с просьбой оказать содействие, чтобы не терять престиж нашего государства, но никому дела нет.А вообще, нужно создавать единый реестр врачей, и каждый врач должен лицензировать свою деятельность. Иностранцы не понимают, как можно лицензировать больницу: спрашивают, кто отвечает за лечение, отвечаем - больница, а они говорят: у нас - врач. У них другие подходы. Надо создать такие условия, чтобы врач персонально нес ответственность. Принципы оказания медицинской помощи разорваны, она неэффективна, нужно создавать хорошую базу и в районных больницах, нужно защищать и доказывать нашу правоту в министерствах и ведомствах, иначе поспешность может нанести вред. Думаю, что огульного перехода к приватизации не будет, тем более в бюджете предусматривается солидное повышение средств на здравоохранение, образование - А монетизация льгот?- Это абсолютно правильный закон. Государство принципиально не могло справиться с огромным количеством льготников.- Но, по большому счету, закон не такой и замечательный, в нем не предусмотрено, кто выигрывает, а кто проигрывает. Сельчане выиграли, а основная масса пострадала.- Да, городские пенсионеры проиграли, особенно работающие. Не были проведены правильные расчеты, правительство не смогло управлять процессом, не все субъекты проявили инициативу.- Страда внедрения закона прошла, а дальше над ним работа продолжится?- Считаю, единственная недоработка в нем - это разделение льгот ветеранов войны и тружеников тыла на разные бюджетные уровни. Думаю, это будет устранено. Еще вчера говорили, что люди не могут поехать в санаторий, теперь такая возможность у льготников есть. С лекарствами ситуация отлаживается. Да, просчеты в этом законе привели к тому, что из бюджета пришлось выделять большие деньги. И если бы мы не отсрочили 131-й ФЗ, последствия были бы более серьезными. В целом, в стране система власти порочна, правительство не справляется с поставленными задачами - субъекты не должны вариться в собственном соку, именно правительство должно иметь стержневую роль.- Виктор Петрович, а что делается по отношению к беспризорным и безнадзорным детям?- По статистике, в России около четырех миллионов таких детей, в Читинской области - 1700. Но самом деле их намного больше. Существует много программ - федеральных, областных, но наполняемость их деньгами низкая. Главное, что нет никакой консолидации, отсутствуют бюджетные и благотворительные средства. Проблем масса. Поэтому "Единая Россия" приняла решение открыть проект по безнадзорным и помощи беспризорным детям, чтобы объединить усилия в целом по России, представить реальную картину, посмотреть, какие законодательные акты необходимо принимать. Например, очень сложно усыновить ребенка и очень легко не нести никакой ответственности. Надо процедуру усыновления упростить, а ответственность ужесточить. Создать условия, чтобы выгодно было развивать опекунство: сегодня на одного ребенка в детском доме уходит ежемесячно 9-12 тысяч рублей. На какого ребенка у нас в семье тратят такие деньги? А почему бы не дать хотя бы часть этих денег в опекунские семьи, родственникам детей? В Генеральной прокуратуре готовы дать свои предложения по законодательному обеспечению. Кроме того, надо создавать условия по сбору средств, но их распределение не должно быть хаотичным, надо направлять на те участки, которые нуждаются в серьезном подкреплении.- Евгений Блохин упоминал, что вместе с Вами работал над внесением изменений в проект Лесного кодекса. Насколько законодательство способствует тому, чтобы лесная отрасль развивалась, становилась локомотивом экономики?- С Евгением Евгеньевичем подготовили и внесли очень много поправок. Тем не менее, считаем, что лесное законодательство не способно обеспечить наведение порядка в отрасли. Поэтому, когда принимался закон о свободной экономической зоне, мы тоже внесли свои поправки. Считаю, что важнейшая поправка, то, что свободная экономическая зона создается под определенный проект. Лес нельзя вывозить за рубеж в том виде, в каком он вывозится. Делается очень просто - повышается таможенная пошлина на круглый лес так, чтобы вывозить его было невыгодно. В то же время, в Забайкальске можно создать свободную экономическую зону, в которой организовать переработку. Лес, который привозят в эту зону, получает льготу вывоза в Китай беспошлинно. Лес, переработанный вне ее, идет с определенной пошлиной. Так можно добиться того, чтобы весь лес, направляемый в Китай, подлежал глубокой переработке.Я зимой был в Маньчжурии, на одном предприятии посмотрел: доска стоит 150 долларов, а кубометр 70 на 70 сантиметров - 350 долларов. Если мы сумеем реализовать этот проект в соответствии с Лесным кодексом, законом о свободной экономической зоне, убедить правительство о необходимости повышать пошлины, думаю, от леса можно получать серьезные доходы.- Как правительство настроено в этом отношении?- Не могу сказать, всегда есть сторонники и противники, над этим вопросом надо работать. Думаю, что встретимся и с губернатором области и с председателем областной Думы - это должна быть коллективная инициатива. Нужна четкая консолидация и соседних сибирских регионов. Кстати, я вхожу в экономический Совет Сибирского округа, буду ставить этот вопрос перед полпредом СФО Анатолием Квашниным.- Виктор Петрович, вы несколько лет были председателем комитета Читинского регионального отделения "Народной партии" - Эта партия стала партией-аутсайдером, в Государственной Думе на выборах она не набрала необходимое количество процентов и не имела права создать фракцию. Тем не менее 17 человек в парламент прошли. В прошлом созыве я работал с "Единой Россией" в центристском блоке. Два месяца назад практически все депутаты, члены "Народной партии" вышли из нее и вошли в "Единую Россию". Сейчас я являюсь членом партии "Единая Россия". Перед отпуском на президиуме меня утвердили руководителем партийного проекта по преодолению безнадзорности и беспризорности. Теперь работаю над программой.- На Вашей депутатской работе переход в "Единую Россию" как-то сказался? Легче стало работать?- Разницы нет. Скажем, когда голосовали за доверие правительству, пять человек из фракции "Единой России" проголосовало против, в том числе и я. Меня никто не упрекнул. Спросили, это ваша позиция? Ответил, да.- Вы недавно вернулись из отпуска. Как отдохнули?- Целый месяц провел на Украине. После той революции, которая там была, ситуация несколько ухудшилась. В ближайшее время ожидаются выборы и политическая борьба, которая идет, определяет политическую напряженность. А народ, когда идет такая "драка", известно, страдает. О ситуации на Украине можно говорить только после выборов.- А как Вы проводите досуг?- Люблю петь, играю на гитаре, занимаюсь спортом, предпочитаю плавание.- А когда Вам было жить интересней: раньше или сейчас?- Мне всегда было интересно, я оптимист. Кредо: безвыходных положений не бывает, считаю, что любую задачу можно решить.- Отдачу от работы видите?- Конечно.
Забайкальский Рабочий. Чита.
10 Сентября 2005 г.