20 марта 2007
3205

Налоги как двигатель экономического прогресса

Юрий ВАСИЛЬЕВ , председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Вопрос о налоговом администрировании сегодня поистине звучит по-гамлетовски. Для многих налогоплательщиков эта проблема приобретает драматический вопрос: быть или не быть экономическому прогрессу в стране?

Споры вокруг законопроекта "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" кипят нешуточные. Этот документ стал своего рода камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. В нем обнажились резкие противоречия во взглядах на налоговую проблему между предпринимателями, законодателями, и контрольными органами. В результате за последние дни налоговый подкомитет Комитета Госдумы по бюджету и налогам получил свыше 700 поправок. Тем не менее законодатели бюджетного комитета намерены завершить подготовку этого законопроекта ко второму чтению.

Как же обстоят дела в данный момент с подготовкой этого важного государственного документа на самом деле и каково мнение на все эти сложности данного жанра у непосредственных его разработчиков? На вопросы согласился ответить председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук Юрий Васильев .

- Юрий Викторович , все-таки хотелось бы выяснить, каковы главная цель и задача этого документа, вызывающего столь огромный резонанс в обществе?

- Главная его цель - реализация задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию по переходу к эффективной финансовой стабильности.

- Почему он вызывает такие жесткие споры среди налоговиков и налогоплательщиков?

- Вам хорошо известно, что проблемы, связанные с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, а также организацией работы налоговых органов, приобрели особую остроту. Как повелось в последние годы, налоговая тема обязательно становится предметом обсуждения для всех вновь создаваемых и давно действующих сообществ бизнеса, объединений экономистов, депутатских и сенаторских "круглых столов", а также бесчисленных конференций о "судьбе налоговой реформы". Недавно и Общественная палата подключилась к налоговому администрированию.

Именно поэтому Президент страны отметил, что "приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин". Налоговые органы должны контролировать исполнение федерального законодательства, а не выполнять лишь фискальную функцию. То есть фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов, не ограничиваться проверками текущего периода. Однако при этом они не вправе "терроризировать" бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам.

- Какое же, по вашему мнению, должно быть основное магистральное направление документа?

- Основным направлением совершенствования налогового администрирования должно стать обсуждение регламентации налоговых проверок, их периодичности, формирование цивилизованных взаимоотношений между налоговыми органами и бизнесом. Поиск и соблюдение оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков. Закон должен гарантировать права налогоплательщиков и защищать их от произвола со стороны контролирующих органов.

К этой работе привлечены не только Правительство и депутаты, но и представители бизнес-сообщества. С учетом проведенных обсуждений кабинетом министров был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Его приняли в первом чтении в октябре 2005 года.

Хочу также отметить, что, учитывая значимость вопросов, затрагиваемых в этом законопроекте перед его принятием в первом чтении, Комитет по бюджету и налогам инициировал и провел парламентские слушания.

Кроме того, в ходе подготовки к рассмотрению законопроекта мы в комитете проанализировали многочисленные обращения из регионов от представителей малого и среднего бизнеса, которые в большей степени подвержены произволу налоговых органов. Поэтому депутаты заняли конструктивную позицию, они не только отметили недостатки законопроекта, но и внесли свои предложения по их устранению.

- А какие это предложения?

- Основные наши замечания к тексту законопроекта сводились к тому, что законопроект не решает полностью задач по совершенствованию налогового администрирования, а ряд его норм сохраняет возможность злоупотреблений со стороны налоговых органов.

Приведу лишь два примера. Первый - затрагивает вопрос о более четкой регламентации камеральных проверок и ограничении права налоговых органов истребовать неограниченный перечень документов вне рамок выездной проверки.

Законопроектом предлагается наделить налоговые органы правом требовать "пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания и своевременность уплаты налогов и сборов". Иными словами, контролеры должны иметь право получать любые документы, которые сочтут нужными.

- Вот как раз этот пункт документа и вызывает много вопросов у делового сообщества...

- Действительно, если мы проанализируем перечень справок, которые налоговый орган вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса у налогоплательщиков, заявивших право на вычет (возмещение), становится очевидно, что он не только не сократился, но и пополнился новыми.

В связи с этим мы полагаем необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению серьезнейшим образом сократить объем справок и бумаг.

Второй пример связан с установлением "новой" обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Следует отметить, что согласно статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" большинство организаций обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

Таким образом, предлагается законодательно закрепить существующую в настоящее время, неоправданную, на наш взгляд, практику ежеквартально представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

- И какие отсюда следуют выводы?

- В этой связи представляется, что законопроект, принятый в первом чтении, не решает поставленные Президентом Российской Федерации задачи по совершенствованию налогового администрирования и улучшению налогового климата в стране, а в ряде случаев даже ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с существующей практикой.

Следует учитывать, что повышение эффективности налогового контроля не означает ужесточение самого налогового контроля, связанного с увеличением контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Более того, увеличение административного бремени на налогоплательщиков может стать причиной ухода их из легального бизнеса "в тень".

- Как идет работа сегодня с учетом сделанных выводов?

- В настоящее время в Комитете по бюджету и налогам совместно с Правительством ведется серьезная работа по подготовке законопроекта ко второму чтению.

Мы считаем, что реальное, а не декларативное решение проблемы оптимизации налогового администрирования и улучшения налогового климата в стране может быть обеспечено только при условии принятия ко второму чтению ряда конструктивных поправок.

- Какие из этих поправок вы считаете наиболее заслуживающими внимания?

- Прежде всего поправки, регламентирующие четкое определение статуса налоговых проверок и уточнение процедуры их проведения, включая установление жестких максимальных сроков их проведения. Повышение эффективности досудебного урегулирования налоговых споров, а также ограничений количества проверок налогоплательщика.

Целесообразно законодательно закрепить проведение повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявления нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля. При всем этом должны строго соблюдаться существующие базовые принципы законодательства о налогах, в том числе принцип "презумпции невиновности" налогоплательщика.

- Есть ли надежда, что все стороны достигнут консенсуса в налоговой политике?

- Надежда есть на то, что здравый смысл подскажет всем спорящим субъектам взаимоприемлемые ориентиры.


Парламентская Газета. Москва.

31 Марта 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован