На участке Челябинск - Каменск-Уральский началось строительство сплошных вторых путей
Без развития инфраструктуры обеспечить движение поездов по участку Челябинск - Каменск-Уральский в скором времени будет невозможно
Увеличение пропускных способностей 150-километрового участка, соединяющего Свердловскую и Южно-Уральскую магистрали, не только повысит грузооборот, но и позволит компании избежать непроизводственных расходов на сумму более чем 1 млрд руб. в год.
Первыми к строительству сплошных вторых путей на однопутном участке Челябинск - Каменск-Уральский с уже существующими семью двухпутными вставками, которые составляют 36% его длины, приступили на Южно-Уральской дороге. Здесь предусмотрено строительство шести новых вставок. На Свердловской дороге их будет построено четыре.
Полностью двухпутным участок планируется сделать к 2013 году.
Объём инвестиций ОАО "РЖД" в этот проект составит 7,6 млрд руб., из которых 4,1 млрд руб. будет вложено в ЮУЖД и 3,5 млрд руб. - в СвЖД.
"Развитие участка вызвано его ограниченной пропускной способностью, - пояснил "Гудку" главный инженер службы перевозок ЮУЖД Олег Искандаров. - Сегодня по нему проходит 28 пар поездов в сутки. Насыщенность графика движения в отдельные сутки превышает 90% при нормативе 88%. Но объёмы перевозок постоянно растут.
По прогнозу, к 2010 году они составят 31 пару поездов, а к 2015 году - 40 пар. При существующей сейчас инфраструктуре обеспечить их движение будет невозможно".
Сегодня по участку Челябинск - Каменск-Уральский движутся в основном транзитные грузовые потоки, в том числе на Горьковскую, Северную, Октябрьскую и Московскую дороги.
Однако в последние годы на участке возросли и объёмы местной работы. Суммарная суточная погрузка двух магистралей превысила 700 тыс. тонн. Рост грузооборота ежегодно составляет 12 - 15%, и в 2007 году он превысил 43 млн ткм.
Растущий поездопоток объясняется стабильно увеличивающимися объёмами продукции предприятий чёрной металлургии Южного Урала и поставкой на них сырья.
При этом сегодня только треть железной руды для Магнитогорского и Челябинского металлургических комбинатов добывается на местных рудниках. Свыше 20 млн тонн каждый год завозится на предприятия с расстояния свыше 2,5 тыс. км.
По участку идёт не только руда, но и минерально-строительные грузы, нефте-продукты, газ. А при проведении "окон" в период путевых работ часть грузопотока с Западно-Сибирской дороги направляется на Челябинск.
Однако нестабильность работы участка из-за дефицита пропускных способностей приводит к тому, что поезда пускают в обход через Курган. Это удлиняет маршрут следования на 363 км.
Если в 2006 году на Курган отклонялось в среднем 2 поезда в сутки, то в этом - уже?6. Как показывают расчёты, к 2013 году на кружной маршрут будет отклоняться в среднем 10 поездов, а к 2015 году - 20, что принесёт ОАО "РЖД" непроизводственных расходов более 1 млрд руб. в год.
Как отмечает исполняющий обязанности главного инженера ЮУЖД Анатолий Храмцов, строительство вторых путей не только обеспечит перспективные объёмы перевозок, но и повысит производственно-экономическую эффективность дорог за счёт сокращения времени перевозок.
Исключив отклонение поездов в "пиковые" периоды через направление Каменск-Уральский - Колчедан - Курган - Челябинск, снизятся эксплуатационные расходы компании на перевозку грузов.
Требуемая пропускная способность участка составит 48 пар поездов в сутки, грузонапряжённость увеличится до 68,7 млн ткм. Участковая скорость поднимется с 30,8 км/ч до 52,1 км/ч. За счёт большей оборачиваемости подвижного состава каждые сутки будет высвобождаться до 57 вагонов.
Новые возможности откроются и перед клиентами ЮУЖД.
"Развитие участка Челябинск - Каменск-Уральский для ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" является перспективным, так как Магнитка в рамках реализации программы сырьевой безопасности рассматривает возможность разработки Сосновского месторождения. Сырьё с месторождения будет поступать на комбинат именно по этому участку", - говорит директор по транспорту ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Владимир Андриянов.
В перспективе развитие участка Челябинск - Каменск-Уральский обеспечит возможность реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".
Согласно технико-экономическим расчётам, общий грузопоток по входящим в этот проект магистралям в южном направлении составит в среднем 20 млн тонн ежегодно.
Евгения Мусихина, соб. корр. "Гудка" Челябинск
28.05.2008
gudok.ru