Уже нынешней осенью
Депутаты Пермской городской думы на своем пленарном заседании, состоявшемся 7 сентября, одобрили изменения в положение о распространении наружной рекламы. В результате арендная ставка, которую платят владельцы рекламных щитов в бюджет города, с октября повысится с 40 до 60 руб. за 1 кв. м в месяц. Рекламисты говорят, что в свою очередь повысят стоимость аренды рекламных щитов для заказчиков, а также собираются оспаривать решение гордумы в суде и антимонопольной службе.
По данным Пермской торгово-промышленной палаты, сейчас затраты агентств на один щит составляют в среднем 5 тыс. руб. в месяц, из них платежи департаменту имущественных отношений- 2 тыс. руб. Цены на аренду щитов для заказчиков, по словам директора агентства "Индустрия рекламы" Натальи Головневой, в среднем по городу составляют $250-350 в месяц за одну поверхность. В особо популярных местах в центре цена доходит до $800 (щиты на разделительной полосе ул. Ленина). Рентабельность рекламного бизнеса по расчетам специалистов составляет 25%.
С предложением внести изменения в положение о распространении наружной рекламы вице-мэр Перми Владимир Бирюков выступил в июне. Предлагалось с 1 января 2005 года повысить арендную ставку для агентств с 40 до 73 руб. за 1 кв. м рекламной поверхности в месяц, а также внести в положение ряд изменений, которые, как утверждали рекламисты, нарушают закон и создают простор для злоупотреблений со стороны чиновников. В частности, планировалось упразднить типовую форму договора агентства с департаментом имущественных отношений и лишить предпринимателей права перепродажи рекламных щитов.
В июне депутаты приняли поправки в первом чтении, пообещав их основательно переработать к сентябрю. По словам руководителя рабочей группы по этому проекту, депутата Андрея Журавлева, документ фактически был переписан заново. Однако рекламисты отмечают, что принципиальные моменты все же оказались не в их пользу.
После долгих дискуссий в рабочей группе депутаты приняли решение повысить арендную ставку до 60 руб., но срок повышения передвинуть на октябрь. Цифра в 60 руб. в заключении экспертов Пермской торгово-промышленной палаты была определена как порог рентабельности для рекламистов. Владимир Бирюков, комментируя это решение, заявил, что цифра "взята с потолка", усомнившись в достоверности данных, которыми оперировали эксперты ТПП. Бирюков считает, что эта цифра, на которой "сторговались" рекламисты и чиновники, - просто среднее между старым размером ставки (40 руб.) и предложенными 73 руб.
С января 2005 года арендная ставка повысится еще раз. В изменениях к положению о "наружке" зафиксировано, что каждый год до 15 января арендная ставка будет индексироваться на прогнозную величину индекса роста потребительских цен на будущий год. Методика расчета этого показателя департаментом имущественных отношений не раскрывается. По мнению Андрея Журавлева, индекс составит в следующем году не более 10%. По расчетам директора рекламной группы "Паритет" Марата Биматова, в итоге с января арендная плата, которую платят мэрии агентства, возрастет на $20 за один щит в месяц.
В методику расчета арендной ставки внесено еще одно изменение. Директор одной из рекламных фирм, просивший не называть его имени в прессе, указывает на то, что для транспарантов-перетяжек (полотнищ, устанавливаемых на отдельных опорах над проезжей частью улиц) выведена отдельная формула для расчета. "К щитам применяется пять коэффициентов, а к перетяжкам - всего два", - говорит рекламист. Поэтому их владельцы при той же площади рекламной поверхности, что и у стандартных рекламных щитов (18 кв. м), будут платить арендную плату почти в два раза меньше. Рекламист считает, что это ставит владельцев перетяжек в более выгодные условия, поэтому он намерен заявить об этом в антимонопольную службу.
Необходимо отметить, что корреспондент "Компаньона" неоднократно слышал от рекламистов, что они по непонятным причинам не могут получить разрешения на размещение перетяжек. Фактически, в Перми этот вид рекламы монополизирован - всеми перетяжками владеет агентство Circus Maximus.
Депутат Андрей Журавлев сообщил "Компаньону", что в проект были внесены и позитивные изменения. Например, утверждена единая форма договора департамента с агентствами. Это сделано для того, чтобы все участники рынка находились в равных условиях. Кроме того, агентства сохранили право перепродавать щиты (в "мэрском" варианте поправок предлагалось закреплять конструкцию за конкретным лицом).
К достижениям Журавлев относит то, что теперь закреплены сроки предоставления рекламных мест - от 1 до 5 лет. Ранее не было ни начального, ни конечного срока, напоминает депутат. Однако рекламисты этот пункт считают спорным. "От 1 до 5 лет - это может быть 1 год, а может быть и 5 лет, - говорит Марат Биматов. - По каким критериям определяется срок, непонятно".
Реакция со стороны рекламного бизнеса на нововведения вполне предсказуема - они собираются повысить цены для заказчиков.
Наталья Головнева из "Индустрии рекламы" сообщила, что повышение определенно произойдет. Когда и на сколько повысятся цены, она сказать затруднилась, сославшись на то, что расчеты еще не проведены.
Многие агентства заключили договоры с заказчиками на длительный срок и будут вынуждены выполнять свои обязательства до конца года, отмечает Головнева.
Директор агентства "Оникс" Демид Кузьмичев говорит, что спрос на рекламные щиты сегодня хороший как со стороны московских, так и местных заказчиков. Поэтому, по его мнению, цены можно повысить.
www.nk.perm.ru
САША ПОКРОВСКАЯ
13.09.2004