26 августа прошла районная конференция педагогических работников. В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию была впервые заявлена национальная стратегия "Наша новая школа", определяющая образование как важнейший государственный приоритет. Это и стало центральной темой собрания.
Конференция открылась приветственными словами главы местного самоуправления В.В.Куренкова.
Докладчики: специалист министерства образования Нижегородской области В.П.Радченко, начальник районного управления образования Г.А.Тюрина, директор шк. N 1 г.Ворсма В.В.Колемасов, зам. директора шк. N 10 С.И.Леонтьева, ст. воспитатель детсада "Родничок" (Ворсма) Н.Ю.Храмова. Говорили о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Павловском муниципальном районе".
Дошкольное образование
В НАСТОЯЩЕЕ время систему дошкольного образования района представляют 48 муниципальных учреждений. Ими охвачено 4320 детей, что составляет 78 проц. всех детей от года до семи лет (по области - это 72,2 проц., по России - 59 проц.).
Тем не менее спрос на до-школьное образование и услуги, особенно для детей ясельного возраста, еще превышает предложения. На сегодня остается дефицит мест в них.
В 2009 году в областном конкурсе "Лучший детский сад" участвуют четыре дошкольных учреждения (N 23, 30, 31 г.Павлово, д/с с.Вареж), в конкурсе "Лучший воспитатель" - 12 воспитателей.
Школьное образование
СЕТЬ школьного образования в районе представлена 33 образовательными учреждениями. Из них 16 - средние школы, одна школа (N 9) с углубленным изучением отдельных предметов, девять основных школ, пять начальных, одна специальная для детей с ограниченными возможностями здоровья, одна вечерняя (сменная). В 2008-2009 учебном году во всех них обучалось 8600 человек.
За четыре года полностью обновлено содержание образования в начальной школе: стало обязательным изучение иностранного языка и информатики.
Для старшей школы предоставлены большие возможности в реализации профильного обучения. В школах N 1, 3, 5, 6, 10 на протяжении четырех лет открывались профильные классы по пяти направлениям. В прошлом учебном году в четырех школах была открыта районная экспериментальная площадка по переходу на индивидуальные учебные планы.
Оценка качества
ЭФФЕКТИВНОЕ внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования.
Муниципальная система включает в себя:
- оценку условий, влияющих на качество образования;
- оценку уровня предметных достижений обучающихся;
- оценку кадрового потенциала.
В оценке предметных достижений участвуют выпускники 4, 9, 11-х классов.
По результатам итоговой аттестации в девятых классах уровень обучаемости составил 99 проц. по русскому языку, 99,8 - по алгебре. Вместе с тем качество знаний по русскому языку осталось на уровне прошлого года - 48 проц., а по алгебре - снизилось на семь проц. и составило 43 проц.
ЕГЭ выпускники 11 (12) классов школ района сдавали по 11-ти предметам. Обязательные - русский язык (96 проц. преодолели минимальный порог) и математика (85 проц. сдавших).
Необходимо тщательно проанализировать результаты итоговой аттестации в девятых классах, результаты ЕГЭ и перестроить работу на каждом уровне: педагогическом, методическом, административном, управленческом.
Талантливые дети
РАБОТА с одаренными детьми в нашем районе уже многие годы занимает особое место в образовании и осуществляется при поддержке администрации Павловского района на основе программно-целевого подхода. Работа воскресной школы, межшкольных факультативов, различные олимпиады, гранты администрации медалистам, гранты соцфонда "Павел Перевозчик" - это не весь перечень направлений поддержки талантливых детей.
В минувшем учебном году победителями областной и призерами всероссийской олимпиад стали Анна Харитонова (шк. N 10) и Иван Седов (шк. N 1 г.Ворсма).
Применение дистанционных технологий при обучении одаренных детей осуществляется на базе пяти школ шестью педагогами под научным руководством преподавателей НИРО.
Дополнительное образование
НАПРАВЛЕНИЕ поиска и поддержки талантливых детей также реализуется в сети учреждений дополнительного образования.
Таких учреждений в нашем районе пять, в них занимается 3980 (48 проц.) воспитанников.
Премию Президента РФ по направлению "Государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи" получили четыре павловчанки: Ксения Долгова (ДД(ю)Т), Ксения Лукоянова (шк. N 1 г.Ворсма), Мария Стукалова (СЮТур), Софья Сенаторова (шк. N 11).
Педагогический состав
НЕСОМНЕННО, что успехи и победы наших детей - это результат совместной деятельности ученика и учителя, воспитанника и педагога.
В районе трудится 1283 педагогических работника, из них высшее педагогическое образование имеют 84 проц. учителей и 26 проц. работников дошкольных учреждений. Доля молодых специалистов - 9,5 проц., работников пенсионного возраста - 16 проц.
С 2006г. в районе из 48 начинающих молодых специалистов пока только 19 стали участниками программы социально-экономической поддержки молодых специалистов, и еще пять пройдут по этой программе в 2009 году.
Всего за последние пять лет 69 проц. учителей школ и 40 проц. работников ДОУ прошли курсы повышения квалификации, но общий показатель пока остается ниже областного.
Государственные и отраслевые награды имеют 21 проц. педагогических работников района.
В конкурсном отборе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование" за четыре года приняли участие 125 человек, из них 35 стали победителями. Ежегодно воспитатели ДОУ и педагоги дополнительного образования принимают участие в региональных конкурсах.
Оплата труда
БЕЗУСЛОВНЫМ стимулом труда является его достойное вознаграждение. С 1 апреля этого года введена новая система оплаты труда. В связи с этим фонд оплаты по сравнению с 2008 годом увеличен на 17,5 проц.
Цель новой системы - повышение качества образовательных услуг через стимулирование лучших педагогов, когда заработная плата напрямую зависит от результативности труда.
Гранты школам
ИЗМЕНЕНИЮ облика школ Павловского района во многом способствовал приоритетный нацпроект "Образование", в котором четыре школы стали победителями и получили государственную поддержку, причем две из них - дважды.
Кроме того, две школы получили гранты губернатора Нижегородской области. В 2009 году приняли участие в областном конкурсном отборе школы N 5, 7, 10, N 2 р.п.Тумботино, N 1 г.Ворсма.
За годы реализации нацпроекта школами района получено 12 предметных кабинетов, шесть интерактивных аппаратно-программных комплексов. Сегодня в школах установлено 15 интерактивных комплексов.
Один компьютер у нас в районе приходится на 18 учащихся, что выше областного показателя.
В этом году в районе закрыты три школы: N 12, в д.Н.Щербинино, в д.Шульгино.
Здоровье школьника
СЕГОДНЯ общество и государство предъявляют системе образования социальный заказ на здоровую личность.
17 волонтерских агитбригад ежемесячно выступают в классных и школьных коллективах на темы борьбы с алкоголизмом, табакокурением, наркотиками.
В 2009 году образовательные учреждения при поддержке управления образования совместно с соцфондом "Павел Перевозчик" участвовали в проекте "Здоровый образ жизни". Лучшие проекты и мероприятия были отмечены похвальными грамотами и денежными премиями.
Вместе с тем, состояние здоровья детей и подростков в Павловском районе не имеет пока тенденций к улучшению. Среди воспитанников ДОУ относительно здоровы 90 проц. детей, в школах этот показатель еще меньше - 73 проц.
Общий охват питанием школьников составляет 59 проц., что ниже среднеобласт-ного (70 проц.).
Решение проблем здоровья детей требует координации и взаимодействия всех заинтересованных служб города и района. Важен переход от одинаковых для всех требований по состоянию здоровья к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья детей.
ПРЕЗИДЕНТ РФ обращает внимание на то, что российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова.
Коллективами образовательных учреждений проделана большая работа по подготовке к новому учебному году, в результате чего в срок, обозначенный губернатором, межведомственной комиссией были приняты все образовательные учреждения нашего района.
Предстоит решить и новые задачи:
- организационно и методически подготовиться к переходу на стандарты нового поколения;
- новая система оплаты труда должна стать эффективным способом стимулирования педагогов;
- повышение качества образования через реструктизацию сети образовательных учреждений и уменьшение неэффективности расходов;
- развитие государственно-общественных форм управления образовательными учреждениями;
- организация качественного питания и медицинского обслуживания.
Оксана ПРИСТАВЧЕНКО
pavmet.ru