СПб. ЗАО "Фармакор" со следующего года начинает активно открывать аптеки в соседних регионах. Владелец компании Александр Афанасьев рассказывает о планах по развитию этого бизнеса.
- Каковы планы по количеству точек, будете ли Вы их увеличивать?
- В 2006 г. планируется открыть 60 новых аптек. В основном в соседних регионах.
Я имею в виду Псков, Вологду, Новгород, Карелию, крупные города Центральной России.
В самом Петербурге открывать аптеки стало уже нецелесообразно с экономической точки зрения.
Мы исходим из того, что точка, которая дает оборот $30-40 тыс. в месяц и меньше, нам неинтересна. В этом смысле мы не гонимся за количеством аптек, нам нужны обороты. Всего сеть в 2006 г. будет насчитывать более 260 аптек с годовым оборотом компании более $185 млн.
- В Москве открывать будете?
- Нет, таких планов нет. Москва нам неинтересна потому, что из двух возможных путей развития мы выбрали экономически обоснованный. Что имеется в виду под двумя путями развития? Первый (по этому пути особенно любят идти московские сети) - "накачивание" сети для ее последующей продажи потенциальному инвестору. Такой путь предполагает открытие точек в регионах не ради бизнеса, а ради того, чтобы продемонстрировать: и в этом регионе мы присутствуем. Некоторые московские сети открывают в городе одну-две аптеки, причем обязательно на Невском, но коммерческого смысла в этом никакого: они убыточны. Кстати, места, на которых открываются такие аптеки, нам нередко знакомы - мы от них несколько раньше отказались из-за экономической несостоятельности.
Наша стратегия - приходить в регионы, где мы можем не просто "засветиться", а занять не менее 20% рынка. С этой долей мы получаем приемлемые экономические показатели, узнаваемую торговую марку, возможность эффективного взаимодействия с органами власти. Стратегию работы в регионах можно назвать "цепной реакцией": открыли в Ленинградской области - пошли в соседний регион, ближайший к ней (например, в Псковскую область), закрепились в новом регионе - двинулись в следующий. И так далее. У нас же все на логистику завязано.
- По Вашему мнению, приход новых игроков на рынок маловероятен?
- Еще раз повторюсь, это смотря что считать выходом на рынок. Если речь идет об открытии одной-единственной аптеки с видом на Эрмитаж, то может выйти кто угодно. На мой взгляд, чтобы присутствие было заметно, надо занимать не менее 20% рынка. Самый простой путь - покупать уже существующую сеть.
- Вам поступали предложения о продаже?
- Нет ничего, что не продается. Но пока нам неинтересно продавать сеть, нет такой необходимости. Более того, насколько мне известно, к настоящему моменту сделок по приобретению крупных аптечных сетей не происходило и не намечается. Покупают в основном "по мелочи": допустим, сеть из пяти аптек. Формально это, конечно, сеть, но ее доля в общем объеме продаж ничтожна. А сделок на сумму более $30-50 млн на рынке вообще нет. Сейчас тенденция такова - стоимость сети определяется по коэффициенту 1-1,1 от годового оборота входящих в нее аптечных предприятий. Иными словами, если у сети оборот $10 млн в год, ее готовы купить за эту сумму (если, конечно, есть покупатель).
- Вы считаете эту цену справедливой?
- Нет, мне кажется, она занижена, прежде всего потому, что нет реального спроса. Когда сюда придут иностранные игроки и этот спрос возникнет (потому что новую сеть ввести невозможно, возможно лишь купить существующую), цена станет значительно выше.
Владелец ЗАО "Фармакор" Александр Афанасьев : "сделок по продаже аптечных сетей на сумму более $30-50 млн на рынке вообще нет".
Полную версию статьи читайте на dp.ru
На заметку
Александр Афанасьев
- Параллельно с аптечной сетью начал развивать и ресторанный бизнес. Сейчас у него работает четыре ресторана, входящих в ресторанную группу "Тритон".
- 21 октября открывается еще два ("Маяковский" и "Миру - Beer"), еще два ресторана ("Тбилисо" и "Монтана-2") откроются до конца года. Общий объем инвестиций в них составит более $4 млн.
- Для открытия в будущем году прорабатываются еще 15-16 адресов. Александр Афанасьев отмечает, что, возможно, это будут не только рестораны класса люкс и премиум, но и фаст-фуды. Их концепция пока продумывается.
Грибанов Валерий
СМИ: Деловой Петербург, Санкт-Петербург
13 Октября 2005 г.