Герой номера
Человечество в будущем поймет пагубность техногенного пути развития и будет приближаться к природе. Города потеряют свое значение: им на смену придут ноосферные поселки - энергоавтономные, экономически приемлемые и безопасные с точки зрения природных катаклизмов - считает вице-президент Российской академии естественных наук, один из самых известных в России продолжателей идей Вернадского, академик Андрей Георгиевич МАЛЕНКОВ.
По его мнению, Россия "созрела" для ноосферного перехода, и кризисное время ему только поспособствует. Один из таких поселков может появиться в Городецком районе Нижегородской области.
- Андрей Георгиевич, объясните, пожалуйста, что такое ноосферный переход, в чем его суть?
- Ноосфера - (от лат. noo - разум) - буквально "мыслящая оболочка", сфера разума. Это понятие отражает необходимость разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы. Ноосферное развитие базируется на понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам, потому что без сохранения природы невозможно продолжение рода человеческого. В эпохе ноосферы человечество должно принять на себя ответственность за результаты жизнедеятельности людей, за безопасность человека и судьбу всей биосферы. Это новая стадия эволюции, которую можно охарактеризовать как единство природы и культуры, разума.
Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху ноо- сферу предсказал русский ученый В.И. Вернадский, и сегодня это время наступает.
- Что вы подразумеваете под ноосферным переходом на современном этапе?
- Главное в том, чтобы начали происходить изменения в сознании общества потребления. Сегодня человек потребляет что-то не потому, что это ему нужно, а потому, что это есть у соседа или престижно. Такая работа общественного сознания просто омерзительна, потому что она работает на разрушение. Человек должен быть гораздо более развит, чтобы понимать, что для его здоровья и счастья нужно не так много материального, а вот духовного как раз больше. Важная часть концепции ноосферных переходов - изменение условий жизни людей. Сегодня мы живем скученно, в бетонных коробках, а этого не должно быть. Поэтому мы начинаем с построения ноосферных поселков, точнее с организации Ассоциации ноосферных поселков.
- Насколько близка идея к воплощению?
- Близка, но к ее реализации шла значительная подготовка, подкрепленная ноосферными знаниями и технологиями. В Российской академии естественных наук нам была поставлена задача их систематизировать, и уже в 2004 году мы находились в такой боевой форме, что предоставили соответствующий документ президенту России о готовности страны к переходу на ноосферный путь развития. Для того чтобы начать, нужно несколько принципиальных составляющих: полное информационное обеспечение, решение транспортной и строительной проблем. Эти вопросы, с нашей точки зрения, на сегодня разрешены. Мы начали свои разработки 13 лет назад, но только сегодня это становится возможным, так как в мире создана общая информационная база - любой человек в любой точке мира может быть обеспечен интернетом, что колоссально важно. Для того чтобы связать населенные пункты, главным образом те, что сильно отдалены друг от друга, необходимы дороги. Прокладывание их дорогое, а зачастую и трудное дело, например в Сибири. Поэтому мы предлагаем повсеместное внедрение новых средств передвижения, например экранопланов. Это усовершенствованная модель, принципиально иная, чем была разработана конструктором Алексеевым. Развивает скорость до 500 км/ч, достаточно маневренна, легка в управлении. Для того чтобы совершить посадку, экраноплану требуется 10 метров берега, не надо ни гавани, ни пристани, просто выползает на берег и все. В течение семи лет он проходил испытания в районах Сибири, я лично летал на таком экраноплане над Байкалом.
- Какова стоимость такого экраноплана, и сколько, по вашим расчетам, их требуется для того, чтобы обеспечить ту же Сибирь?
- Требуется 50 млн рублей на приобретение 500 экранопланов.
- И этого, вы считаете, будет достаточно?
- Да, потому что экранопланы есть разной модификации и могут перевозить одновременно от 5 до 200 человек, а также тонны грузов. Пример относительно скорости передвижения: от Калининграда до Санкт-Петербурга идет 48 минут. Решение транспортной проблемы, разработки для которой готовили в течение 13 лет 38 российских конструкторских бюро, включает в себя и другие средства передвижения, например, новое поколение дирижаблей.
- А что касается строительства, здесь в чем новизна?
- Города в будущем потеряют нынешнее значение, а свое развитие получат ноосферные поселки с малоэтажными домами и населением до 10 тысяч человек. Такое жилье должно быть и будет экономически приемлемым, а дом получится в результате энергоэкономным, пожаробезопасным, сейсмоустойчивым. Ноосферные дома, разработанные нами, представляют собой каркасно-комплексные модули, которые легко и быстро собираются и разбираются. По теплофизическим свойствам такое строение в 12 раз превосходит железобетонное и в 6 раз кирпичное, его вес около 30 тонн, что в 20 раз легче современных домов. Причина в новых строительных материалах. Мы используем пеностекло и трепел. Добыча трепела (природного горного камня осадочной породы) налажена в карьере, приобретенном холдингом "Маджерик" в Орловской области. Этот карьер может обеспечить Россию трепелом на 300 лет, но таких месторождений много, трепел так же "редок", как и песок. Вот эти два материала, по сути, и являются ключевыми. Еще есть проекты усовершенствования оконных рам и многое другое, но то, что есть, оно уже хорошо, так как сравнительно дешево. Например, для сборки дома не нужен панелевоз и мощная техника, потому что панели для стен из трепела не тяжелые, а это уже снятие части трат. Стоимость такого дома порядка двух миллионов рублей.
Половина площади ноосферного жилья предполагается отводить под оранжерею, в которой круглый год можно будет выращивать овощи и фрукты. Каждый дом абсолютно автономен: своя вода, собственная энергетика, источники которой - это солнце, ветер. Ноосферные поселки решают проблему размещения населения на планете, численность которого постоянно увеличивается, в том числе на трудноосваиваемых территориях. Такие поселения уже сейчас необходимо создавать на территории Сибири и Дальнего Востока, поскольку с помощью стандартных технологий эти районы освоить невозможно.
- Есть ли на сегодня опыт построения энергоавтономного ноосферного жилья в России?
- Энергоавтономного жилья в таком виде, в каком мы хотим, пока нет. Есть отдельные примеры, частные экспериментальные дома, а также опытные образцы под Новосибирском и в Белгородской области. В перспективе - строительство поселка в Вологодской области. Вообще, такие поселения должны развиваться по бассейнам рек - и первые мы создаем на Волге. Хочу заметить, что ноосферный поселок - это не секта, а объединение людей по принципу общего дела, все остальное у них может быть различно.
- Будут ли иметь эти поселки нечто общее с нынешними элитными загородными поселками?
- Здесь элита другая, ноосферная. В духовном и интеллектуальном смысле они будут элитны, безусловно.
В Нижегородской области уже выбрано место для возведения ноосферного поселка.
Такой поселок может возникнуть в Городецком районе, я там был и видел, что территория для этого готова. Но это часть дела не совсем мой вопрос, так как я один из разработчиков этой концепции в целом, и моя задача - организовать команду, объединить специалистов и инвесторов, а далее все будет зависеть от них.
- Легко ли откликаются инвесторы на идеи будущего?
- Есть разные интересы. Например, вложения делают ряд производств, но мы допускаем и другой вариант. Скажем, человек хочет жить в ноосферном поселке, он приобретает там дом, вносит деньги на содержание, а также участвует в общем деле - дальнейшем строительстве и прочей деятельности поселка - и получает прибыль, что наиболее выгодно. Это, конечно, не так быстро: на рынок выводится новая система, и ее, как любой новый товар, нужно раскручивать. Риски есть, но они не абсолютные, а риски во времени.
- На каком этапе, на ваш взгляд, находится современное общество относительно ноосферного перехода?
- На самом начальном этапе. Надо понимать масштаб этого перехода. С точки зрения технологической, это такая же разница, как в переходе от палеолита к неолиту, от неандертальца к человеку разумному. Дело не только в интеллекте, а в новом нравственном императиве. Человек ноосферы не может завидовать, врать, желать другому зла, нравственное совершенствование является необходимым, из него все остальные технологические достижение взращивают.
- Вы говорите о совершенном мире, он возможен?
- Совершенный мир - он неизбежен, потому что это Божий замысел. Мы не предвидим всех деталей перехода в ноосферу - это было бы наивно, и говорим не о создании ноосферы, а о переходе на ноосферный путь развития. Делать это будут многие поколения людей, но они пойдут уже по другой дороге. Мы делаем первые шаги, поворот на новый путь развития, в котором автоматически решаются те вопросы, которые сейчас вообще неразрешимы, такие как природные катаклизмы, исчерпание ресурсов, а также любые человеческие конфликты.
СПРАВКА. Маленков Андрей Георгиевич. Ученый, специалист в области биофизики. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова в 1961 г; заведующий отделом в НИИ по БИКС Министерства медицинской промышленности; 1990 г. - один из основателей Российской академии естественных наук; 1995-2000 гг. - вице-президент РАЕН; председатель секции РАЕН "Ноосферные знания и технологии"; 1990-1993 гг. - организатор и руководитель экспериментальной программы экологического образования; член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; награжден орденом "Звезда Вернадского" Международной ассоциации общественных академий.
Надежда ТРОФИМОВА
www.birzhaplus.ru
23.03.2009