Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
11 сентября 2024
590

Наши самые первые действия

Мы оказываемся в новой обстановке и в новом, разреженном силовом поле. В этой чистой реальности идеологии теряют свою силу; статистические фокусы теряют свою силу; искажения СМИ и тактическое притворство политиков теряют свою силу. Больше нет никакого отношения к широко распространенным заблуждениям — или даже к теориям заговора. Остается суровая, жестокая реальность». 

В. Орбан, премьер министр Венгрии

 

Надо отчетливо понимать, что Россия в 2024 году стоит перед «жесткой реальностью» и тяжелым выбором – сохранить в тяжелой борьбе суверенитет и национальную идентичность, либо окончательно раствориться среди государств, подконтрольных США. Всё будет зависеть в конечном итоге только от степени поражения и такой подконтрольности – как в Сербии и Венгрии, где будут принуждать к потере идентичности и суверенитета, либо как во Франции, где уже растворились в новой системе ценностей. Где-то публично будут говорить о независимости, а где-то постепенно согласятся с «жестокой и суровой реальностью».

Но и наша победа, отчасти в СВО, но, на самом деле в бескомпромиссной силовой борьбе с западной коалицией, будет не только тяжелой, но и только первым этапом в восстановлении нации и государства, разрушенных за последние десятилетия. Дальше нужна национальная стратегия, в которой мы должны победить по целому ряду критериев, по которым мы сегодня отстаем, технологиям, демографии, качеству человеческого капитала, образованию и науке (которые перестали быть национальными).

Огромное, даже решающее значение в этом имеет наши способность выстоять в неблагоприятных внешних условиях формирования того сценария развития человечества, который, к сожалению, уже ста доминирующим. Настоящий материал ни в коей мере не является законченным исследованием и не претендует на окончательные выводы относительно закономерностей формирования, а тем более конкретных сценариев развития МО[1] и ВПО[2], однако он вполне определенно дает оценку главных тенденций развития, не претендуя, в то же время на окончательные выводы, особенно с точки зрения военно-технической политики.

Цель изначально ставилась как формулирование основных направлений анализа и прогноза развития ВПО, в наиболее прикладном, военно-политическом значении, необходимом для стратегического планирования (СП) в России, необходимость которого долгие годы вообще отрицалось, а когда спохватились, уже было поздно. За 35 лет развития России она сменила, как минимум, трижды приоритеты, ценности и стратегии, которые даже и не пытались всерьез обсуждать, а, тем более, реализовывать.

 И, наоборот, наши оппоненты, которых мы любим критиковать, за эти же годы последовательно, настойчиво и очень целеустремленно придерживались своих стратегий, одной из которых была стратегия уничтожения России и раздела её ресурсов. Так, как это происходит в общем виде в США в основных документах, например, военной стратегии страны[3].

В современный период, естественно, само существование России, как важнейшего субъекта ВПО, неизбежно и объективно поставило проблему повышения эффективности российской внешней политики в крайне неблагоприятных внешних условиях эскалации развития современного военно-силового сценария МО и его конкретного варианта – ВПО, направленного уже открыто на «стратегическое поражение» России.

Первый вопрос стратегического планирования – адекватность правящей элиты, которая является важнейшей предпосылкой объективности стратегического прогноза. Так, СВО показало реальное, а не фантизийное отношение не только «коллективного Запада», но и других стран к России. При этом были обнаружены «вдруг» некоторые, не замеченные прежде (или недооцененные по значению) особенности, например, что «идеальные внешние условия для России» (существовавшие, по признанию наших экспертов и политиков до 2014 года), стали иными, а именно – враждебными. Как яркий пример – вступление нейтральных Швеции и Финляндии в НАТО, чье вступление готовилось, как минимум 10 лет даже после развала ОВД[4].

Категорически не хотели на самом верху видеть как международные институты попадали под контроль США – от ООН и ОБСЕ до спортивных и прочих гуманитарных организаций и обществ. Не хотели видеть и того, что происходило на Украине, причём последовательно с конца 80-х годов. Иными словами, надо признать, что правящая элита СССР и России была (как минимум до 2014 года) не адекватна. Можно называть это «наивность» или чем-то еще, что категорически не должно быть у политика.

Второй вопрос – недооценка, более того, категорическое игнорирование главного фактора мощи и качества внешнего влияния – человеческого капитала. Только в 20-е годы, опять же «вдруг» было обнаружено исключительно сильное влияния развития национального человеческого капитала (НЧК[5]) и его институтов не только на развитие того или иного сценария ВПО, но и на политику, экономику (особенно ОПК[6]) и, в конечном счёте, на стратегию безопасности России. За 30 лет приоритетами были – «перестройка», «демократия», «либеральные реформы», «макроэкономическая стабильность» и пр., но про главный фактор развития и безопасности – человека, нацию – просто забыли. Из-за этого по большому счету и все проблемы – от развала государства до потери боеспособности и кризиса в управлении.

В результате оказалось, что по целому ряду направлений в стране в реальной политике удалось либо только подойти к конкретным результатам (подсчёте количества и качества НЧК), либо даже остановиться только на формулировке новых задач (например, роли в политике институтов развития НЧК).[7]

Решить проблему адекватной количественной и качественной оценки потенциалов государств и их военной мощи на этом этапе не удалось (впрочем, такая конкретная задача для этого этапа и не ставилась), хотя направления этих исследований проглядываются уже достаточно отчётливо. Тем более, если говорить о конкретных приёмах оценки и сопоставления государственной и военной мощи и военных потенциалов.

Так, в частности, надо понимать, что количественные оценки государственной или военной мощи не имеют абсолютного значения, хотя нередко и выступают традиционно в качестве главных критериев. Они всё больше отодвигаются по своему значению другими факторами силовой политики. Что, на мой взгляд, имеет ключевое значение для будущей военно-технической политики России и её стратегического планирования в военной области.

Если даже прежде в истории огромное значение имело политическое и военное искусство, воля и способности политиков и военачальников, а не только «большие батальоны», то в настоящее время – множество иных факторов стали играть ещё более важное значение. В частности, таких как внутриполитическая стабильность, качество НЧК и его институтов и пр. От качества институтов зависит точность СП и, в частности, прогноза, политическое и военное искусство. Уничтожение в последние десятилетия таких институтов, прежде всего, научно-образовательных, в России, включая ВС, привело фактически к потере её руководством целых школ анализа и прогноза, реальных практических компетенций, что отразилось непосредственно на ходе СВО.

Огромное значение приобретают в этой связи онтологические исследования и образование по военно-политической проблематике, которые в последние годы стали существенно хуже. Нередко приходится либо отказываться от самостоятельных оценок, либо использовать препарированные Западом оценки и рекомендации. Сегодня, например, гораздо важнее знать как соотношение сил влияет на политические – силовые (военные и не военные) и иные возможности, – в частности, например, на стратегическую стабильность[8]. При понимание того, что представление об этом явлении не только между западными, но даже среди российских политиков и ученых разное: если на Западе имеют ввиду, прежде всего стабильность как сохранение контроля за использованием ЯО (причем, как правило, только стратегического), то мы понимаем стратегическую стабильность значительно шире – как состояние неприменения военной силы в качестве внешнеполитического инструмента. Причём на всех уровнях военного конфликта, а не только ядерном.

Такое соперничество является одним из последствий нарастающего силового противоборства в МО, которое проявляется не только и даже не столько в военно-технической области, сколько в многих других областях.

Таким образом, нарастающая эскалация военно-техническое противоборства между государствами и коалициями выступает, во-первых, неизбежным следствием развития одного из сценариев (в каком-то из его конкретных вариантов) МО и ВПО, а именно – усиление эскалации военно-силового давления на Россию, а, во-вторых, проявляется в создании целого нового набора силовых факторов, где собственно военно-техническое соперничество играет не всегда исключительную роль ( хотя сохранение «решающего превосходства на всех уровнях противостояния и продолжает оставаться требованием внешней и военной политики США)[9].

Очевидно, что среднесрочная и долгосрочная перспектива развития ВПО в мире будет очень опасной, что потребует своевременного внесения корректив во все области военной политики и военной стратегии России, а также военной доктрины.

 

________________________________________

[1] Некоторые аспекты развития МО были рассмотрены, например, в работе: Стратегическое прогнозирование международных отношений: кол. монография / под ред. А.И. Подберёзкина, М.В. Александрова. М.: МГИМО-Университет, 2016. 743 с.

[2] См. подробнее: Некоторые аспекты анализа военно-политической обстановки: монография / под ред. А.И. Подберёзкина, К.П. Боришполец. М.: МГИМО-Университет, 2014.- 874 с.

[3] См.: Summary of the National Defense Strategy of the United States of America. Wash. Jan., 2018, p. 11.

[4] Так, «дружеская Финляндия» подписала с ЕС и НАТО более 1400 (!) соглашений и договоренностей разного уровня, а в ЕС был даже создан Комитет по военной разведке.

[5] В принципе значение НЧК и его институтов стало объектом внимания в начале нулевых, когда автор работал в аппарате Правительства РФ, что нашло свое отражение в ряде документов и печатных работ, опубликованных под псевдонимом в те годы. См., например: Приоритетные национальные проекты ми новая идеология, Часть 1 и Часть 2. М.: СГА, 2006. 362 с. и 296 с. Однако в полной мере такая переоценка не произошла до настоящего времени.

[6] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная военно-промышленная политика в условиях четвертой промышленной революции. В кн.: Промышленная политика: монография / коллектив авторов; под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2020, сс. 151–176.

[7] Надо признать, что за последние 20 лет в этой области в России было сделано немного. В реальности, это признание СМИ не средством информации, а силовым не военным оружием, что еще в начале столетия было нереальным (См., например: Подберёзкин А.И. Средства массовой информации в развитых странах: свободы и несвободы. М.: ИД «А.Л. Федоров», 2004. 2007 с.).

[8] В частности, проблеме критериев стратегической стабильности была посвящена специальная работа: Подберёзкин А.И. Политика стратегического сдерживания России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2019, сс. 68–91.

[9] См.: Summary of the National Defense Strategy of the United States of America, Wash. Jan., 2018, p. 5.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован