04 мая 2007
3184

Наталья Дружинкина: Особенности портретного творчества В. Л. Боровиковского в общем контексте развития русского искусства второй половины 18 века

Оглавление.

1. Введение
2. Особенности портретного творчества В.Л.Боровиковского в общем контексте развития русского искусства второй половины 18 века.
2. Образно-стилистические особенности, композиционные закономерности портрета "Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке" (1794., ГТГ., х.м., 94,5 х 66).
3. Заключение

1.Введение.


В.Л.Боровиковский - великий мастер русской живописи, известный портретист второй половины 18 века, его наследие - это огромная портретная галерея - один из ценнейших памятников эпохи.
Целью данной работы является рассмотрение образно-стилистических особенностей, композиционных закономерностей портрета "Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке" (1794., ГТГ) в творчестве В.Л.Боровиковского, выяснение его специфики в общем контексте развития как портретного творчества мастера, так и русского искусства второй половины 18 в.
В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 - 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла. Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи "О состоянии художеств в России" в "Северных цветах" за 1826 г., затем последовали сочинения П.Н. Петрова и В. Горленко , в которых были помещены: первая полная биография, первый список работ, первая публикация писем). Огромное значение имела работа А.Н. Бенуа, считавшего, что Боровиковский по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что он оставляет позади себя и Давида, и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. "Самобытный, оригинальный, чисто русский талант" .
Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т.В. Алексеевой "Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII- XIX веков", в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления; дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника; представлена атрибуция портретов, история их создания, биографии моделей; разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера .
Как справедливо пишет Т.В.Ильина, уделяя достаточное внимание творчеству В.Д.Боровиковского: "Рубеж XVIII-XIX веков - время не только наивысшей славы Боровиковского, ... но и появления новых тенденций в его искусстве. Классицизм достигает своих высот, и в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почти скульптурности форм; к усилению объемности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов" . Живопись Боровиковского окрашивается в сентиментальные тона, сообщая особую задушевность образной структуре портретируемого образа.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован