Около трети руководителей малых предприятий знают о существовании действующих программ поддержки малого бизнеса в своем регионе, однако не пользуются ими. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) среди руководящих сотрудников предприятий в феврале 2015 г.*
44% представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах поддержки со стороны государства, при этом только 13% из них указали, что пользовались ими. Наибольшая доля таковых среди компаний, образованных более 15 лет назад – 20%. И еще около трети (31%) руководителей малых предприятий сообщили, что в курсе данной возможности, однако не обращались за помощью.
Осведомлены частично (что-то слышали) 28% представителей малого бизнеса, преимущественно в компаниях, созданных в начале 90-х годов. Не в курсе подобных государственных и муниципальных программ 27% владельцев малого бизнеса. Среди компаний, организованных относительно недавно (в 2000-е) таковых 29%.
Среди наиболее востребованных среди бизнеса мер государственной поддержки – финансирование (14%) и облегчение налогообложения (10%). В тройку также входит такой вид поддержки как снижение ставок по кредитам (6%).
Опрошенные владельцы предприятий разного масштаба называли и другие возможные способы государственной помощи бизнесу, такие как административная и законодательная поддержка (5%), субсидирование (4%), помощь с арендой помещений, земли или оборудования (3%).
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о существовании действующих на территории вашего города государственных и муниципальных программах поддержки малого бизнеса?», % от опрошенных в целом и по группам
В целом по выборке Размер предприятия Год создания
Микро-предприятие Малое предприятие Среднее предприятие Крупное предприятие с 1990 года 1990-2000 2001 и позже
Нет, не знаю 27 24 27 28 43 26 24 29
Что-то слышал 26 28 28 15 35 37 24 27
Да, хорошо осведомлен и мы пользовались ими 13 13 12 13 11 4 20 10
Да, хорошо осведомлен, но мы ими не пользовались 31 30 31 43 0 33 31 29
Затрудняюсь ответить 3 5 2 1 11 0 1 5
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вашему предприятию какая-либо государственная поддержка? Если да, то какая именно?»**, % опрошенных
Финансовая поддержка 14
Снижение налоговых ставок, облегчение налогообложения 10
Снижение ставок по кредитам, льготные ставки по кредитам 6
Административная поддержка, законодательная 5
Субсидирование 4
Выделение помещений, земли, оборудования в аренду 3
Нет поддержки, нет доверия, что поддержка будет оказана 2
Поставка заказов, сбыт 2
Инвестиции 1
Снижение стоимости на энергоресурсы, тарифов ЖКХ 1
Ликвидировать коррупцию 1
Не требуется 41
Другое 7
** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Источник: НАФИ
Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ:
«Низкий уровень пользования государственными и муниципальными программами поддержки малого и среднего бизнеса обусловлен, с одной стороны, сложными бюрократическими процедурами, требующими значительных трудовых, временных и интеллектуальных затрат, с другой стороны, предлагаемые меры не всегда соответствуют реальным потребностям бизнеса. При этом некоторые предприниматели, в особенности из сектора микро-бизнеса, вынуждены отказываться от предлагаемой помощи по причине недостаточного уровня финансовой и юридической грамотности, а также ввиду отсутствия профильных специалистов на предприятии (бухгалтеров, юристов и т.д.).
Бизнесмены также указывают на неструктурированность информации о действующих мерах поддержки, что является частью более комплексной проблемы – отсутствия целостного и комплексного подхода в реализации коммуникационной стратегии со стороны государства».