01 июля 2004
1113

НЕ БУДЕТ РЕФОРМЫ НА `ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ`

Точка зрения как точка опоры в реформировании ЖКХ:
Говоря о необходимости развития малого и среднего бизнеса, Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что "это большое государст- венное дело". Не менее значимым для России является и комплексное решение проблем жилищно-коммунального хозяйства - как важнейшего сектора национальной экономики, требующего для стабилизации поиска новых перспективных технологий и моделей эффективного управления.

Фазиль ИЗМАЙЛОВ, глава Управы района "Сокол" г. Москвы, доктор юридических и экономических наук, профессор, академик Российской муниципальной академии, Академии по проблемам безопасности, обороны и правопорядка, Международной академии менеджмента, член Международного союза журналистов
Диалог муниципального руководителя и журналиста журнала "Европейская столица"
- Вы, уважаемый Фазиль Марданович, достаточно публичный человек. И довелось услышать следующее Ваше высказывание со ссылкой на прак-тику главы Управы района "Сокол": задача реформирования ЖКХ не про-ще, чем реализация сложнейших космических программ. Потому что дан- ный сегмент рынка не просто специфичен, но и чрезвычайно важен для функционирования всей государственной инфраструктуры. Это - базисная основа для создания условий комфортности жизни населения, стабильности и устойчивости развития российских городов, бесперебойной деятельности организаций и предприятий во всех 89 регионах РФ...
- Вот она, реальность: в сознании многих все еще доминирует надежда на существование простых путей достижения положительного результата, но в системе ЖКХ этих простых путей нет! Как в любом механизме, здесь органично взаимодействуют экономические, финансовые, органи-зационные, информационные и технические элементы, и пренебрежение каждым из них приводит к неработоспособности всей системы. Вот почему так важно уяснить механику действия огромного количества "узлов" единой рабочей цепочки: от получения бюджетной экономии засчет мер по повышению энергоэффективности до внедрения новых стан- дартов, документооборота и расчетных процедур.
Конечно, теоретически проще переложить бремя ответственности на плечи местной власти и населения. Это и спешат сделать те, в чьем ведомстве находится жилищная сфера.
Но, согласимся, Фазиль Марданович: жизнь развивается не по "бумажным директивам". И факты убеждают, что принимать нормативы по полной - на все 100 процентов! - оплате - синоним монополизма.
Да, это так. Сегодня к столь непосильной финансовой нагрузке не готовы ни россияне, ни федеральный центр, ни регионы РФ. А главное - поставленной задаче не соответствует структура рынка с ее нынешней тарифной политикой, непрозрачностью критериев стоимости услуг и несовершенством нормативных актов, регулирующих договорные отношения подрядных организаций и подрядчиков с Дирекцией единого заказчика, ремонтно-эксплуатационными управлениями, товариществами жильцов.
Условия, в каких начато осуществление реформы, способны привести к самому печальному результату - бесконечной эскалации цен на услуги низкого качества. Почему? Да потому что выстраивается порочный круг реструктурирования отдельных элементов, которые не затрагивают сути самой системы - экономической мотивации снижения издержек и эксплуатационных рисков ЖКХ.
- Здесь мы выходим на логичный вопрос: если с муниципалитетов снимается обязанность заниматься материальным обеспечением ЖКХ, прекращается дотирование, то зачем им заниматься проектами, снижающими затраты на оказываемые услуги?
Понимаю, как нестерпимо хочется заманить частника в коммунальные сети. Но, разделяя тезис, что малый и средний бизнес, формирующий средний класс, является основой государственности, сомневаюсь, что индивидуальное предпринимательство сможет кардинально изменить критическую ситуацию. Как бы не создать еще большей "зоны рисковости" в ЖКХ!..
Именно к таким пессимистическим выводам побуждает практика. Возможно, в Москве и Санкт-Петербурге, где с недвижимости суммарно собираются миллиарды, худо-бедно, но процесс пойдет. А в регионах РФ ставить "вопрос ребром" весьма проблематично. Пока альтернативные службы не доказали своей состоятельности, к ним больше претензий, чем доверия со стороны потребителей. Поэтому экономически целесообразно оставить Государственные унитарные предприятия (ГУПы) и, го-товя соответствующую материально-техническую базу и кадры, постепенно внедрять в ЖКХ частное предпринимательство.
Вы хотите сказать, что на сегодня это единственный выход отработки нормального механизма для переходного периода?
Пожалуй. Тендеры хороши, если позволяют выбрать эффективного исполнителя работ, способного оказывать качественные услуги. Только сплошь и рядом под вывеской солидной фирмы скрываются бригады, где эксплуатируется дешевая рабочая сила - не обученная, неквалифицированная, не имеющая профильной специализации и по- тому малопригодная для требовательного заказчика. Однако стоимость их работ из-за низкой производительности и слабой технической осна- щенности достаточно высока. Отпусти вожжи и - никаких сомнений! -цены вздернутся еще больше. При этом нет стимула делать качественный ремонт и снижать затраты для сохранения своей рыночной ниши - заказов и так хватает. К тому же, не снижая угрозу финансовых потерь и не культивируя нормальной конкуренции, маломощным фирмам бессмысленно тягаться с гигантами-монополистами - теми же РАО ЕЭС, Газпромом, Водоканалом. Тем более что в стране не действует система законодательных механизмов.
Хорошо, если новый состав Думы прислушается к голосу практиков и настроится не на политике -реформаторский, а на рабочий лад - станет лоббировать интересы не отдельных структур, а общества в целом...
- В цивилизованном государстве все споры решаются исключительно через суд - это гарантированная норма взаимоотношений. А наши судебные органы оснащены слабо, финансируются из рук вон плохо. Кадров им катастрофически не хватает, они завалены делами, решения по которым тянутся годами, и жесткий срок исполнения, как на Западе или в США, у нас, увы, не установлен...
- Хотел бы провести следующую мысль: если у потребителя нет ни права на защиту интересов, ни рычагов влияния, ни инструментов контроля, то нечего и мечтать о наведении порядка...
- Плохо, когда одно ведомство выдает лицензию, второе - помещение, третье осуществляет контроль. В итоге плодится масса нарушений, а копья и стрелы мечутся жильцами в местный орган, который ближе и доступнее людям. Не абсурдно ли, что орган местного самоуправления не входит во властные структуры?! Чтобы уволить не справляющегося со своими обязанностями начальника ДЕЗа, приходится апеллировать к префекту.
Заместитель руководителя департамента муниципального жилья и жилищной политики мэрии Москвы Ольга Валентиновна Долгушина без согласования с Префектурой и Управой перевела жилой фонд в нежилой, выдав разрешение на открытие медицинского центра в квартире жилого дома. Жильцы выступили категорически против такого решения, которое принесет им массу неудобств: подъезд превратится в "пропускной пункт", может "выбиваться" электричество от установленного мощного оборудования. Но мы замучились писать жалобы во все инстанции - бюрократия в России сильнее законов?!
Вы, Фазиль Марданович, отметили в одной из своих журнальных публикаций: в Москве установлено 20 тысяч приборов учета холодной воды, а какой от них прок, если оплата взимается по-прежнему с числа проживающих в квартире и производится по единой квитанции, куда нельзя внести изменения по недопоставке коммунальных услуг? Да и каждый из нас в среднем получает меньше на 20-30 процентов тепла, чем полагается.
Более 85 процентов стоимости ЖКУ связаны с финансированием тепло-электро-газо-водоснабжения, - это основной источник высоких издержек. По стране ежегодно фиксируется до 100 тысяч аварий на теплотрассах и других инженерных коммуникациях. За 10 лет аварийность сетей выросла в 5-10 раз. Но избавиться от затратного механизма и сделать процесс ценообразования прозрачным не удается, ведь легче и удобнее списать все потери производства и транспортировки на потребителя...
В качестве одного из приоритетных направлений реформа обозначила сохранение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, не учитывая незавидной картины...
...Да, не учитывая, что многие дома по 50-60 лет стоят без капремонта, 87 млн. кв. м по стране ветхого фонда. Как при таком состоянии начинать передачу домовладений под эгиду товариществ - собственников жилья и жильцов? Мыслимо ли на "графских развалинах" построек сталинского периода обеспечить долгосрочный рост ЖКХ, который при подобном отношении со стороны государства всегда будет тормозить развитие российской экономики и инфраструктуры городов?!
Выскажусь со всей прямотой: вместо творческого воспроизведения опыта, накопленного практикой в других странах и в наших муниципальных образованиях, мы движемся по инерции к самому пессимистическому и рисковому сценарию, не гарантирующему никаких радикальных сдвигов.
Действие механизмов конкуренции и правильного распределения средств напрямую зависят от платежной дисциплины бюджетов всех уровней и населения. Поскольку инфляция постоянно растет, вместе с нею дорожают и услуги. Не так ли, Фазиль Марданович?
В 2001 году они подскочили на 57 процентов, в 2002 - 2003 годах еще на столько же. Из 21 млрд. рублей бюджетных средств 35 процентов уходит на социальные нужды: реализуется персонифицированное субсидирование малодоходных групп населения. Но, не смотря на колоссальную цифру, эффективность такой помощи невелика, потому что не отработана система социального инвестирования и определения нуждаемости семей. Субсидии выдаются по справке о заработной плате и пенсионном обеспечении, без учета дополнительных доходов "на стороне", и этим нередко пользуются недобросовестные заявители с высоким уровнем благосостояния...
В результате все большая категория людей подпадает под разряд неимущих и дотируемых. Только в Москве - 40 процентов нетрудоспособных людей. Смогут ли они оплачивать сполна коммунальные услуги? Предлагается выселять их из центра на окраины, в менее благоустроенное жилье. Угроза массового переселения, принимающая в пределах Российской Федерации национальный масштаб, - такого не видела ни одна страна мира!..
...Тем более что долги в ЖКХ - это на 80 процентов не оплаченные бюджетом деньги. Получается палка о двух концах. Недофинансирование заставляет повышать тарифы и делает бизнес в ЖКХ убыточным и непривлекательным для инвестиций.
Мы провели мониторинг и сделали расчет по каждому дому. Выяснилось, что только на модернизацию жилищно-коммунальной системы нашего района понадобится 8 млрд. рублей.
Убежден: в индивидуальном порядке хозяйства не в состоянии решить комплекс накопившихся вопросов. Нужно, чтобы они официально участвовали в процессе управления ЖКХ.
Попробовали на "Соколе" провести эксперимент, понимая, какую положительную роль способны сыграть домкомы, товарищества собственников жилья и кондоминимумы...
- ... Речь о том, что с 1998 года в районе действует Совет старших по домам и подъездам, находящийся в тесном контакте с Управой, Советом при каждом ремонтно-эксплуатационном управлении и Советом руководителей домовых комитетов? Совместно они ежемесячно подписывают акт по приемке работ и закрытию смет, оплате произведенных по факту услуг...
...Раз мы развиваем местное самоуправление, то полагается общественным объединениям придать юридический статус. Попытались заре-гистрировать домкомы в Минюсте и не смогли из-за отсутствия законов, регламентирующих их деятельность. А без этого как передать им "на баланс" нежилые помещения, находящиеся в домах, - чердаки, подвалы, лестничные клетки, мусоропроводы? С другой стороны, стоит домкомам стать юридическим лицом, как тут же они будут обременены налогами, что тоже неразумно. Тогда их лучше вообще не создавать, чем прикрываться "фиговым листком" для отчетной фикции, - давать прибыль домкомы все равно не смогут. Выданные квартиросъемщикам "приватизационные грамоты", в принципе, ничего не значат. Любой нежданно-негаданно свалившийся с федерального уровня "собственник" может предъявить претензии к жильцам и распоряжаться их достоянием. А по желанию, как по старинке, даже "обложить оброком и барщиной". И никуда не денешься, будешь платить - неизвестно кому и неизвестно за что!..
Вы хотите сказать, Фазиль Марданович, что пока не решена ключевая проблема закрепления собственности и границ земельного участка, приходится руководствоваться не столько законодательством, сколько жить "по понятиям"?
- Мы разработали программу по 26 основным направлениям, касающимся разных сторон деятельности, и начали с конкретного шага - сделали дворы замкнутыми. В 106 из них навели порядок и выставили охрану, чтобы повысить безопасность домостроений и оградить их от транзитного транспорта, учитывая повышенную насыщенность магистрали района "Сокол". Охрану оплачиваем на "долевом пае": часть - жители, часть - арендаторы и Управа. Мобилизовав общественность, надеемся создать благоустроенную атмосферу уютных московских двориков, о чем так мечтательно пишут поэты. Победили в этой номинации в городском конкурсе...
В 2003 году на благоустройство Москвы израсходовано 5,6 млрд. рублей. Но вкладывать огромные средства разумно, если инициатива улучшения окружающей среды доходит до каждого москвича, жителя района "Сокол" и поддерживается повсеместно...
... И здесь не обойтись без регулярного источника информационного обеспечения: на "Соколе" выпускается 7 газет, 3 из них - районные, есть кабельное телевидение. Жители - постоянно в курсе всех событий и мероприятий. Ведь, в сущности, каждый двор - та же производственная корпорация, где вполне применимы элементы корпоративного управления. И знакомить с азами менеджмента надо со школьной скамьи. Если говорить о подрастающем поколении, - многим ребятам недостает поддержки, чтобы заняться общественно-полезным делом. Но стараемся не проходить мимо пытливых и активных подростков, которые заявляют о себе. Так, девятиклассник Максим Слесарев разработал достаточно перспективный и вполне реалистичный проект транспортной развязки на пересечении Волоколамского шоссе и ул. Академика Курчатова, избавляющий от автомобильных пробок. И подобных примеров немало. Мы создали в школах команды по типу "тимуровских". У них свои эмблема, форма и определенные права и обязанности. Получив шанс реализовать себя, учащиеся стали отличными помощниками в начинаниях общешкольного, районного и городского значения.
Скажем со всей определенностью: только создавая экономические, социальные и культурные предпосылки для развития и сохранения сферы ЖКХ, можно сдвинуть с мертвой точки реформу.
Недостаточно сознавать кризисную ситуацию и искать дядю-частника на стороне, который возьмет на себя заботу о благосостоянии людей, о снижении расценок и предоставлении качественных услуг. Надо стремиться проводить в жизнь не умозрительные, а конструктивные решения, способные дать российской экономике долгосрочный мультипликативный эффект.

Журнал "Европейская столица" N 9-10
www.sok.sao.mos.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован