21 марта 2007
4087

Не ослаблять внимание к проблемам пограничной безопасности

На вопросы редакции "Граница России" отвечает заместитель председателя Комитета по безопасности Государственной думы Федерального собрания РФ Виктор ВОЙТЕНКО .- Виктор Петрович , читателей нашей газеты интересует, в какой мере Комитет по безопасности рассматривает и решает проблемы пограничной безопасности РФ.- Комитет по безопасности уделяет исключительно большое внимание обеспечению пограничной безопасности РФ, считая это одним из важнейших направлений своей деятельности. Недавно группа депутатов (А.Н.Волков, Е.В.Ройзман, В.А.Стальмахов - члены нашего комитета под моим руководством) изучала состояние работы правоохранительных органов по обеспечению пограничной безопасности в Курганской, Челябинской и Оренбургской областях. Данные пограничные субъекты граничат с Республикой Казахстан.- Можете поделиться своими впечатлениями об этой поездке?- Конечно. Впечатлений накопилось немало. Прежде всего огромная протяженность российско-казахстанской границы - около 7600 километров. Она проходит в основном по степным районам субъектов Российской Федерации, расположенным в Приволжском, Уральском и Западно-Сибирском регионах. Граница пока не демаркирована и в инженерном отношении практически не оборудована.Необходимо отметить, что принятые меры организационного характера в течение последних лет позволили повысить надежность охраны государственной границы на казахстанском направлении.Для решения проблем обеспечения безопасности на государственной границе разработаны планы межведомственной оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, совместных действий пограничных и таможенных органов с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, задействованных в обеспечении пограничной безопасности.Укрепляется сотрудничество российских и казахстанских пограничников, таможенников, сотрудников правоохранительных органов. Так, в 2006 году ГУВД Челябинской области во взаимодействии с правоохранительными органами Республики Казахстан осуществлен комплекс организационных и практических мероприятий по противодействию терроризму и трансграничной преступности, организованы обмен информацией и постоянное взаимодействие с правоохранительными структурами сопредельной Кустанайской области.- Как вы оцениваете работу по обустройству границы на этом участке?- Обустройство государственной границы проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы), в соответствии с которой только в пределах приграничных субъектов Федерации Приволжского федерального округа запланировано строительство 67 военных городков для размещения формируемых пограничных органов и подразделений, строительство или реконструкция 7 пунктов пропуска. Необходимо отметить, что в настоящее время назрела необходимость внесения изменений и дополнений в эту программу. К примеру, по результатам проведенной делимитации российско-казахстанской границы железнодорожная станция "Союзная" Оренбургской области передается Республике Казахстан. Средства, запланированные на строительство железнодорожного пункта пропуска на этой станции, необходимо перенацелить на строительство (реконструкцию) других пунктов пропуска, не вошедших в программу.Реализация Федеральной целевой программы, по мнению руководителей субъектов Федерации, не снимет всех существующих проблем. Так, из 16 необустроенных железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска в Приволжском федеральном округе в программу внесено только 7. Кроме того, в обеспечении пограничной безопасности существует немало проблемных вопросов, решать которые нужно уже сейчас.- Теперь, если можно, ваша оценка существующих угроз пограничной безопасности?- Серьезную угрозу экономической безопасности представляет деятельность трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу различных товаров и грузов. По итогам 7 месяцев 2006 года пограничными органами на российско-казахстанском участке границы изъято контрабанды на сумму более 77,6 млн. рублей, что составляет более 31% от общего количества контрабанды, изъятой в 2006 году на границе России. Основу контрабанды составляют товары народного потребления китайского производства, спиртосодержащие жидкости, ферросплавы, лом черных и цветных металлов.Преступные группировки имеют и широко используют транспорт повышенной проходимости, оптические приборы, в том числе приборы ночного видения, современные средства связи, устройства для радиоперехвата переговоров пограничников и таможенников. Преступники действуют все более дерзко, что вынуждает пограничников все чаще применять оружие и спецсредства для их пресечения. В 2006 году зафиксировано более полутора десятков случаев применения оружия при задержании транспортных средств, нарушивших государственную границу и не выполнивших требования пограннарядов об остановке.- Чем вы объясняете высокий уровень контрабанды на этом участке?- Контрабандной деятельности объективно способствует низкий уровень социально-экономического развития приграничных районов России и Казахстана, что позволяет преступным группам рекрутировать в свои ряды приграничное население. В этой связи представляется целесообразным еще раз вернуться к предложениям о приоритетном развитии приграничных территорий Российской Федерации и законодательном закреплении этих предложений.- Головную боль у пограничников вызывает несокращающиеся масштабы контрабанды наркотиков на этом направлении. Учитывается ли этот фактор как угроза безопасности России?- Безусловно. Контрабанда наркотиков через российско-казахстанскую границу, повышение уровня организованности этнических среднеазиатских группировок, занимающихся противоправной деятельностью составляют серьезную угрозу безопасности РФ. Через российско-казахстанский участок границы проходят основные маршруты контрабандной транспортировки практически всех основных видов наркотиков из Центрально-Азиатского региона в Россию и далее в страны Европы.В этих целях используются автомобильные пункты пропуска. Наркотики перемещаются с сокрытием в грузовых и легковых автомашинах под различным грузом или в специально оборудованных тайниках. На железнодорожном пассажирском транспорте используются конструктивные особенности вагонов, нерабочие тамбуры, туалеты, межпотолочные пространства. Для провоза наркотических веществ через воздушные пункты пропуска используется внутриполостной способ (так называемые глотатели). Пресечен ряд попыток провоза наркотиков в тайниках, оборудованных в ручной клади.Низкий уровень технической оснащенности пунктов пропуска (отсутствие рентгеновских установок и газоанализаторов) не позволяет быстро и качественно выявлять все факты контрабанды наркотических средств в пунктах пропуска. Преступные группы организуют свою деятельность в основном вокруг экономических центров и транспортных узлов, расположенных на пересечении маршрутов транспортировки наркотиков. Вследствие этого отмечается осложнение криминогенной обстановки вдоль транспортных магистралей международного и федерального значения.- Что, на ваш взгляд, затрудняет эффективное противодействие наркотрафику? Неблагоприятных факторов много.- Существенно снижает эффективность мер по защите и охране государственной границы незавершенность ее международно-договорного оформления, что не позволяет в полной мере задействовать административно-правовой ресурс и уголовное преследование в отношении правонарушителей и преступных групп.Граница практически не оборудована в инженерном отношении, пограничная инфраструктура не развита. Большинство подразделений пограничных и таможенных органов размещаются в ветхих зданиях, требующих капитального ремонта. Более половины технических средств выработали установленные сроки эксплуатации, требуют капитального ремонта или списания.В соответствии с поправками, внесенными в Закон "О Государственной границе Российской Федерации"22.08 2004 года ( 122-ФЗ), пределы пограничной зоны значительно сокращены. Теперь она устанавливается лишь в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе. По мнению ряда субъектов Федерации, эта норма нанесла существенный ущерб обеспечению пограничной безопасности.Необходимо также рассмотреть предложения об обязательном создании в каждом приграничном районном центре субъекта Федерации районного отдела УФСБ, о значительном увеличении в приграничье числа участковых милиционеров.Не снижается острота проблемы обеспечения жильем военнослужащих Пограничной службы ФСБ России. Так, только в Пограничном управлении ФСБ России по Челябинской области очередь на получение квартир составляет 403 семьи. Средняя продолжительность ожидания жилья - 9 лет.Большинство железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска не отвечают предъявляемым требованиям, ни один из них не открыт постановлением Правительства Российской Федерации (приказом Минтранса РФ) и функционируют на временной основе.Отсутствие необходимой инфраструктуры, современного оборудования и технического оснащения не дает возможности быстро и качественно осуществлять надлежащий пограничный, таможенный и другие виды контроля следующих через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.Железнодорожные пункты пропуска расположены в пределах железнодорожных станций, обустроенных без учета требований, предъявляемых к оборудованию пограничных железнодорожных станций, и находятся на значительном удалении от государственной границы (например, "Илецк" - 90 км, "Орск" - 40 км, "Озинки" - 16 км и т. д.), поэтому статус "пограничных" им не придан. Наличие промежуточных станций и разъездов создает предпосылки к бесконтрольной посадке и высадке людей, погрузке и выгрузке товаров и грузов.В железнодорожных пунктах пропуска, особенно при досмотре грузовых поездов, не обеспечиваются меры безопасности.Это далеко не все нерешенные вопросы. Государственные контрольные органы сталкиваются в своей деятельности с проблемами, связанными с задержками прибытия в пункты пропуска пассажирских поездов международного сообщения, перенаселенностью вагонов, отсутствием освещения и т. д. Все это создает предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций, влечет справедливые нарекания и жалобы пассажиров.- Будут ли вашей депутатской группой внесены предложения по устранению негативных явлений, указанных вами?- Нами подготовлена соответствующая справка. В ней отмечаются и другие недостатки.Практически все автомобильные пункты пропуска представляют собой модули, первоначально обустроенные для таможенных постов (с 1993 по 1998 год на границе осуществлялся лишь таможенный контроль). Удаленность ряда автомобильных пунктов пропуска от линии государственной границы (от 10 до 30 км) создает благоприятные условия для пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами в обход пунктов пропуска.В справке отмечено низкое состояние обустройства воздушных пунктов пропуска. В большинстве из них используемые технические средства морально устарели, отсутствуют необходимые социально-бытовые условия для деятельности государственных контрольных органов.Немало нерешенных вопросов, связанных с установлением пунктов пропуска в аэропортах. Так, например, в пределах Приволжского федерального округа располагаются 9 аэропортов, открытых для международного сообщения: Нижнекамск (Бегишево), Нижний Новгород (Стригино), Оренбург (Центральный), Орск, Самара (Курумоч), Саратов, Пермь (Большое Савино), Уфа, Чебоксары и один аэродромный комплекс "Ульяновск-Восточный", при этом пункты пропуска в данных аэропортах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года 60 не установлены.В аэропорту военно-транспортной авиации Оренбург-2 решением Правительства Российской Федерации установлен пункт пропуска, однако аэродром Оренбург-2 для международных полетов не открыт. Все эти проблемы выносились на обсуждение Государственной пограничной комиссии в мае 2005 года, однако процесс их разрешения идет медленно.- Какие проблемы отмечены вашей комиссией в работе взаимодействующих с пограничниками субъектов обеспечения пограничной безопасности РФ?- Усилению охраны российско-казахстанской границы будет способствовать создание зон таможенного контроля на отдельных ее участках. В настоящее время Федеральная таможенная служба РФ ведет работу по подготовке проектов приказов о создании зон таможенного контроля и согласовании их пределов. Правительством Российской Федерации в декабре 2005 года принята Концепция развития таможенных органов до 2010 года. Для ее реализации необходимо создание современной инфраструктуры на путях международных сообщений, ориентированной на обеспечение цивилизованных условий прохождения через границу лиц, товаров и транспортных средств. Это прежде всего строительство рядом с пунктами пропуска специализированных помещений для контролирующих служб, работающих вне зоны пограничного и таможенного контроля (фитосанитарные, ветеринарные и др.). Нуждается в расширении дорожная сеть, требуется организация мест для стоянки транспортных средств вне пунктов пропуска. Чрезвычайно важно планируемое оснащение пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами. Одной из первостепенных задач является разрешение вопросов размещения таможенных органов в зданиях, находящихся в федеральной собственности, что исключит попытки давления арендодателей путем выставления требований о повышении арендной платы и т. п.- Какие еще проблемы отмечены в справке депутатов?- В соответствии с проектом соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан определены места пересечения границы в упрощенном порядке. Однако до сих пор не определены порядок и источники финансирования их обустройства. Надо учесть и тот факт, что некоторые земельные участки, прилегающие к линии государственной границы, находятся в собственности организаций или частной собственности.Важным элементом в обеспечении пограничной безопасности непосредственно на государственной границе и приграничной территории является участие местного населения, в том числе казачества, в охране границы на добровольных началах. Несмотря на инициативные усилия администраций приграничных субъектов Федерации, эта работа пока находится в начальной стадии. Необходимы принятие на федеральном уровне и в приграничных субъектах Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих порядок привлечения местного населения к охране государственной границы, и определение механизма стимулирования жителей приграничья, оказывающих помощь пограничникам.Несмотря на определенные положительные результаты, уровень межведомственного сотрудничества пока не соответствует остроте оперативной обстановки, складывающейся на государственной границе и в пунктах пропуска. Прежде всего необходимо решить вопрос, связанный с созданием единой электронной базы данных о лицах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, с возможностью доступа к ней с пунктов пропуска через государственную границу.Продолжается рост незаконной миграции через российско-казахстанскую границу. В настоящее время наибольшее влияние на обстановку оказывает миграция граждан с постсоветского пространства в целях трудоустройства и оседания в России на постоянное жительство. В основном это граждане Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, которые в соответствии с Минским соглашением от 30 ноября 2000 года пересекают государственную границу в безвизовом порядке. Из-за недостаточной проработанности механизма правового регулирования их въезда и пребывания данный процесс носит слабо контролируемый характер. Пограничные органы не вправе отказать во въезде указанным гражданам при заявлении последними заведомо ложной цели поездки, а также при отсутствии приглашений, трудовых договоров, обратных билетов и необходимых для пребывания в России денежных средств. Анализ показывает, что до 80% этих лиц, планирующих заняться трудовой деятельностью либо осесть на постоянное место жительства в России, в миграционных картах указывают цель поездки как частную. На федеральном уровне не решен вопрос полного учета лиц, пересекающих государственную границу, что не дает возможности отследить выезд из страны иностранцев и лиц без гражданства, срок нахождения которых в России истек. Так, например, в 2005 году в Россию через государственную границу в пределах Оренбургской области въехало более 200 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана, а выехало менее 160 тысяч. Своевременно выявлять и пресекать факты незаконной миграции не позволяет также отсутствие единой системы учета миграционных карт на территории Российской Федерации.Ни одно ведомство сегодня не обладает полной информацией о въехавших в Россию иностранцах и лицах без гражданства, их количестве, включая следующих через Россию транзитом. Преобладающее число нелегальных мигрантов работает на стройках, в сфере торговли, другая часть занимается бродяжничеством. Определенная категория данных лиц участвует в торговле оружием, наркотиками, находится в розыске за совершенные преступления.Неконтролируемый приток мигрантов, получение ими, зачастую с помощью фальсифицированных документов, российского гражданства привели к тому, что в некоторых районах Оренбургской, Пермской, Пензенской и многих других областей существенно возросли и стали играть значительную роль в общественной жизни кавказские и среднеазиатские диаспоры.Каналы незаконной миграции используются спецслужбами иностранных государств, международными экстремистскими организациями, преступными сообществами для сбора разведывательной информации, распространения радикальных течений ислама, формирования условий для создания национальных автономий с собственной экономической и финансовой базой.- Что бы вы сказали в заключение нашей беседы?- В целом изучение ситуации на российско-казахстанской границе показало, что в приграничных субъектах Российской Федерации принимаются меры по усилению пограничного и таможенного контроля в целях защиты политических, экономических и иных интересов Российской Федерации, по противодействию терроризму и трансграничной преступности. Укрепляется межведомственное взаимодействие российских государственных контролирующих органов и органов охраны правопорядка.Вместе с тем нарастают проблемы, обусловленные отсутствием демаркации государственной границы, неразвитой пограничной и таможенной инфраструктурой, неудовлетворительным состоянием обустройства границы, низким уровнем социально-экономического развития приграничных территорий, активизацией преступной деятельности через государственную границу.Помимо мер ведомственного характера существует необходимость квалифицированного анализа и проработки законодательных предложений субъектов Федерации в сфере повышения эффективности охраны государственной границы на казахстанском направлении и противодействия трансграничной преступности. При этом целесообразно учесть предложения по решению проблем повышения эффективности охраны государственной границы Российской Федерации, поступившие в Комитет Государственной думы по безопасности от субъектов Федерации других приграничных регионов, а также находящиеся в стадии разработки (согласования) проекты федеральных законов "О статусе и защите государственной границы Российской Федерации", "О пограничной деятельности", и другие законопроекты в этой сфере.- Виктор Петрович, редакция газеты "Граница России" благодарит вас за содержательные ответы.

Граница России. Москва.

15 Февраля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован