Первая попытка организации в Якутске корпоративного вуза для подготовки технических специалистов не привела к успеху. Однако участники проекта не отказываются от идеи сотрудничества власти и бизнеса в сфере образования.
При реализации крупных инвестиционных проектов дополнительная потребность в энергетиках составит по республике примерно 250 человек в год. Вузов для подготовки специалистов такого профиля в Якутии нет. Чтобы снять кадровую проблему, руководство крупнейшей энергетической компании региона приняло решение открыть в Якутске разноуровневый корпоративный
институт, в котором можно было бы готовить профессионалов в области промышленной безопасности, энергетики и связи с начальным, средним и высшим образованием.
В качестве базы для создания института энергетики выбрали Якутский колледж телекоммуникаций, связи и информационных технологий. Заручившись поддержкой республиканского минимущества, компания представила проект вуза в правительство РС(Я). По задумке организаторов, начать работу институт должен был уже в этом учебном году.
По словам начальника управления кадровой политики компании Михаила Меснянкина, энергетики несколько раз покупали лабораторные комплексы, чтобы готовить для себя специалистов в стенах различных учебных заведений. Но часть этого оборудования до сих пор пылится на складах. Директоры СУЗов и училищ ссылаются на то, что у них нет преподавателей, которые могли бы разобраться в этой технике. Если переставить акценты, речь идет о том, что специалисты, владеющие современными знаниями, не хотят идти в училища, чтобы преподавать за гроши.
Организация ведомственного учебного заведения, по мнению энергетиков, позволила бы решить эту проблему. Однако руководство колледжа выступило категорически против перехода под крыло компании. И у него своя правда.
- Я считаю, что лучше иметь хороший колледж, чем плохой институт, -объясняет директор образовательного учреждения Константин Макаренко. - В случае передачи нашей базы частному предприятию (а до сих пор разговор шел об этом) возникнет масса неразрешимых вопросов.
Тревогу у Макаренко в основном вызывает будущее студентов. Ведь в этом случае им будет отказано в государственном образовании, на которое они рассчитывали при поступлении в колледж, выдерживая высокий конкурс. Чтобы получить вузовскую лицензию, колледж вообще придется ликвидировать, а это приведет к тому, что девятиклассники не завершат среднюю школу. По мнению директора колледжа, руководство компании вводит правительство республики в заблуждение, заявляя, что все учащиеся смогут безболезненно продолжить занятия.
Возникает немало вопросов и имущественного толка. Планировалось, что имущественный комплекс государственного колледжа будет передан "Якутскэнерго" в аренду на шесть лет с сохранением бюджетного финансирования на содержание. Но тогда непонятно, на каком основании республика будет покрывать расходы негосударственного института.
Полезная идея подготовки технических специалистов силами нуждающейся в них компании натолкнулась на столько подводных камней, что министерство науки и профессионального образования РС(Я) вынуждено было пригласить руководителя Федерального института развития образования профессора Михаила Никитина, чтобы он помог разобраться в ситуации. На совещание, посвященное этой проблеме, были приглашены представители всех заинтересованных сторон.
Как выяснилось в ходе разговора, многие корпорации в стране пытались создать свои вузы. Причины те же, что и у якутских энергетиков: повсеместно выпускники учебных заведений считают себя состоявшимися специалистами, и почти всегда оказывается, что их знаний для практической работы недостаточно. В итоге работодатель и начинающий работник остаются недовольными друг другом. В советские годы молодых специалистов и рабочих натаскивали через практику, теперь же она носит весьма условный характер. Именно это звено - тонкую грань между обучением и производством, по словам Михаила Никитина должны заполнять корпорации.
Если компании хотят иметь настоящих специалистов, конечно же, нужно доводить квалификацию выпускников до требуемого уровня путем организации дополнительного цикла обучения и практики. Но не за счет разрушения уже существующих учебных заведений. Тем более что Якутский колледж телекоммуникаций, связи и информационных технологий - государственный, а значит, никакие корпоративные, частные организации и физические лица совладельцами его имущественного комплекса колледжа быть не вправе.
- Корпоративные образовательные учреждения могут создаваться только на корпоративном имуществе, - подчеркнул руководитель Института развития
образования.
Пока правительство республики заморозило решение об учреждении корпоративного вуза, посчитав: ликвидировать колледж нецелесообразно. идея создания института, предложенная самими бизнесменами, не отменяется. Она отвечает духу времени, и сейчас в министерстве науки и профессионального образования республики думают над тем, как ее осуществить.
компетентно
Степан Москвитин,
заместитель министра науки и профессионального образования РС(Я):
- Наше министерство заключило договор с Федеральным институтом развития образования по созданию модели государственно-частного партнерства на примере предложения энергетической компании. Думаю, к декабрю, взвесив все "за" и "против", мы представим окончательное решение. В новых экономических условиях профессиональное обучение требует активной заинтересованности бизнес-структур. Возникает необходимость заключения договоров о сотрудничестве или соучредительстве. Нормативно-правовая база для таких решений требует научной проработки и экспертизы. С этой целью мы попросили рассмотреть возможность открытия филиала в нашей республике учебного центра Федерального института развития образования.
mediacratia.ru
27.10.2008
Левочкин Владислав