Уникальному астрофизическому объекту по-прежнему не везет
Под Новый год нас часто посещают раздумья о причудах времени. Тема времени звучала и в ходе состоявшихся в конце декабря слушаний, организованных Комитетом Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками и посвященных развитию отношений между Узбекистаном и Россией. И не только потому, что в зале заседаний собралось много людей, работающих в сфере исследований космоса (а у них особые отношения с Хроносом)...
Три года назад "Поиск" в материале "Замороженная волна" с оптимизмом писал о возрождении проекта создания Международной радиоастрономической обсерватории на высокогорном плато Суффа в Узбекистане. При финансовой и технической поддержке России в этом особенном по астроклимату месте решено было ввести в строй уникальный объект - радиотелескоп РТ-70 (диаметр зеркала - 70 метров). Строительство обсерватории началось еще в 1982 году и после распада Союза по понятным причинам оказалось заморожено. И вот в середине 1990-х годов Узбекистан и Россия подписали ряд межправительственных соглашений о продолжении деятельности в рамках данного проекта.
К 2000 году удалось найти варианты реализации указанных
соглашений, и начался подготовительный этап работ - комплексная ревизия проекта с учетом изменившихся условий, научно-технических достижений и задач. Были подготовлены материалы к межправительственным протоколам по использованию земли и имущества, проведена межгосударственная технико-экономическая экспертиза объекта. На эти цели российская сторона затратила в последние годы 30 млн рублей. Узбекские коллеги начали возводить коммуникации, чтобы можно было немедленно начать строительство. Увы, окончательного решения по этому вопросу в России не принято до сих пор. Проект не фигурирует в расходах 2007 года, остается 3-4 месяца, в течение которых его можно было бы включить в бюджетный план на ближайшее трехлетие. Но надежд на это немного...
Как сообщил выступавший на слушаниях уполномоченный Президиума Российской академии наук по созданию телескопа РТ-70 Юрий Артеменко, год назад при подписании Договора о стратегических отношениях между Россией и Узбекистаном, где фигурирует проект "Суффа", президент Владимир Путин дал указание о начале его реализации. В середине декабря 2006-го, принимая российскую делегацию во главе с помощником Президента РФ Джахан Поллыевой, президент Узбекистана Ислам Каримов выразил готовность решать все зависящие от него вопросы по "Суффе" и попросил Россию уточнить свою позицию. Такая постановка вопроса оправданна - за полтора года российские ответственные ведомства ничего не сделали по выполнению указаний президента страны.
"Ситуация очень сложная, - подчеркнул Юрий Артеменко. - По существующим нормам после подписания актов государственной экспертизы строительство должно быть начато в течение двух лет. Иначе документы потеряют силу, и все придется начинать заново. Кто ответит за выброшенные на ветер 30 миллионов?"
Председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, который вел слушания, попросил ответить на этот вопрос приглашенных представителей ответственных министерств: Минобрнауки, Минфина и Минэкономразвития. Смысл их объяснений свелся к простой формуле: Президент России дал добро на реализацию проекта в устной форме - оснований для подписания межправительственных протоколов нет - в бюджет соответствующие расходы внести невозможно. Чиновники утверждают, что сделать это непросто, так как неизвестно, кто за это будет отвечать и по какой статье бюджета финансировать и вообще подобного прецедента не было. Кроме того, для всей этой процедуры необходимо согласованное решение на уровне министров, а оно может быть принято лишь по указанию президента. В эту непробиваемую стену исполнители проекта упираются уже несколько лет, умудряясь при этом продолжать работы, чтобы не растерять накопленного потенциала.
А задачи, стоящие перед ними, между тем усложняются: по условиям подписанных президентами двух стран договоров о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях проект "Суффа" стал частью масштабной межгосударственной космической программы. В ее рамках предполагается использование всех строящихся и построенных в Узбекистане с участием России астрофизических объектов. А кроме телескопа РТ-70 это еще и оптическая обсерватория на горе Майданак, построенная МГУ, и космический измерительный комплекс "Майданак", используемый Роскосмосом. Казалось бы, радоваться надо расширению программы, появлению в ней прикладной компоненты: Роскосмос, в частности, предлагает использовать комплекс на плато Суффа в качестве пункта дальней космической связи и локации космических объектов. Однако ситуация у партнёров Академий наук не намного лучше - нормативные документы по их проектам отсутствуют, исполнителей год за годом гоняют кругами по той же схеме.
Общее мнение членов Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками - усилия организаций - участниц космической программы необходимую поддержать. Председатель комитета академик РАН Андрей Кокошин отметил: "Построенные при участии России в Узбекистане астрофизические комплексы необходимы для сохранения признанных мировым сообществом позиций нашей страны в области фундаментальных и прикладных исследований космического пространства. Кроме того, наличие объектов совместного ведения - это важнейший фактор стабильности наших межгосударственных отношений. Госдума приложит все усилия, чтобы довести этот вопрос до ума".
Способствовать решению названных учеными и практиками проблем вызвался и еще один активный участник слушаний - Посол России в Узбекистане Фарид Мухаметшин. Неравнодушие этих людей обнадеживает: "Поиск", верим, еще напишет о сделанных с помощью РТ-70 интереснейших открытиях, которые расширят, а может быть, и перевернут наши представления о Вселенной.
Надежда Волочкова
"Поиск" 19 января 2007 г.
viperson.ru
Viperson