Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
10 июня 2024
498

Необходимые коррективы в современном понимании СП в военной области после февраля 2022 года

Современное понимание СП было сформулировано до начала СВО,  еще в июле 2021 года, в новой редакции СНБ и в ноябре того же года  в «Основах государственного стратегического планирования» (СП)[1]. Оно сводилось в целом к пониманию СП в 2021 году, как «важнейшего элемента управленческой деятельности» как в области национальной безопасности, так и социально-экономического планирования[2].

Этот важнейший тезис был, однако, сформулирован далеко не сразу. Надо признать, что он долго встречал сильное сопротивление среди либералов-«рыночников», а его фиксирование в СНБ в 2021 году отнюдь не означало, что даже это нормативно принятое  понимание[3] стало общепринятым в правящей российской элите.

СВО на Украине в 2022 году продемонстрировала возможность и необходимость совмещения стратегического планирования в области обеспечения безопасности, в т.ч. военной, и в области социально-экономического планирования, что неоднократно в течение года публично подчеркивал В.В. Путин.[4] Нередко это сочетание встречало критику определенных кругов, считавших что требуется значительно более сильная концентрация на задачах военной безопасности. В итоге это привело к созданию 22 октября 2022 года специального органа – Координационного совета, отвечающего за подготовку и обеспечение деятельности ВС РФ во всех областях[5]. В соответствии с Положением о КС его поручения являются обязательными для исполнения всеми органами власти на территории РФ (Ст. 10-11).

Во-вторых, СП предполагает «интеллектуальную и организационную деятельность по формированию вариантов и поиску оптимального пути решения той или иной политической, научной или хозяйственной задачи»[6].

В отечественных и зарубежных научных публикациях можно встретить различные формулировки современного понимания термина «стратегическое планирование». Оно трактуется как:

– упорядоченное усилие по принятию фундаментальных решений и действий[7];

– алгоритм действий, увязанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. При этом сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей̆ и конечных потребителей̆ – государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортеров и импортеров (внешнеэкономический̆ баланс), интересов производителей̆ и потребителей̆[8];

– процедура определения жизненно важных и стратегических интересов, целеполагания, эшелонирования во времени и пространстве задач, средств и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей̆[9] и др.

Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации определяет стратегическое планирование как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»[10].

Однако, это определение раскрывает понятие стратегическое планирования через его функции, да и то не все, поскольку стратегический анализ в нем отсутствует, но не отражает самой сути данного явления. Поэтому предлагается следующее определение: «Стратегическое планирование – процесс определения и согласования во времени и пространстве необходимых для достижения стратегических целей методов, средств и ресурсов, реализованный принятием соответствующих управленческих документов». Применительно к государственной политике стратегическое планирование есть процесс определения стратегических целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, выбора и согласования необходимых для достижения этих целей мер, методов, средств и ресурсов, а также последовательности их осуществления.

Основополагающим принципом стратегического планирования в Российской Федерации является принцип единства, взаимосвязи и взаимозависимости задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития. Он закреплен в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Основах государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, однако на практике реализуется пока недостаточно последовательно[11].

В частности, согласно статье 10.1. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования осуществляет Президент Российской Федерации. Вместе с тем в данном отношении закон содержит в себе некоторое противоречие, поскольку, хотя Президент руководит всей системой стратегического планирования в стране, он утверждает документы СП лишь в сфере обеспечения национальной безопасности, а в области социально-экономического развития они утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 10.3). В результате в стране фактически сложились две системы стратегического планирования – одна в сфере обеспечения национальной безопасности, другая – в области социально-экономического развития, слабо связанные по целям, задачам и ресурсам. На практике эти две системы постоянно противоречат друг другу как в области определения приоритетов, формирования бюджета, так и управления экономикой[12].

Данное противоречие призвано устранить принятые в ноябре 2021 года «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», которые конкретизируют порядок реализации этого принципа единства, взаимосвязи и взаимозависимости, а также взаимодействия участников стратегического планирования[13]. В период 2021–2022 годов это противоречие, как правило, устранялось президентом РФ при активном участии Совета Безопасности России.

В еще большей степени на это была нацелена деятельность Координационного совета, созданного 21 октября 2022 года[14].

 

______________________________________________

[1] Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 №633 «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» / http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244

[2] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 20.

[3] Статья 3 раздела «Общие положения» СНБ в редакции 2021 года закрепляла эту формулировку прямым образом: «Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны». См.: Путин В.В. Указ №400 от 2 июля 2021года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf

[4] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 07.09.2022 / http://prezident.org/ tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

[5] Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

[6] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. Москва: КНОРУС, 2022, с. 20.

[7] Брайсон Дж., Эйнсветлер Р. Стратегическое планирование. Страсбург, 2002.

[8] Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический̆ проспект, 2004.

[9] Кокошин А.А. О стратегическом планировании в политике. М.: Ком. Книга, 2007.

[10] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации», ст. 3, п. 1 // СПС КонсультантПлюс.

[11] Средства защиты российской идентичности: монография / О.В. Боброва, А.И. Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022. 416 с.

[12] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кy.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с

[13] Указ Президента Российской Федерации от 8.11.2021 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[14] Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован