20 октября 2005
9900

Неоконченная история гласности

     

Юрий Батурин

 

доктор юридических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

 

 

Хотя гласность слово русское и в любом языке лет 15-17 назад было понятно без перевода, было бы ошибкой думать, что отношения гласности неизвестны мировому сообществу. Их стержень - право на информацию - опирается на солидные теоретические и законодательные основания, на обширную политическую практику. Этот богатый опыт отражает определенные закономерности, которые невозможно обойти на поворотах истории.

      Так, выяснилось, что особенности национальных решений проблемы укладываются в рамки одного из двух принципиальных подходов. В странах с богатыми демократическими традициями право доступа к информации предоставляется в первую очередь гражданину, а затем уже средствам массовой информации, политическим партиям, деловым кругам и т.д. Напротив, при тех или иных ограничениях демократии вопрос о свободе информации подменяется лозунгом свободы прессы. Утверждается, что достаточно принять закон о печати, и тем самым обеспечивается право граждан на получение информации.  При этом одновременно (и незаметно)  достигаются два результата:

1) гражданин исключается из тех, кто имеет право непосредственного доступа к источникам информации;

2) формируется своеобразное понимание свободы информации исключительно как права государства информировать своих граждан не посредством предоставления доступа к информации самих граждан, а через пресс-конференции, брифинги, вообще путем всякого рода предоставления информации прессе.

На этом пути если, если СМИ перестают быть послушными, руль начинает вырываться из рук водителя. Поднимается шум вокруг прессы и свободы слова.

Ситуации очень похожи: сегодня и в конце 70-х годов ХХ века. Только если тогда хорошим  средством для усмирения СМИ считался закон о СМИ (существовало два проекта - победил инициативный авторский, 15 лет которому исполнилось  12 июня 2005 года), то сегодня поправки в закон о СМИ или даже новый закон о СМИ.

                                                        Из истории гласности

       И `гласность`, и `цензура` - понятия древние. На протяжении веков их содержание менялось. Но с тех пор, как появились на Руси рукописные книги, а затем и печать, задача цензуры состояла в ограничении гласного слова.

Лишь в первый  месяц царствования Александра I было отменено запрещение на ввоз иностранных книг, восстановлены вольные типографии. В начале следующего, 1802 г. в указе об упразднении цензуры в городах и портах говорилось: `Пятилетний опыт доказал, что средство сие было и весьма недостаточно к достижению предполагаемой им цели`[1]. Но даже `дней Александровских прекрас-ное начало`[2] ознаменовалось при подготовке реформ созданием неглас-ного комитета по цензуре.

Потом снова долгое время торжествовала цензура. Кризис, как неизбежное следствие такого положения, наступил, когда Россия узнала о своих поражениях в войне, о сдаче Севастополя. В правительственных кругах стали осваивать новые идеи: `Мысли, которые принуждены укрываться, остаются без всякого контроля, без всякого обсуждения и тем самым гораздо легче могут сделаться впослед-ствии опасными... Они могут ставить систематическую оппозицию, кото-рая и без журнальных статей, и мимо стоокой цензуры получит в об-ществе значение, вес и влияние... Следует опасаться действий и последствий насильственного молчания`[3].

Начался период колебаний между тайной и гласностью: статьи, которые пропускались в печать, на-завтра подвергались запрещению. Противники гласности сдавались не-легко. Борьба шла с переменным успехом. Именно в этот период сфор-мировалось понимание гласности, близкое к современному нам: как право человека выражать свое мнение относительно правительственных мер и учреждений и как свобода и публичность слова устного и свобо-да слова печатного.

В 1859 г. Советом министров было признано, что `оглашение в печатных сочинениях и журнальных статьях о существующих беспорядках и злоупотреблениях может быть полезным в том отношении, что этим способом предоставляется правительству возможность получать сведения независимо от официальных источников и некоторые из этих сведений могут служить поводом к проверке сведений официальных и к принятию надлежащих по усмотрению мер`[4]. В общественной жизни наступило оживление и некоторое расширение гласности. Хотя прежние постановления по цензуре не были отменены, это оживление сказывалось все же на цензурной практике.

 

Возрождение гласности в период XX-XXII съездов КПСС оказалось неполным и недолговечным. Но оно подготовило почву для процессов, происходящих в стране сегодня.

                                             Возможен ли закон о гласности?

             Если бы кто-то задумал составить частотный словарь лексики средств массовой информации после 1985 года, термин `гласность` наверняка оказался бы на первой странице.В конце 1987 года газета `Советская культура` про-вела `круглый стол`, на который пригласила четверых известных ученых-юристов из Института государства и права АН СССР. В публикации, занявшей целую поло-су, среди любопытнейших мыслей и рассуждении почти затерялась одна маленькая строчка: `...разработан про-ект Закона о гласности`.[5] Первой на это скромное сообщение отреагиро-вала Би-Би-Си. Буквально на следующий день британ-ская радиостанция по телефону попросила интервью у доктора юридических наук А. Щиглика, который произ-нес эти слова на `круглом столе`. Еще днем позже ин-тервью было дано (также по телефону) и в тот же ве-чер прозвучало в эфире. Советские средства массовой информации сообщение особенно не заинтересовало. По-следовало несколько столь же кратких, как и в `Совет-ской культуре`, упоминаний о проекте. Одно из наиболее `подробных` сообщений выглядело так: `Работники Прокуратуры СССР сообщили, что сейчас разрабатываются проекты законов о гласности и о печати, кото-рые расширят возможности журналистов в получении необходимой и достаточной информации. И это сообще-ние мы считаем особенно важным. Ни для кого не сек-рет, что многие у нас еще думают, что сегодняшняя гласность - не что иное, как очередная `кампания`, которая как всякая кампания не может продолжаться бес-конечно. Готовящийся закон о гласности опровергает не только подобный скептицизм, но и выбивает почву из-под ног тех, кто надеется отсидеться в `тихой гавани`, `переждать перестройку`.[6] Следующими почти одновременно оказались япон-ская газета `Асахи симбун` и советское телевидение. `Асахи симбун` прислала специального корреспондента, который побывал в Институте государства и права АН СССР, и опубликовала подготовленный материал на первой странице, отнеся его к важнейшим сообщениям.[7] Тележурналист Владимир Молчанов подготовил сюжет для популярной передачи `До и после полуночи`, которая транслирова-лась по ЦТ 26 марта 1988 г.

Неожиданно Агентство печати Новости распростра-нило заметку под заголовком `Каким будет закон о гласности`[8], тем самым как бы сняв все вопросы о `да` и `нет`. Хотя АПН и не избе-жало неточностей в формулировках, в ней довольно верно излагалось содержание законопроекта.

Информация о проекте закона разошлась и заинте-ресовала читателей. С другой стороны, полное отсутст-вие упоминаний о столь актуальном законопроекте в выступлениях представителей официальных органов поз-воляло думать, что `Строительная газета` со своим `опровержением скептицизма`, пожалуй, поторопилась.

Ситуация немного изменилась после того, как `Прав-да`, сначала в передовой статье[9], затем в заметках журналиста А. Ильина, по-сетовавшего (вполне, впрочем, справедливо) на отсут-ствие гласности в подготовке проекта закона о гласности[10], и, наконец, в специально посвященной этой теме беседе[11] подтвердила, что проект существует, что это не фантом и не измышления безответственных лиц, при-нимающих желаемое за действительное.

После этого средства массовой информации практи-чески потеряли интерес к проекту закона о гласности и затрагивали данную тему исключительно эпизодически. Так в эпоху гласности тема законодательного регулирования гласности ускользнула от внимания прессы.

На январском (1987г.) Пленуме ЦК КПСС была пос-тавлена задача разработки `правовых актов, гарантиру-ющих гласность`.[12]Вскоре ведущие юридические институты страны и ряд других учреждений получили задание подготовить кон-цепцию таких актов.

Проект Закона о гласности был подготовлен в течение трех месяцев - с марта по май 1987 г.

М.С.Горбачев, выступая в декабре 1988 года в Организации Объединенных Наций, перечилил проекты подготовленных законов, в числе которых отметил и закон о гласности.[13]

После обсуждения замечаний, предложений и соответствующей корректировки законопроекта работа над ним продолжалась в обычном порядке в Президиуме Вер-ховного Совета СССР.

Постепенно информация о судьбе проекта станови-лась все более скудной, пока вообще не затерялась где-то в `коридорах власти`.

                                 Как понималась гласность в проекте закона

             В проекте закона `О гласности` давалось следующее определение:

            `Гласность деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц

Деятельность государственных органов, обществен-ных организаций, трудовых коллективов, должностных лиц строится на основе гласности, которая означает:

открытость их деятельности;

предоставление гражданам и их объединениям ин-формации, необходимой для участия в обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни общесоюзного, республиканского и местного значения, а также затрагивающей их права, обязанности или законные интересы;

доступность организаций, учреждений и должност-ных лиц для приема граждан; возможность беспрепятст-венного обращения к ним граждан с предложениями и заявлениями;

выявление, изучение и учет общественного мнения при разработке и принятии решений;

обнародование принятых решений и доведение их до сведения заинтересованных лиц и организаций`.

  Структура закона выглядела так:

1.  Общие положения.

2. Гласность в деятельности высших органов госу-дарственной власти и управления, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, союзных и автономных республик.

3. Гласность в деятельности местных органов власти и управления.                                      

4. Гласность в деятельности органов народного конт-роля, суда, прокуратуры и других правоохранительных органов.

5. Гласность в деятельности общественных органи-заций и трудовых коллективов.

            Всесоюзная конференция КПСС в резолюции `О гласности` посчитала необходимым закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию.[14]  Вот как была ре-шена эта проблема в законопроекте.

Прежде всего было зафиксировано, что граждане, их объединения имеют право на своевременную, полную и правдивую информацию о деятельности государствен-ных органов, общественных организаций, должностных лиц, необходимую для участия в обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни. Государственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны предоставить требуемую информацию или мотивированный отказ в ней не позд-нее чем в месячный срок.

Важно установить способы информирования граж-дан и их объединений. Информирование граждан и их объединений о деятельности государственных органов, общественных организаций осуществляется:

на собраниях трудовых коллективов и по месту жи-тельства граждан;

непосредственно должностными лицами;

через службы информации при государственных ор-ганах и общественных организациях;

через средства массовой информации;

путем официальных публикаций государственных ре-шений и иных сведений, представляющих обществен-ный интерес.

Информирование может осуществляться и иными способами.

Однако гражданин должен также иметь право на ин-формацию, затрагивающую их права, обязанности и за-конные интересы. Следовательно, государственные ор-ганы, общественные организации, должностные лица обязаны предоставить гражданину возможность знакомиться с решениями и иными материалами, затрагива-ющими его права, обязанности или законные интересы, а также с документами, лично к гражданину относя-щимися, как по месту работы (учебы), так и в других государственных учреждениях и общественных органи-зациях. Гражданин имеет право требовать внесения исправлений и дополнений в лично его касающиеся до-кументы, содержащие сведения, не отвечающие действительности.

Была предусмотрена и возможность обжалования отказа в предоставлении информации: `Нарушение права граждан и их объединений на ин-формацию может быть обжаловано в вышестоящий ор-ган. При отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы, а также при неполучении ответа вышестояще-го органа в течение месяца гражданин может обжало-вать нарушение своего права на информацию, затра-гивающую его права, обязанности и законные интере-сы, - в суд`.

Как видно, вполне актуальная постановка задачи.

Посмотрим, как же сегодня, 17 лет спустя, в России обеспечивается право граждан на информацию.   

   

                                           Право на информацию в России

 

                                        I   Право на получение информации

 

       Считается, чтоправо на информацию закреплено в ч.4 ст.29 Конституции РФ, где указано, что `каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом`. Тем не менее, эта формула отнюдь не закрепляет самостоятельного субъективного права человека на информацию, как это сделано в ч.1 и ч.5 ст.29 в отношении свободы мысли и слова и свободы массовой информации. Части 2, 3 и 4 ст.29 выполняют функцию гарантий информационных свобод, провозглашенных в частях 1 и 5 ст.29 Конституции РФ.

     Закон РФ `О средствах массовой информации` в ст.38 `Право на получение информации` пытается восполнить отсутствие одной из главных опор для свободы массовой информации - закона о праве на информацию. И когда разрабатывался проект  Закона РФ `О средствах массовой информации` (1991 г.) необходимо было хотя бы обозначить право граждан на информацию. Но ст.38 содержит достаточно узкий перечень лиц, чья обязанность предоставлять информацию корреспондирует праву гражданина на ее получение. В этот перечень не входят органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, состоящие на службе в государственных органах, но не осуществляющих функций должностного лица. В узком смысле данная статья трактует и право на получение информации: речь идет лишь об оперативном получении информации через СМИ. Иначе говоря, граждане имеют право на информацию, но - через СМИ. Таким образом, журналисты имеют больше права на информацию, чем остальные граждане. Вот почему создалась привилегированная группа граждан-журналистов, которой по закону принадлежат большие возможности на получение информации, чем другим. Такой подход оказался удобен для государства и государственных чиновников, поскольку позволял легче контролировать СМИ и вводить внезаконные ограничения свободы информации. Поэтому и впоследствии проект закона `О праве на информацию` имел несчастливую судьбу.

      Конституция  РФ установила, что каждый имеет право на поиск и получение информации (ч.4 ст.29) - каждый, а не только журналист. И это право реализуется не только через средства массовой информации. Кроме того, Конституция РФ установила положение, обязывающее органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ч.2 ст.24).  Однако отсутствие механизма реализации предоставленных прав и соответствующих законодательных гарантий затрудняет гражданам, не обладающим статусом журналиста, реально получать ту или иную информацию.

      Была попытка ликвидировать это фактически сложившееся неравенство  принятием в 1995 году Федерального закона РФ `Об информации, информатизации и защите информации`, который  развил положения указанной конституционной нормы в ст.12 `Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов` и ст.13 `Гарантии предоставления информации`.  Но эти статьи тоже были сформулированы весьма схематично, а разработка конкретных процедур оставлена владельцам информации.

 

 

                                               II  Доступ к информации

          Субъективное право на доступ к информации содержится в ч.2 ст.24 Конституции РФ, устанавливающей, что `органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом`. Здесь применена `зеркальная` форма этого права гражданина через корреспондирующие обязанности других субъектов права. Узкое толкование данной нормы указывает на личное ознакомление с документами и материалами. Но возможно и более широкое толкование, основанное на Указе Президента РФ `О дополнительных гарантиях прав граждан РФ на информацию` от 31 декабря 1993 г. (с изменениями от 1 сентября 2000 г. Такое толкование помимо непосредственного предоставления документов и материалов заинтересованным лицам подразумевает и опубликование официальной информации.

      Можно выделить следующие формы доступа к информации:

- через запрос на информацию;

- посещение открытых заседаний органов власти;

- допуск к архивам и иным базам данных.

 

                                                    а)  Запрос информации

           В соответствии со статьей 39 Закона РФ `О средствах массовой информации`  редакция СМИ имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Данная статья  дает представление об основных элементах правоотношения по реализации права СМИ на предоставление информации по запросу.  В ст.47 того же закона среди прав журналиста называются:

`1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

 3) быть принятыми должностными лицами в связи с запросом информации;

 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную специально охраняемую законом тайну;

 5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы...`

      Необходимо учитывать, что ряд других законов также уделяют внимание получению информации по запросам. Так, ФЗ РФ `Об информации, информатизации и защите информации`  освобождает запрашивающую сторону от обязанности объяснять причину, по которой искомая информация нужна (п.1 ст.12). Закон РФ `О банках и банковской деятельности` от 2 декабря 1990 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) устанавливает обязательства по предоставлению информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга` (ст.8).  Федеральный закон `Об акционерных обществах` (1995) содержит статью 92 `Обязательное раскрытие обществом информации` (в редакции от 7 августа 2001 г.). В развитие этого положения  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг своим постановлением от 20 апреля 1998 N 9 утвердила `Положение о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки`.  В нем установлена обязанность открытых и закрытых акционерных обществ с различным числом акционеров публиковать определенные сведения о себе. Процедуры информирования граждан содержатся в Градостроительном кодексе РФ 1998 года (в редакции от 10 января 2003 г.).  Нельзя не упомянуть и законодательство субъектов РФ, гарантирующее право на получение информации. Оно существует в Калининградской области, Новосибирской области. Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Еврейской автономной области и других регионах РФ. В указанных законодательных актах найдены интересные элементы алгоритма получения информации по запросу. Представляется, что в будущем законе о СМИ должно появиться обобщение данных правовых механизмов для СМИ, а также прописана процедура ответа на запросы СМИ, которая действующим законодательством не предусматривается.

      Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. По действующему закону, в случае запроса информации в устной форме сроки вручения уведомления об отказе или отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации исчисляются только с момента подачи письменного запроса. Это, конечно, создает проблему. Появляется необходимость доказывания: а) самого факта подачи запроса в случае возникновения препятствий к реализации данного права; б) какая именно информация запрашивалась; в) каким был способ доставки запроса; г) какова дата приема запроса адресатом.   При устном запросе никаких законодательных гарантий  предоставления информации и возможности обжаловать отказ или бездействие адресата не существует.

 

                                           б) Доступ к судебным слушаниям

          В ч.1 ст.123  Конституции РФ провозглашен принцип гласности судопроизводства: `Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом`. В судебном заседании, в отличие от общего правила, особыми правами по сравнению с другими гражданами журналист не пользуется. Журналисты, как и любые другие граждане, свободно могут присутствовать на процессах, делая записи в блокнотах, пользуясь диктофонами, если это не создает препятствий для судебного разбирательства, например, шумом аппаратуры. Специального разрешения судьи на это не требуется. Однако такое разрешение необходимо иметь для кино- и фотосъемки, производства видеозаписи, трансляции заседания по радио и телевидению. На это указывают ст.241 Уголовно-процессуального кодекса РФ и ст.115  Арбитражного процессуального кодекса РФ.

      Специальных норм, регламентирующих доступ журналистов к материалам судебных дел, не существует. Процессуальное законодательство дает возможность знакомиться с ними только лицам, участвующим в деле. Но на практике судьи (а также и следователи, и прокуроры) нередко разрешают представителям СМИ использовать материалы дела при подготовке публикаций еще до завершения процесса. Впрочем есть и противоположные примеры, когда судьи пытаются запретить публикации до решения суда. В связи с этим Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ 24 декабря 1997 г. в своей Рекомендации `О применении принципа презумпции невиновности в деятельности журналистов` назвала неправомерным требование к СМИ `не распространять информацию, предопределяющую решение суда`. То обстоятельство, что только суд вправе устанавливать виновность гражданина, не может служить основание для ограничения права журналиста излагать свое мнение по тем или иным аспектам следствия или судебного разбирательства.

 

                                           в) Доступ к парламентским заседаниям

               В ч.2 ст.100 Конституции РФ закреплен принцип открытости заседаний Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания. Как и в случае с доступом к судебным заседаниям этот принцип представлен как норма законодательного процесса, а не как право доступа, гарантированное СМИ и гражданам. В результате толкование этого принципа, даваемое самими палатами Федерального Собрания в их регламентах, носит достаточно ограничительный характер и предоставляет широкие возможности для объявления заседаний закрытыми. Существенным моментом в праве доступа к парламентским заседаниям и документам является то, что обычно оно обусловлено наличием у журналистов аккредитации, право предоставления, отказа или лишения которой оказывается прерогативой самого законодательного органа.  Так, согласно ст.48 Закона РФ `О средствах массовой информации` журналист может быть лишен аккредитации, `если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации`.

      Федеральный закон РФ `О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации` чрезмерно детализирует журналистскую деятельность. Он обязывает федеральные государственные телерадиокомпании включать в информационные программы сообщения о решениях, заявлениях, обращениях и действиях палат, пресс-конференциях их председателей, о визитах их делегаций за рубеж. Им предписано еженедельно выпускать программы об итогах работы палат, их комитетов, комиссий и т.д. Порядок вещания этих передач разрабатывается по представлению пресс-служб палат.  Необходимо заметить, что большинство норм этого закона так и не стало работать. Контроля за  его соблюдением не было. Сами органы власти не ставили вопрос о его несоблюдении. Но в ряде субъектов Российской Федерации действуют свои законы об освещении в государственных СМИ деятельности своих органов власти.

      Таким образом, доступ к парламентским заседаниям и публикация парламентских документов явно относится к сфере полномочий законодательного органа и не рассматривается как право доступа к информации в широком смысле, в том числе и в плане свободы массовой информации.

 

                                      г) Допуск к архивам и базам данным

          В этой области существует ряд проблем. Законодательство об архивах и архивном фонде ориентировано на сохранность и централизацию информации, в то время как законодательство о доступе к информации закрепляет порядок и гарантии доступности. Поэтому в законодательстве о праве на доступ к информации еще предстоит связать нормы о доступе к информации с законодательством об архивах, библиотеках и базах данных. Представляется, что такая связь все равно окажется опосредованной, за исключением доступа к базам данных через сетевые средства массовой информации.

 

                                                          *          *         *

 

          Видно, что действующее законодательство о праве на информацию достаточно пробельно, и требование о разработке закона `О праве на информацию` продолжает оставаться актуальным. С этой точки зрения давний проект закона `О гласности`, если его терминологию переложить на современные реалии, все еще может служить хорошим правовым ориентиром.

          История гласности в России  не закончена...

           

 

Источник:    Гласность и журналистика. 1985 - 2005. - М., 2006, с.14-29.


[1]  Полное собрание законов Российской империи, XXVII, N 20 139.

[2]  Пушкин А. С. Послание цензору. В 10-ти т. Т. 2. Л., 1978, с. 113.

[3]  Розенберг Вл, Якушкин В. Русская печать и цензура  в прошлом и настоящем. - М., 1905, с5.

[4]  Там же, с. 73, 76.

[5]  `Советская культура`, 1987, 22 дек.

[6] `Строительная газета`, 1988, 2 февр.

[7]  См.: `Асахи симбун`, 1988, 4 марта.

[8]  См.: `По Советскому Союзу`. Вестник Агент-ства печати Новости, 1988, 15 апр.

[9] См.: `Правда`, 1988,12 мая.

[10] См.: `Правда`, 1988, 18 мая.

[11] См.: `Правда`, 1988, 19 июня,

[12] Материалы Пленума Центрального Ко-митета КПСС, 27-28 января 1987 г. М., 1987, с. 33.

[13] См.: `Известия`, 1988, 8 дек.

[14] См.: Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 г. М., 1988, с. 144.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован