Эксклюзив
01 сентября 2010
6963

Николай Чупахин: Образование - экономика - знание: любовный треугольник или когнитативный диссонанс?

Набирающий скорость процесс преобразований в научно-образовательной сфере культурного мира России берёт своё начало в сфере экономики и переносит экономические законы в сферу образования, оказывающую услуги по обретению знания. Знание было охарактеризовано нами в статье(1) как потенциальная возможность, требующая актуализации, причем результат актуализации - истина. И поэтому смысл знания - в его истинностной актуализации. Бытие знания есть результат актуализации его потенциальных возможностей.
    
Выявляя отношения между культурой образования и экономической культурой, столь существенные в данном случае, обратимся к хорошо известному в аналитической философии, так называемому, семантическому треугольнику Фреге (2), где взаимную связь трёх понятий: "имя" N (знак, термин, обозначающее выражение) - "значение" B (денотат термина, предметная область) - "смысл" S (абстрактное понятийное содержание, в силу которого происходит соотнесение данного термина с конкретным обозначаемым объектом и выстраивается фактор-множество значений) выражают с помощью треугольника (рис. 1):

Всякий термин N (имя, слово, символ), с одной стороны, обозначает свой денотат В (нем. Bedeutung) - значение, объект, прообраз, а с другой - имеет понятийное содержание S (нем. Sinn) - смысл, понятие, образ, характеризующие В.
    
Совершенно очевидно, что смысл всего процесса преобразования приписывается экономике S.

Образование как объект преобразования играет роль значения B, а знание - роль слова N. При этом поставленная экономикой перед системой образования задача расширения подготовки работников с начальным и средним специальным образованием вполне соответствует понятию актуализации знания в экономике, т.е. экономика S любит знание N за актуальные возможности его применения.
    
Но N любит В, потому что знания, как потенциальные возможности, приобретаются именно в процессе образования. В свою очередь, В тоже любит N, как предмет своей деятельности, и надеется найти взаимный интерес с S, поскольку на каждую экономическую единицу, вложенную в образование, S получает кратную отдачу. Однако в этом вопросе между S и B нет согласия. Экономические подсчёты обнаруживают неспособность выпускников образовательной системы актуализировать свои знания. Вернее, их негде применить, и S, считает, что образование В не понимает смысла экономики в области знания N. Но знание, получаемое от образования, связано с В теснее, чем с S. Возникает впечатление, что в этом "любовном" треугольнике кто-то третий лишний.
    
На самом деле, лишних субъектов в этих "треугольных отношениях" нет. Чтобы показать это, придадим элементам семантического треугольника Г. Фреге ещё несколько связанных с образованием В смыслов.
    
Направление от B к S стороны BS семантического треугольника представим как действие: анализ, факторизацию возможных образов по отношению эквивалентности и назовём вектором BS действия. Обратное направление (вектор SB) охарактеризуем как синтез, соединение, применение, предметно практическую деятельность. Ошибки такой деятельности, как правило, сопровождаются словами: "Не знаю, как!". Назовем сторону BS семантического треугольника именем "Действие".
    
На стороне SN представим логическое направление кодирования информации по смыслу вектором SN. Сравнение и сопоставление классов фактор-множества S, полученного при отображении SN, позволяет найти для кода символ и термин N, по смыслу соответствующий денотату В. Обратное действие NS осмысления на интуитивном уровне в случае ошибки часто бывает выражено словами: "Не понимаю (смысла)". В целом сторона SN может быть названа как "Мысль".
    
Сторона BN - чувственное (художественное) направление (вектор BN) создания символа N для прообраза В. Обратное движение NB в случае ошибки сопровождается словами: "Не представляю (значения)". Эта сторона в силу своей эмоциональной характеристики информационной деятельности может быть обозначена как "Чувство".
    
Если действие BS соответствует обучению на основе когнитивного отношения к пониманию объекта обучения, то осмысление SN - мышлению, а сторона BN - символ процесса воспитания. Таким образом, осуществление мыслительных операций (сторона "Мысль"), сопровождающих и обслуживающих восприятие ("Чувство"), приводит к смыслу как основе когнитивного благополучия при обработке и продуцировании знаний ("Действие"), т.е. воспитание культуры BN начинается с создания чувственного образа N, продолжается с помощью интуитивного восприятия NS смысла этого образа S и заканчивается когнитивным принятием значения объекта В и его практическим освоением. Процесс образования, напротив, начинается с обучения действием BS (анализа) с целью выявления смысла S, после чего осмысливается на SN и получает имя N (термин, текст), который запоминается и с помощью речи воспроизводится как теоретическое описание рассматриваемого объекта.
    
И на том, и на другом пути ключевым моментом является прохождение пункта S. Если смысл не обнаружен, возникает когнитивное несоответствие между чувством и действием, называемое когнитивным диссонансом. В тройке "образование-экономика-знание" именно между экономикой и образованием возникает смысловой разрыв, который не даёт возможности знанию актуализироваться в экономике. Для устранения этого недостатка следует образованию отдать роль смысла, а экономике - роль значения (объекта, прообраза) преобразований, и найти средства актуализации потенциальных знаний науки в экономической сфере.

_________________________________________________________________________________
1. Чупахин Н.П. Смысл бытия инновации в научно-образовательной сфере культурного мира / Н.П. Чупахин // www.viperson.ru. - М.: НИА "Наследие Отечества", 2009. - 4с. - 21.10.2009.

2. Frege G. ?ber Sinn und Вedeutung / G. Frege // Zeitschrift f?r Philosophie und philosophische Kritik, 1892. s. 25-50 (О смысле и значении); или см. в Готлоб Фреге. Избранные работы. М., 1997.


01.09.2010,
www.viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован