Образование как объект преобразования играет роль значения B, а знание - роль слова N. При этом поставленная экономикой перед системой образования задача расширения подготовки работников с начальным и средним специальным образованием вполне соответствует понятию актуализации знания в экономике, т.е. экономика S любит знание N за актуальные возможности его применения.
Но N любит В, потому что знания, как потенциальные возможности, приобретаются именно в процессе образования. В свою очередь, В тоже любит N, как предмет своей деятельности, и надеется найти взаимный интерес с S, поскольку на каждую экономическую единицу, вложенную в образование, S получает кратную отдачу. Однако в этом вопросе между S и B нет согласия. Экономические подсчёты обнаруживают неспособность выпускников образовательной системы актуализировать свои знания. Вернее, их негде применить, и S, считает, что образование В не понимает смысла экономики в области знания N. Но знание, получаемое от образования, связано с В теснее, чем с S. Возникает впечатление, что в этом "любовном" треугольнике кто-то третий лишний.
На самом деле, лишних субъектов в этих "треугольных отношениях" нет. Чтобы показать это, придадим элементам семантического треугольника Г. Фреге ещё несколько связанных с образованием В смыслов.
Направление от B к S стороны BS семантического треугольника представим как действие: анализ, факторизацию возможных образов по отношению эквивалентности и назовём вектором BS действия. Обратное направление (вектор SB) охарактеризуем как синтез, соединение, применение, предметно практическую деятельность. Ошибки такой деятельности, как правило, сопровождаются словами: "Не знаю, как!". Назовем сторону BS семантического треугольника именем "Действие".
На стороне SN представим логическое направление кодирования информации по смыслу вектором SN. Сравнение и сопоставление классов фактор-множества S, полученного при отображении SN, позволяет найти для кода символ и термин N, по смыслу соответствующий денотату В. Обратное действие NS осмысления на интуитивном уровне в случае ошибки часто бывает выражено словами: "Не понимаю (смысла)". В целом сторона SN может быть названа как "Мысль".
Сторона BN - чувственное (художественное) направление (вектор BN) создания символа N для прообраза В. Обратное движение NB в случае ошибки сопровождается словами: "Не представляю (значения)". Эта сторона в силу своей эмоциональной характеристики информационной деятельности может быть обозначена как "Чувство".
Если действие BS соответствует обучению на основе когнитивного отношения к пониманию объекта обучения, то осмысление SN - мышлению, а сторона BN - символ процесса воспитания. Таким образом, осуществление мыслительных операций (сторона "Мысль"), сопровождающих и обслуживающих восприятие ("Чувство"), приводит к смыслу как основе когнитивного благополучия при обработке и продуцировании знаний ("Действие"), т.е. воспитание культуры BN начинается с создания чувственного образа N, продолжается с помощью интуитивного восприятия NS смысла этого образа S и заканчивается когнитивным принятием значения объекта В и его практическим освоением. Процесс образования, напротив, начинается с обучения действием BS (анализа) с целью выявления смысла S, после чего осмысливается на SN и получает имя N (термин, текст), который запоминается и с помощью речи воспроизводится как теоретическое описание рассматриваемого объекта.
И на том, и на другом пути ключевым моментом является прохождение пункта S. Если смысл не обнаружен, возникает когнитивное несоответствие между чувством и действием, называемое когнитивным диссонансом. В тройке "образование-экономика-знание" именно между экономикой и образованием возникает смысловой разрыв, который не даёт возможности знанию актуализироваться в экономике. Для устранения этого недостатка следует образованию отдать роль смысла, а экономике - роль значения (объекта, прообраза) преобразований, и найти средства актуализации потенциальных знаний науки в экономической сфере.
_________________________________________________________________________________
1. Чупахин Н.П. Смысл бытия инновации в научно-образовательной сфере культурного мира / Н.П. Чупахин // www.viperson.ru. - М.: НИА "Наследие Отечества", 2009. - 4с. - 21.10.2009.
2. Frege G. ?ber Sinn und Вedeutung / G. Frege // Zeitschrift f?r Philosophie und philosophische Kritik, 1892. s. 25-50 (О смысле и значении); или см. в Готлоб Фреге. Избранные работы. М., 1997.
01.09.2010,
www.viperson.ru