Более 38 миллионов россиян - 27 процентов населения страны - проживают в сельской местности. О социальных проблемах села заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике, представитель в Совете Федерации от администрации Оренбургской области Николай Долгушкин рассказал в беседе с корреспондентом "Парламентского обозрения" Натальей Воеводиной.
- Николай Кузьмич, почему сегодня нужна не только программа социального развития села, но, прежде всего, серьезная государственная политика в этом направлении?
- Проблемы социального развития села существуют не первый день, и в свое время не раз предпринимались попытки их решить. Так, несколько лет назад по инициативе законодателей Мордовии принимался федеральный закон "О социальном развитии села". Проект его прошел и Государственную Думу, и Совет Федерации, но не был подписан Президентом РФ Борисом Ельциным. После этого в ходе работы над законопроектом "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации" было принято решение отвести в нем социальным проблемам села целую главу. Закон пока не принят - проект его находится сейчас в Правительстве РФ. Еще пример. Только после обращения руководителей регионов к Президенту России получила толчок Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года". Также на заседании Госсовета в Калмыкии был поднят вопрос о необходимости принятия федерального закона о развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка". Глава государства дал поручение до конца года представить проект этого закона в Государственную Думу.
После распада СССР было ослаблено внимание к сельскому хозяйству - этому важнейшему сектору экономики. В девяностые годы резко сократилось производство сельхозпродукции, основные фонды износились, была разрушена инфраструктура села и так далее. Но самое главное, мы не до конца представляем изменения, произошедшие на селе в социальном плане. Между тем, здесь видны еще большие разрушения, чем в экономике. Обострились проблемы в области здравоохранения и образования, в сфере услуг, досуга и массового спорта. Пришли в негодность многие здания и постройки. Это привело к тому, что село начало деградировать еще более быстрыми темпами, чем это было до 90-х годов прошлого столетия. Ведь худо-бедно, но в советские времена внимание сельскому хозяйству уделялось.
Но за последние пятнадцать лет проблемы социального состояния села не просто обострились, а стали более негативными, чем в городе, если взять в среднем по России. Одна из главных задач - это повышение благосостояния населения. Знаете, я не согласен с термином "борьба с бедностью". Нам нужно преодолевать бедность, а бороться надо не с болезнью, а с причинами, порождающими ее.
Одна из них - безработица, которая по официальным данным составляет на селе 11 процентов. Кстати, я не верю в эти цифры - скрытая безработица гораздо больше. Дело в том, что возможностей заработать легально в условиях сельской местности становится все меньше.
Как итог всего этого, 59 процентов населения села живут ниже прожиточного минимума, а 44 процента сельских жителей находятся за чертой бедности (для сравнения - в городе - 28 процентов). Можете себе представить, что это порождает.
Демографическая ситуация на селе - просто катастрофическая. Смертность превышает рождаемость. И это - учитывая то, что традиционно именно сельские районы в отличие от городов отличались повышенной рождаемостью и были своего рода поставщиками генофонда для страны и трудовых ресурсов для промышленности. Такая ситуация начала складываться после 1992 года. Я не согласен с тем, когда говорят, что село спивается. Да, по факту - это так. Но мы должны посмотреть, кто создает для этого условия. Кто довел до такого состояния сельский социум?! Мы не имели право бросать село на произвол судьбы!
Сельскохозяйственная отрасль разрушается. От этого резко сокращается наличие рабочих мест. Например, скота стало в два раза меньше, площадь пахотных земель сократилось в разы.
По данным последней переписи, 15 тысяч сельских населенных пунктов исчезли с карты Российской Федерации. 13 тысяч поселений еще существуют, но в них нет постоянных жителей - только приезжающие сюда горожане. Кроме этого, 31 процентов населенных пунктов - поселения, где живут по 2-3 семьи, всего менее 10 человек. А в некоторых местах, например, в Костромской, Тверской, Ивановской, Вологодской областях таких поселений - уже 60 процентов. Как в таких местах организовать медицинскую помощь, работу образовательных учреждений, строить дороги?
На этом фоне остро встал вопрос о концепции устойчивого развития сельских районов. Но мы не решим все эти задачи без активного вмешательства государства. Без социального контроля, без контроля общества остаются огромные территории России, а это уже чревато серьезными геополитическими проблемами. Крайне негативные факторы! Ведь уже сегодня на европейской части Российской Федерации проживают 125 миллионов человек и всего чуть более 20 миллионов человек - в ее азиатской части.
Так что работу над концепцией устойчивого развития сельских территорий нужно активизировать. В этом направлении сегодня работают несколько научных институтов. С прошлого года координация всей деятельности возложена на Минсельхоз РФ. Концепция обсуждалась на Правительственной комиссии, которую возглавляет министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Конечно, этот документ включает в себя много позиций. В первую очередь, - решение экономических проблем, дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, увеличение объемов аграрной продукции. Ясно, что нужно создавать альтернативное производство. Это и предприятия бытового обслуживания, потребкооперации, переработки и другие. Примеры этого в мировой экономике есть. Например, в Китае. Там в сельских районах создаются небольшие предприятия, которые выпускают детали для современной сложной техники. А это - дополнительные рабочие места для жителей этих территорий.
Отсюда же вытекает вопрос о кадровом сопровождении сельскохозяйственных реформ. До 1992 года у нас не было ситуации, когда руководитель хозяйства не имел бы среднего специального образования. Сейчас его не имеет каждый третий. Через несколько лет мы столкнемся с тем, что придется приглашать сельхозрабочих из-за рубежа. Это очень важная тема, и она требует отдельного серьезного разговора. Ведь формирование кадрового потенциала многоукладного сельского хозяйства, адекватного современным требованиям, - важная стратегическая задача, от решения которой зависит успех возрождения отрасли, подъем аграрной экономики, включение ее в рыночные отношения.
Кстати, Президент России неоднократно упрекал Минэкономразвития РФ и МВД РФ и за слабую миграционную политику. Над этим тоже нужно серьезно работать. К нам приезжает много граждан с территорий бывшего СССР, и они готовы жить и работать в России. Так пусть обживают те пустующие районы, развитие которых приоритетно для государства.
У нас очень большая надежда на Программу социального развития села. Она была принята постановлением Правительства в 2002 году. И мы по ней работаем уже два года. Есть и первые результаты. К работе по Программе подключились 71 субъект Федерации. В программе - 11 подпрограмм. Сейчас работают 4-5 из них. Финансирование программы - консолидированное. Так, например, подпрограмма по строительству домов финансируется следующим образом: 30 процентов - федеральный бюджет, 40 процентов - субъекты Федерации, остальное - застройщики. В прошлом году освоено около 30 миллиардов рублей с учетом средств регионов и внебюджетных средств.
Проблемы с финансированием есть. Задавал я этот вопрос и представителям Правительства РФ. Дело в том, что порой у нас путаются с такими понятиями, как экономическое развитие села и его развитие социальное. А это - различные программы и разное финансирование. Выделение средств федерального бюджета не в полном объеме, предусмотренных программой, сдерживает ввод мощностей и стимулирование привлечения средств субъектов РФ и внебюджетных средств.
- А можете привести положительные примеры действия Программы социального развития села?
- Вот некоторые цифры. В 2004 году за счет всех источников финансирования в сельской местности введено 1860 тысяч квадратных метров жилья, 8,2 тысячи километров распределительных газовых сетей. Открылись общеобразовательные школы на 13,8 тысячи ученических мест, амбулаторно-поликлинические учреждения (на 1,62 тысячи посещений в смену), предприятия бытового обслуживания (111 единиц), клубные учреждения (на 7,7 тысячи мест) и т.д.
- Николай Кузьмич, еще один очень важный вопрос - это законодательное обеспечение сельскохозяйственных реформ. Как идут дела в этом направлении?
- Честно скажу, что пока у нас недостаточная законодательная база для решения этих задач. Но Совет Федерации активно работает в этом направлении.
В этом году в рамках девятого Петербургского экономического форума 3 июня в Белгороде мы провели выездной "круглый стол" на тему: "Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий". В этом регионе очень хорошо работает программа по строительству и здравоохранению на селе. Разговор на заседании "круглого стола" получился очень интересным. Выступили сенаторы, ученые, практики, региональные руководители. Мы проанализировали весь спектр проблем. И пришли к выводу, что, в первую очередь, необходимо четко выстроить законодательную базу для решения вопросов села, в том числе, и закон "Об устойчивом развитии сельских территорий", определить цель и основные принципы политики устойчивого сельского развития. Улучшение правовой базы требует внесения поправок и в другие федеральные законы: "О занятости", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве" и другие.
В рекомендациях, выпущенных по итогам "круглого стола" подчеркивалось, что масштабы нынешнего социального неблагополучия села таковы, что делают не возможным устойчивое развитие страны, более того, они ставят под угрозу само сохранение российской государственности.
Есть также мнения, что в дальнейшем Программу социального развития села нужно трансформировать в Программу устойчивого развития сельскохозяйственных территорий. Мы уйдем от чисто социальных проблем, и будем решать их в комплексе с экономическим блоком. Это логично.
Главное, чтобы наша деревня не пустовала, не оставалась без хозяина. Ведь земля без хозяина - сирота!
http://www.council.gov.ru/inf_ps/parlisurvey/2005/07/20/item268.html