Эксклюзив
14 октября 2013
4312

Николай Тренев: Почему капитал уходит из РФ

Тренев Н.Н., д.э.н., ИПУ РАН

Почему капитал уходит из России? Капитал приходит туда, где на него ожидается хорошая отдача и уходит оттуда, где отдача на капитал ожидается плохая. Считается, что низкая инфляция притягивает капитал. Собственно, ради этого в РФ и борются с инфляцией.

Но это не совсем так. Капитал притягивает долгосрочная устойчивая прибыль - длительный финансовый поток положительный прибыли. Этот поток надо оценить - мы должны понимать: сколько будет стоить такой поток ежегодной прибыли. И это хорошо, нормально или плохо.
Финансовый поток оценивается в настоящем времени при помощи ставки дисконтирования. Ставка дисконтирования равна 1/(1+r), где r - процентная ставка. Проблема заключается в том, что r - далеко не всегда ставки инфляции.

Ставку инфляции необходимо применять для неработающего капитала, т.е. для капитала не только не вложенного в предприятия, но даже и для не вложенного в банковские депозиты.
Работающий капитал, вложенный в предприятия, будет в следующем временном периоде иметь ценность, увеличенную в (1+норма прибыли)/(1+ставка инфляции). Капитал, вложенный в банковские депозиты, будет иметь ценность, увеличенную в (1+ставка по депозиту)/(1+ставка инфляции). Мы видим, что для сохранности и тем более роста капитала важно отношение (1+норма прибыли) к (1+норма инфляции). И инфляцию, действительно, имеет смысл снижать, но только до тех пор, пока от этого не снижается норма прибыли. А затем, смотреть на отношение (1+норма прибыли)/(1+ставка инфляции) и стремиться к тому, чтобы оно было максимально. Если снижение инфляции ведет к снижению этого соотношения, то условия для капитала в стране ухудшатся.

Любые предпринимательство и ведение бизнеса связаны с риском. Риск мы также должны учитывать вместе с инфляцией. Поэтому и ценность капитала в будущем времени увеличится в (1+норма прибыли)/(1+ставка инфляции + премия за риск). Премия за риск меряется в процентах, также как норма прибыли и инфляции. Премия за риск отражает вероятность потерь. Для того, чтобы стоимость капитала как минимум не уменьшилась норма прибыли должна покрыть и ставку инфляции, и премию за риск.

Прибыль предприятия равна выручке за вычетом фиксированных и переменных издержек. Если все товары и услуги растут с одинаковой скоростью, то выручка и издержки в будущем растут со скоростью инфляции. Соответственно, и прибыль растет со скоростью инфляции. В этом случае инфляция оказывается к прибыльности предприятий. И для капитала уровень инфляции оказывается безразличным.

Другое дело, если Правительство начинает бороться с инфляцией путем регулирования тарифов и цен предприятий. В этом случае издержки предприятий растут со скоростью инфляции (стоимость труда, материалов, ..), а выручка растет со скоростью меньшей скорости инфляции, если растет вообще. В этом случае выручка со временем растет медленнее издержек. Соответственно, в какой-то момент времени издержки превысят выручку - прибыль станет отрицательной, т.е. обернется убытком. Такие условия для капитала крайне неблагоприятны. Он будет сворачивать свою деятельность, и искать возможности выхода из страны. Правительство такой страны будет фиксировать отток капитала.

Произвольное изменение правил игры увеличивает риск инвестиций и бизнеса. Правила могут поменяться, а вследствие них меняются выручка, издержка, объем прибыли. Предприятие может не только снизить объем прибыли, но и стать убыточным. Рост риска деятельности оборачивается и ростом прибыли за риск. Если сумма премии за риск и ставки инфляции перекроет норму прибыли, то деятельность капитала начинает рассматриваться как убыточная, а сам капитал начинает искать возможности покинуть страну.

Может быть так, что норма прибыли капитала перекрывает ставку инфляции. Однако, перекрыть сумму ставки инфляции и премии за риск норма прибыли уже не может. По этой причине бороться с риском не менее важно, чем бороться с инфляцией. Для Правительства страны это означает выполнение своих обязательств, в том числе инвестиционных обязательств по тарифам.

Инвестиционный проект всегда просчитывается. Изменение правил игры - например, введение тарифного регулирования - вносит дополнительные риски. Инвестиционный проект становится убыточным, но деньги уже вложены. Радоваться Правительству здесь нечему: инвесторы, приходя в следующий раз, заложат в проекты увеличенную премию за риск.
Увеличенная премия за риск отсечет ряд проектов, в том числе проектов по обновлению инфраструктуры, которые при выполнении Правительством обязательств остались бы прибыльными и были бы реализованы инвесторами.

При Советской власти у нас не было дешевых образования, здравоохранения, железных дорог, воздушного сообщения, ЖКХ, электричества и газа. Население получало эти блага, либо ничего не платя, либо платя мало. Но предприятия имели деньги на развитие: покупалось оборудование, вводились новые мощности. Строились электростанции, возводились линии электропередач. Все это оплачивало государство.

Сейчас, при регулировании тарифов, делается попытка получать эти блага, не оплачивая их: ни населением, ни государством. Это приведет только к износу фондов и дефициту благ.
Правительство должно делать свой бюджет прозрачным. Прозрачные расходы, доступные контролю со стороны населения в том числе, затруднят увод средств, что будет стимулировать снижение издержек. Прозрачность бюджетные трат - прозрачность потоков информационно-аналитических, материально-финансовых, административно-управленческих - видится существенно более эффективным путем нахождения дополнительных средств, чем простое регулирование тарифов.

К снижению премии за риск может привести развитие судебно-правовой системы. Ее пересмотр: законы должны стимулировать развитие бизнеса, создание добавленной стоимости на своей территории. Законы, препятствующие созданию добавленной стоимости, необходимо либо убрать, либо переработать. Законы, стимулирующие создание добавленной стоимости, необходимо разработать, ввести в законодательство и судебную практику.
Необходимо также защищать интересы собственников и лиц, создающих добавленную стоимость. Лица, умеющие создавать добавленную стоимость, - фактор производства. Выдавливание этих лиц за рубеж ослабляет нашу экономику и усиливает экономики зарубежные.

На западе часть цен и тарифов регулируется. Но делается это совсем по другим причинам. Многие продукты имеют общественные составляющие (externalities, public externalities) положительные и отрицательные. К общественным составляющим относится и проблема безбилетника. Предприятия должны компенсировать истощение тех общих благ, которыми они пользуются, т.е. предприятия должны оплачивать ущерб экологии. Застройщики должны либо вкладываться в развитие инфраструктуры, либо оплачивать ее развития. Предприятия же решающие важные для общества проблемы должны, наоборот, получать от государства дотации.

Три четверти валового объема рынка медикаментов РФ производят Российские предприятия. А в рублевом объеме продаж - только одну четвертую. Получается, что медикаменты Российского производства стоят в три раза дешевле иностранных медикаментов. И в этих условиях Российское Правительство начинает замораживать цены на медикаменты Российского производства. Выручка Российских фармацевтических предприятий перестает расти и начинает снижаться, а прибыль снижается на порядок. Естественно, это приведет к выдавливанию Российских предприятий с рынка в пользу иностранных.

К примеру, можно сказать, что Турецкое Правительство считает, что национальные фармацевтические предприятия должны покрывать в основном потребности турецких граждан. При таком отношении Правительства к национальной экономике, экономика Турции в период кризиса 2008 года росла со скоростью около 8-9%. Китайское Правительство заботится о своей экономике, ее предприятиях. И экономика растет хорошими темпами.
Из прибыли идет покупка нового оборудования, развитие и расширение мощностей, НИОКР. К слову можно сказать, что фармацевтическое предприятие Синтез, г. Курган сумело пережить и распад СССР, и кризис 2008 года. Однако кризис 2008 года Синтез пережил в два раза лучше, чем регулирование цен.

Сейчас война идет за добавленную стоимость. За то, чтобы добавленная стоимость создавалась на территории своей страны. И задача Правительства состоит в создании всех условий для создания добавленной стоимости на территории своей страны, а вовсе не в выдавливании добавленной стоимости и рабочих мест на территории других стран.
Для этого надо разрабатывать и реализовывать программы развития отечественной промышленности, НИОКР, науки. Необходимо создавать и развивать импортозамещающие производства при помощи инвестиций. И защищать отечественную промышленность и помощи, в том числе не таможенного регулирования: спецификаций, стандартов, программ.
Фармацевтический сектор, естественные монополии, сети АЗС и АЗК, аптечные сети дают рабочие места, платят налоги, создают спрос в промышленности, развивают инфраструктуру. Задача Правительства развивать отечественную экономику, заботиться о добавленной стоимости, создаваемой на ее территории. Если что-то разорить, то на опустевшее место придут иностранные производители, а рабочие мести и добавленная стоимость уйдут за рубеж.

Решения надо принимать экономически обоснованные. Когда я был аспирантом, целый институт Энергетических исследований РАН просчитывал варианты развития энергетики и смотрел, чтобы для развития экономики было достаточно энергии, и чтобы был баланс энергоносителей.

Принимаемые решения необходимо прорабатывать и просчитывать. До перестройки целые институты РАН и отраслевые просчитывали варианты развития событий. Можно делать все, что приносит экономике пользу. И нельзя делать ничего, что уводит добавленную стоимость за рубеж.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован