ИЗВЕСТНАЯ АКТРИСА РАССКАЗЫВАЕТ О СВОИХ РОЛЯХ И СЕРДЕЧНЫХ ТАЙНАХ
Народная артистка России Нина Ургант - не только блистательная актриса, но и удивительно обаятельный, милый человек. Точь-в-точь - ее героиня из знаменитого фильма `Белорусский вокзал`. Между тем Ургант могла и не появиться в картине.
- Ведь на мою роль уже была утверждена актриса Инна Макарова, - рассказывает Нина Ургант. - Тогда все решалось на уровне товарища Фурцевой (министра культуры СССР. - М.А.). Режиссер Андрюша Смирнов (ему было 28 лет) снял всю картину и вдруг звонит: `Нина, вы можете приехать ко мне на кинопробы?` Я говорю: `Но я в газете прочла, что вы уже закончили съемки`. Он был настойчив. Состоялась вторая кинопроба, опять отдали предпочтение Макаровой. Тогда Андрюша написал письмо директору студии: `Если мне не доверяют как режиссеру, пусть картину заканчивает кто-то другой!` Я уже не помню, кто тогда был директором `Мосфильма`, но, намаявшись, он взял удар на себя: `Черт с тобой, Смирнов, снимай кого угодно`.
Помню, после моего первого съемочного дня четверка моих партнеров - Леонов, Папанов, Глазырин, Сафонов - гуськом направилась в просмотровый зал. Первым вышел Леонов, поцеловал мне руку: `Ну вот, приехала какая-то ленинградка, и наши звезды померкли`. После выхода на экраны фильма первая телеграмма пришла от Раневской - с поздравлениями, вторая - от Фурцевой - с извинениями. Министр культуры не считала зазорным извиниться перед обычной актрисой. А теперь?..
- Какие роли вы играете в своем любимом Александринском театре?
- Играю только в одном спектакле - `Комедии из нашей жизни` по пьесе Птушкиной.
- Вы ведь в `Комедиях` - старая дева...
- Старая дева, которая любит и выходит замуж. В общем, я все играю про любовь и никак не могу остановиться (смеется). Мне это чувство помогает жить. Я ведь влюблялась и в свои роли, и в своих мужчин, в режиссеров, партнеров. И в тех, что оставались надолго в моей жизни, хотя потом и уходили от меня. Я ни на кого не сержусь, не держу обиды, потому что они дарили мне любовь, дарили состояние полета.
- Нина Николаевна, вы своим сыном Андреем довольны?
- Довольна. Откуда что берется: я никогда бы не смогла так весело общаться, так вести концерты. Наверное, этот дар развился у него еще и оттого, что детство Андрей провел в наших бурных артистических компаниях, которые собирались в моей квартире. Компании были удивительные. Шумные, порой разношерстные, но без мата, хотя и с выпивкой. Юмор лился рекой... Андрюша всех моих тогдашних друзей хорошо помнит, чтит.
- Но театральная, актерская судьба у Андрея Урганта не так-то просто складывается...
- Многое от времени зависит, тут ему не очень повезло. Да и характеры у нас разные. Я не могу сказать режиссеру, что он дурак, лучше потихонечку буду гнуть свою линию. Андрюша же может запросто объявить режиссеру, что тот - идиот, хлопнуть дверью и уйти из театра.
- Ваш внук Иван Ургант, ныне популярный ТВ-ведущий, вырос на руках бабушки...
- Он часто говорил: `Нинуля, меня все спрашивают: я - сын твой?` Он меня не забывает, только сегодня звонил уже два раза. И так каждый день, несмотря на страны и расстояния. Поначалу он занялся было музыкой, записал сольный диск. Но потом изменил профиль. Он очень талантливый и целеустремленный. Ведет на канале `Россия` две программы, но мечтает о своем авторском ТВ-шоу. Не курит, не пьет - избави Бог! Заботливый: помогает своей маме, младших сестер фактически обеспечивает. Говорит и мне как-то: `Нинуля, а можно тебе подбросить немножко денег?` Я разулыбалась: `Ванька, я так счастлива, что у меня уже больше не берете! А деньги сейчас тебе нужней - на квартиру в Москве`.
- Нина Николаевна, у вас есть свой компакт-диск `Поет Нина Ургант`? Вы ведь замечательно поете, вошли в историю с песней из фильма `Белорусский вокзал`...
- Нет такого альбома. Когда-то на фирме `Мелодия` выходила такая виниловая пластинка, но я все их давно раздарила. Знаете, я так равнодушна к себе и своей, если можно сказать, славе...
- Чему же сейчас отдаетесь, кроме театра?
- Обожаю тот кусочек земли, что есть у меня на даче в Грузине, хотя там что-то ничего у меня не растет (улыбается).
- Зато там у вас шесть котов...
- Все они пришлые, все были несчастными. Вот Федька пришел с обстриженными усами, в дождик, маленьким, замученным котенком. Поглядел на меня и промурлыкал: `Я хочу здесь жить!` Так и остался. Дунька со сломанной ногой моталась у меня по лестнице. Я сначала врача вызвала, чтобы поправить ножку, лечила, лечила - и взяла. Так все мои коты собрались - самые несчастные стали самыми любимыми. С ними я не чувствую себя одинокой. Не то что жалуюсь, просто по натуре своей должна о ком-то заботиться. Дети выросли, внук вырос, а эти существа нуждаются в любви...
- Говорят, вы получаете персональную пенсию...
- Еще президент Ельцин одним из своих последних указов назначил десяти актерам персональную пенсию. В том числе и мне, по-моему, единственной из ленинградцев.
- Большая сумма?
- Когда я услышала по ТВ, а потом прочла в прессе, что `прибавка` - десять окладов, то подумала, что это очень хорошо. Боже, какая я буду богатая! Но оказалось, что президент имел в виду десять минимальных окладов. В общем, получается прибавка в тысячу рублей.
- А как творческие встречи со зрителями? Во все времена это была хорошая прибавка актерам...
- Иногда я соглашаюсь на такие встречи, хотя теперь приглашают реже. К тому же я, как и мой друг Володя Высоцкий (извините уж за сравнение!), никогда не спрашиваю, сколько мне заплатят. Стесняюсь. Сколько дадут, столько и возьму. Вообще-то мне грустно и одиноко не из-за отсутствия денег, а потому, что нет интересной работы. Могу хоть кочергу сыграть, но чтобы эта кочерга была с характером. А мне предложили в спектакле `Деревья умирают стоя` роль неинтересную, а потом все удивлялись моему отказу. Но меня проблемы западных людей мало волнуют, тем более сейчас, когда гибнут наши мальчики в Чечне. Хочется сыграть что-то живое, по-настоящему интересное.
Я хотела бы сыграть что-то такое, чтобы, как у Есенина, - всю душу переворачивало. Но пьес таких не предлагают.
- Сейчас в моду вошли откровенные актерские мемуары. Бестселлером стала, например, книжка Татьяны Егоровой `Андрей Миронов и я`...
- Егорова? Господи, она бывала в моем доме. Андрюшка ей названивал отсюда в Москву бесконечно. Я ужасно сердилась и пилила мужа (Ургант в ту пору была замужем за известным балетмейстером, писателем, сводным братом Андрея Миронова - Кириллом Ласкари. - М.А.): `Кирка, ты хоть скажи Андрюшке, чтобы оплачивал свои разговоры!`, но он отвечал: `Как я могу такое сказать?` А я не понимала: Андрюша ведь тогда не бедствовал, много снимался, хорошо зарабатывал.
- Скажите, был ли в жизни вашего бывшего мужа Кирилла Ласкари эпизод, когда он женился (на очень короткий срок!) на той самой Егоровой?
- Впервые об этом слышу.
- Об этом пишет Егорова в книжке...
- Я, честно говоря, не читала и не хочу. У меня совершенно другие представления об этой ситуации. Возможно, Егорова что-то придумала, но чем черт не шутит...
- Самое лучшее в этой ситуации: взять и написать свои мемуары!
- Меня просили писать или надиктовывать. И зрители на творческих встречах часто задают вопрос насчет моих мемуаров. Действительно, в моей жизни было столько встреч, с такими артистами - Симоновым, Черкасовым, Толубеевым, Борисовым... Никогда не забываю, что меня как актрису создали встречи с Георгием Александровичем Товстоноговым, когда я играла в Театре Ленинского комсомола. Он ведь звал меня в БДТ, а я отказалась. Мне тогда от театра дали квартиру в хрущевке, и мне казалось, что не могу уйти, не `отработав` ее. Я всю жизнь всего стеснялась, чувствовала себя всем обязанной и только на сцене обретала состояние уверенности в себе, полной свободы.
- Судьба подарила вам встречи с Фаиной Раневской...
- Я много снималась в Москве и благодаря Ие Саввиной была вхожа в дом Фаины Георгиевны. Когда ей нездоровилось, то Раневская просила меня: `Н-н-инна, м-м-ожете п-п-огулять с м-м-оим мальчиком?` Мальчик - так звали обожаемого пса.
- Великая актриса в жизни заикалась?
- Довольно сильно. А на сцене - нет. Помню, я поразилась несоответствию: на стенах у Раневской портреты с автографами и личными надписями Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Шаляпина, а сама она лежит на каком-то развалившемся топчане с выпирающей проволокой. Я предложила: `Фаина Георгиевна, давайте мы вам купим какую-нибудь кровать или хотя бы новый топчан`. На что она ответила: `Милочка, так случилось, что у меня была молодая домработница, которая однажды пришла ко мне и объявила: `Фаина Георгиевна, я выхожу замуж, отдайте мне вашу кровать из карельской березы! Вас же никто е...не будет!` Я подумала-подумала: действительно, меня никто... не будет и подарила ей эту кровать!` Причем Раневская называла все своими именами, по-русски. Смешная была, удивительная!
- В кино вы сейчас снимаетесь?
- Как-то приглашали меня в российско-французский проект играть какую-то княгиню, которая живет на свалке и совращает молодых мальчиков. Я такое, понятное дело, играть не стала. Французы удивлялись: `Но мы же платим!` Конечно, снявшись в полусотне картин не у нас, а на Западе, я могла бы уже не беспокоиться о своей старости. Но у меня ситуация материальная такая, что все время как будто начинаю жизнь. Если у меня есть концерт, радуюсь: значит, еще есть на что купить своим шестерым котам корм.
Антонов Михаил.
Труд No166 за 03.09.2004
http://nvolgatrade.ru/