Эксклюзив
01 октября 2014
3221

Низами Мамедов: Экологию необходимо вводить в старшей школе

ДО 1 НОЯБРЯ 2010 ГОДА ПО ПОРУЧЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА должен быть рассмотрен вопрос о введении в школьную программу обязательного предмета - "Экологию". Почему экологию важно изучать в школе, в интервью РИА Новости рассказывает директор Института глобализации и устойчивого развития Международного независимого эколого-политологического университета, автор школьного учебника по экологии Низами Мамедов.
Низами Мустафаевич, изучение экологии в рамках школьного курса обсуждается не впервые. В 1990-е годы этот предмет уже вводили,, однако, спустя несколько лет от него отказались. Почему?
- На мой взгляд, это не поддается разумному объяснению и связано с очевидной недооценкой проблемы. Еще в 1970-е годы экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой была выдвинута Концепция устойчивого развития, и было принято решение содействовать просвещению населения и подготовке кадров, чтобы гармонизировать социально-экономические и экологические вопросы. Тогда же и у нас в стране случился настоящий экологический бум: наблюдался подъем интереса к экологической тематике, было принято решение вводить уроки экологии в школе. Но в конце 1990-х ситуация в России стала меняться: Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов преобразовали в Госкомитет по экологии, затем его ликвидировали, а курс экологии убрали из Федерального учебного плана... И совершенно напрасно. Ведь экология - это не просто наука. Последствия воздействия человека на природу рано или поздно дают о себе знать и "отрезвляют" - задыхавшиеся в смоге москвичи могли наблюдать это нынешним летом.
- Как, на ваш взгляд, следует развивать экологическое образование?
- На этот счет есть две позиции: одна предполагает экологизацию разных предметов (химии, биологии, географии), другая - введение отдельного предмета, который бы обобщал знания, полученные на других предметах. Для введения отдельного курса необходимо подготовить учителей, выделить дополнительные часы, поэтому, когда модель экологического образования только обсуждалась - еще в 1970 - 1980-е годы - склонялись к идее экологизации отдельных предметов. По этой теме было защищено немало докторских и кандидатских диссертаций - в теории проблема обсуждалась активно, но на деле мы почти не продвинулись. Оказалось, что это не так-то просто: учителям-предметникам требуется переподготовка. Поэтому в 1990-е годы в школьную программу был введен отдельный интегрированный предмет экологии. Когда "Экологию" в конце 1990-х из программы убрали, шла речь о том, что экологическая проблематика сохранится в других предметах. Но постепенно и там экологические темы сошли на нет.
Сейчас школы могут самостоятельно вводить экологию в качестве предмета по выбору...
Да, но вводят далеко не везде - только там, где в этой тематике заинтересованы директора, региональные власти. К примеру, в Москве по инициативе бывшего министра образования, академика Геннадия Ягодина удалось ввести предмет "Экология Москвы и устойчивое развитие". Успешен опыт преподавания экологии в Ханты-Мансийском округе, Волгоградской области и некоторых других. Но вообще регионов, где можно говорить об эффективном экологическом образовании, очень мало.
Если снова вводить этот курс, не возникнет ли проблем с учителями, учебниками?
Эти проблемы преодолимы. Подготовка учителей может осуществляться на факультетах биологии или географии, достаточно включить дополнительные часы. Учителя биологии и географии вполне могут вести этот курс.Подготовить учебные пособия тоже не составит труда - в 1990-е годы их же выпускали. Тогда этот предмет ввели в 9-10 классах - по 2 часа в неделю. В том же объеме его можно преподавать и сейчас.
- Есть мнение, что по-настоящему увлечь этим предметом можно только путем дополнительного образования - на факультативах, в кружках.
- Дополнительное образование, конечно, имеет большое значение. Как правило, там работают настоящие энтузиасты, и дети - очень мотивированные, участвуют в различных конференция, конкурсах. Но дополнительное образование есть далеко не везде, и не каждый ребенок заинтересуется этой темой, поэтому и нужно вводить предмет в школе. Вообще надо понимать: экология - это наука, и изучать ее надо как научную дисциплину - в старшей школе, а не просто призывать любить и охранять природу.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован