Для достижения конкурентных преимуществ российской экономики инвестиции в профессиональное образование гражданина (т.е. человеческий капитал) не менее значимы, чем инвестиции в производство. Современ#172;ные исследования по экономике образования убеждают, что инвестиции в человеческий капитал создают предпосылки для инновационного развития, как экономики знаний, так и "общества знания". В США каждый год, затраченный на учебу, повышает заработную плату работника в среднем на 10%. Экономика, основанная на знаниях, это взаимодействие трех рынков: рынка знаний, рынка образовательных и других услуг; рынка профессиональных компетенций, ибо предметом продажи являются именно компетенции. Мы привыкли к традиционному разделению труда между производителями знания (образовательными учреждениями) и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает образовательная система, в которой потребитель знания участвует в его создании.
Проведенное нами исследование позволяет рассматривать нормативное подушевое финансирование как один из видов государственного инвестирования бюджетных средств в потребителя знания (т.е. в человеческий капи#172;тал). Оно оправдано, когда профессиональное образование охватывает широкие слои населения (1) ко#172;гда обученные специалисты находят работу (2) и когда растет качество жизни человека и его семьи (3).
Поскольку бюджетных средств всегда, везде и всем не хватало, не хватает и не будет хватать, государство разрабатывает методы и механизмы их нормирования. По ряду объективных факторов стоимость обучения в профессиональной школе растет ежегодно. Возрастает технологичность учебного процесса. Требуется внедрение современных информационных и телекоммуникационных средств обучения. Для профессионального обучения студентов необходимо сложное учебно-тренажерное оборудование, требуются дополнительные квалификации у преподавателей и мастеров профессионального обучения. Следует признать нормальным разнообразие источников финансирования профессионального образования, где норматив подушевого финансирования есть одна из новаций, реализующая государственные полномочия. Рассмотрим более подробно поня#172;тийный аппарат, цели перехода к нормативному финансированию, принципы, модели, отличительные особенности, базовую расчетную формулу, кластерную классификацию образовательных программ на#172;чального (среднего) профессионального образования.
А. Понятийный аппарат:
* норматив бюджетного финансирования есть минимальная величина финансовых затрат бюд#172;жета любого уровня, обеспечивающая реализацию конституционного права граждан на получение пер#172;вого бесплатного (для физического лица) начального (среднего) профессионального образования в со#172;ответствии с государственным заказом;
* нормативный метод подушевого финансирования обеспечивает рациональное планирование и распределение средств из бюджетов любого уровня.
Необходимость точного определения понятий связана с требованиями законодателя, который ус#172;тановил, что бюджетные ассигнования можно планировать и распределять только по закону. В качестве рабочего инструмента мы рассматриваем такие термины как "государственный и местный норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося", который содержательно соответству#172;ет "подушевому финансированию". Деньги следуют за учеником и выбранной им профессией обучения - есть базовый принцип, который превращает ученика в главного заказчика образовательной программы и регулятора бюд#172;жетных финансовых потоков. Пришли учащиеся на обучение в учреждение профессионального o6i азования (УПО) - вместе с ними на счет УПО пришли деньги, ушли учащиеся через два месяца - ушли деньги. Движение финансовых потоков осуществляется в русле двух базовых моделей.
* Модель институционального бюджетного нормативного финансирования образовательной организации (учреждения) НПО (СПО) есть механизм содержания государственного имущественного комплекса (движимого и недвижимого) имущества, на основе специальных нормативов.
* Модель персонифицированного финансирования есть механизм нормативного финансирования образовательных программ профессионального образования, классифицированных по кластерным группам.
* Кластер образовательных программ - установленное количество отраслевых групп и профессий (специальностей) по общим признакам затрат на каждую группу.
Формула расчета норматива бюджетного финансирования основывается на количественных па#172;раметрах приема студентов и выполнения образовательных программ. В этом случае она есть инструмент государственного управления.
Б. Цели перехода системы начального, (среднего) профессионального образования к норма#172;тивному финансированию
Стратегические цели определены Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 10 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. М 803) и уточнены в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года (утверждены Правительством 21.06.2006 г.). внедрение модели нормативного бюджетного финансирования предполагает достижение следующих целей:
а) перейти от финансирования "образовательных учреждений" к финансированию востребованных "модульных образовательных программ НПО (СПО)" что будет стимулировать конкурентные отношения в профессиональном образовании;
б) разграничить компетенции, полномочия и ответственность государственных и муниципальных органов управления за реализацию образовательных программ НПО (СПО);
в) повысить обоснованность маневрирования регионально-муниципальными финансовыми ресур#172;сами при реализации образовательных программ НПО (СПО) для обеспечения доступности качественного профессионального образования;
г) показать реальные, либо близкие к реальным, затраты на реализацию образовательной програм#172;мы НПО (СПО), для всех субъектов образовательной политики (правительства, работодателя, общества, домохозяйств);
д) оптимизировать региональную сеть учреждений НПО (СПО), стимулировать конкурентоспособность управленческого и педагогического персонала.
Формулирование целей и принципов нормативного финансирования позволяет более точно определить источник финансирования, границы государственных полномочий в части подготовки квалифицированной рабочей силы. Государственная стратегия перехода к финансированию образовательных программ закладывает основные требования к совершенствованию экономических механизмов по их реализации. Основным требованием становится утверждение, что за профессиональное образование должен платить тот, кто получает от него выгоду. Таких субъектов четыре: а) правительство; б) индивид; в) работодатель; г) учреждение профессионального образования (УПО).
М. В. Никитин - ректор Учебного центра
Федерального института развития образования
Минобразования и науки РФ, д.п.н., профессор