16 апреля 2007
2679

Нормативное подушевое финансирование: понятийный аппарат, модели, механизмы

Для достижения конкурентных преимуществ российской экономики инвестиции в профессиональное образование гражданина (т.е. человеческий капитал) не менее значимы, чем инвестиции в производство. Современ#172;ные исследования по экономике образования убеждают, что инвестиции в человеческий капитал создают предпосылки для инновационного развития, как экономики знаний, так и "общества знания". В США каждый год, затраченный на учебу, повышает заработную плату работника в среднем на 10%. Экономика, основанная на знаниях, это взаимодействие трех рынков: рынка знаний, рынка образовательных и других услуг; рынка профессиональных компетенций, ибо предметом продажи являются именно компетенции. Мы привыкли к традиционному разделению труда между производителями знания (образовательными учреждениями) и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает образовательная система, в которой потребитель знания участвует в его создании.
Проведенное нами исследование позволяет рассматривать нормативное подушевое финансирование как один из видов государственного инвестирования бюджетных средств в потребителя знания (т.е. в человеческий капи#172;тал). Оно оправдано, когда профессиональное образование охватывает широкие слои населения (1) ко#172;гда обученные специалисты находят работу (2) и когда растет качество жизни человека и его семьи (3).
Поскольку бюджетных средств всегда, везде и всем не хватало, не хватает и не будет хватать, государство разрабатывает методы и механизмы их нормирования. По ряду объективных факторов стоимость обучения в профессиональной школе растет ежегодно. Возрастает технологичность учебного процесса. Требуется внедрение современных информационных и телекоммуникационных средств обучения. Для профессионального обучения студентов необходимо сложное учебно-тренажерное оборудование, требуются дополнительные квалификации у преподавателей и мастеров профессионального обучения. Следует признать нормальным разнообразие источников финансирования профессионального образования, где норматив подушевого финансирования есть одна из новаций, реализующая государственные полномочия. Рассмотрим более подробно поня#172;тийный аппарат, цели перехода к нормативному финансированию, принципы, модели, отличительные особенности, базовую расчетную формулу, кластерную классификацию образовательных программ на#172;чального (среднего) профессионального образования.
А. Понятийный аппарат:
* норматив бюджетного финансирования есть минимальная величина финансовых затрат бюд#172;жета любого уровня, обеспечивающая реализацию конституционного права граждан на получение пер#172;вого бесплатного (для физического лица) начального (среднего) профессионального образования в со#172;ответствии с государственным заказом;
* нормативный метод подушевого финансирования обеспечивает рациональное планирование и распределение средств из бюджетов любого уровня.
Необходимость точного определения понятий связана с требованиями законодателя, который ус#172;тановил, что бюджетные ассигнования можно планировать и распределять только по закону. В качестве рабочего инструмента мы рассматриваем такие термины как "государственный и местный норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося", который содержательно соответству#172;ет "подушевому финансированию". Деньги следуют за учеником и выбранной им профессией обучения - есть базовый принцип, который превращает ученика в главного заказчика образовательной программы и регулятора бюд#172;жетных финансовых потоков. Пришли учащиеся на обучение в учреждение профессионального o6i азования (УПО) - вместе с ними на счет УПО пришли деньги, ушли учащиеся через два месяца - ушли деньги. Движение финансовых потоков осуществляется в русле двух базовых моделей.
* Модель институционального бюджетного нормативного финансирования образовательной организации (учреждения) НПО (СПО) есть механизм содержания государственного имущественного комплекса (движимого и недвижимого) имущества, на основе специальных нормативов.
* Модель персонифицированного финансирования есть механизм нормативного финансирования образовательных программ профессионального образования, классифицированных по кластерным группам.
* Кластер образовательных программ - установленное количество отраслевых групп и профессий (специальностей) по общим признакам затрат на каждую группу.
Формула расчета норматива бюджетного финансирования основывается на количественных па#172;раметрах приема студентов и выполнения образовательных программ. В этом случае она есть инструмент государственного управления.
Б. Цели перехода системы начального, (среднего) профессионального образования к норма#172;тивному финансированию
Стратегические цели определены Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 10 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. М 803) и уточнены в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года (утверждены Правительством 21.06.2006 г.). внедрение модели нормативного бюджетного финансирования предполагает достижение следующих целей:
а) перейти от финансирования "образовательных учреждений" к финансированию востребованных "модульных образовательных программ НПО (СПО)" что будет стимулировать конкурентные отношения в профессиональном образовании;
б) разграничить компетенции, полномочия и ответственность государственных и муниципальных органов управления за реализацию образовательных программ НПО (СПО);
в) повысить обоснованность маневрирования регионально-муниципальными финансовыми ресур#172;сами при реализации образовательных программ НПО (СПО) для обеспечения доступности качественного профессионального образования;
г) показать реальные, либо близкие к реальным, затраты на реализацию образовательной програм#172;мы НПО (СПО), для всех субъектов образовательной политики (правительства, работодателя, общества, домохозяйств);
д) оптимизировать региональную сеть учреждений НПО (СПО), стимулировать конкурентоспособность управленческого и педагогического персонала.
Формулирование целей и принципов нормативного финансирования позволяет более точно определить источник финансирования, границы государственных полномочий в части подготовки квалифицированной рабочей силы. Государственная стратегия перехода к финансированию образовательных программ закладывает основные требования к совершенствованию экономических механизмов по их реализации. Основным требованием становится утверждение, что за профессиональное образование должен платить тот, кто получает от него выгоду. Таких субъектов четыре: а) правительство; б) индивид; в) работодатель; г) учреждение профессионального образования (УПО).


М. В. Никитин - ректор Учебного центра
Федерального института развития образования
Минобразования и науки РФ, д.п.н., профессор
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован