Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
04 февраля 2025
1174

Новый миропорядок и будущее международнойобстановки

 

Как такое могло произойти, что непрофессионализм, некомпетентность, наглость во всех сферах нашей жизни выскочили вперёд и развращают всё наше общество, оставляя одну безнадёгу?

Р Нигматулин
академик

Решение вопроса о будущем войны… остается лишь вопросом веры,
а не научно доказанным фактом

А. Снесарев,
военный теоретик

 

Смена политических элит, начавшаяся в 2024-2025 годах, вполне объективно отражает изменение в соотношении мировых сил между сторонниками глобализации и национальной автркии. И не только в США, где к власти пришла группировка  Д. Трампа (а не только один феноменальный президент), или в России (где процесс изменения состава правящей элиты в пользу сторонников национальных интересов ускорился), но и в других странах – от Венгрии, Словакии и Австрии до усиления сторонников автаркии во Франции, Германии, Нидерландах. Это означает, что изменение структуры международной обстановки происходит под влиянием усиления известной группы факторов – противоборства целой серии мировых и региональных тенденций, из которых две большие подгруппы – глобальные  и автаркии – стали играть особенно важную роль в начале XXI века. 

Это также означает, что изначально принципиально важно не ошибиться в определении главного вектора развития МО – его базового сценария и возможных конкретных его вариантов. В самом общем виде сохраняющееся доминирование политического начала при формировании того или иного сценария развития МО можно изобразить на следующем рисунке, где, в частности, видно, что формирование МО и его сценария развития зависит от состояния, тенденций, перспектив развития и отношений между 4 основными группами факторов, а также силы противоречий между ними.

Собственно базовый сценарий развития ВПО и его конкретные варианты является продолжением и развитием сценария МО, отражением в той или иной степени отношений между этими группами факторов в системе МО. Он не может в принципе противоречить закономерностям развития базового сценария МО, являясь его важной частью.

Важно, кроме того, отметить, что кроме собственно усиления влияния противоборства тенденций автаркии и глобализации, происходит усиление влияния этого противоборства на другие группы факторов, формирующие МО-ВПО. Прежде всего, такие группы субъектов МО, как государства и коалиций, а также группы международных и национальных институтов развития. 

Наконец, отдельное значение приобретает четвертая группа факторов влияния на формирование МО – развитие человеческого капитала (индивидуального, корпоративного, национального), которая  особенно сильно подвержена влиянию этой трансформации. В настоящее время - от универсально-глобалистского к национально-государственному.

Таким образом, все четыре группы факторов, форирующие систему МО-ВПО, в начале XXI века подверглись серьезной трансформации, которая, вероятно, находится только в самом начале этого процесса. Вопрос в том, на какой стадии этот процесс нарастания влияния остановится или даже пойдетвспять: закономерности общественного развития «забегания вперед» и «отката» никто не отменял. Так и с автаркией: вероятно на определенном этапе сначала произойдет «забегание» этой тенденции (до какой степени?), а затем - «откат» к глобализации и установится новое равновесие.

В качестве примера можно привести все социальные революции (от Французской до Октябрьской), включая и революцию в России начала 90-х гг.,  когда либеральная элита буквально силой «вытолкнула» российское общество (не готовое к этому) в глобальный мир. Это «забегание» продолжалось до конца 90-х годов, когда в России пришло осознание катасрофических результатов такого развития. Приход к власти В.В.Путина был не случаен, а отражение этой появившейся осторожной тенденции «отката», которую почувствовали в  те годы не многие.

Таким образом, с конца 90-х годов начался естественный «откат», который продолжается в России до настоящего времени. До какой точки он дойдет – это сегодня вопрос, который волнует всех. Ясно, что «возврата к СССР» или «имперской России» не произойдет, но может быть ситуация сложится такая, которая станет внешне очень похожей. Пока что ясно, что никакого «демо-патриотического» альтернативного варианта на практике не будет. Будет либо (как говорил И. Ильин) «диктатура национальной буржуазии» (с элементами социальной справедливости), либо возврат к колониальному состоянию 90-х годов. Во всяком случае на первом этапе нового равновесия.

Это новое состояние России и будет определять её участие в формировании будущего миропорядка.  Вероятно, что этот процесс еще только в самом начале и новое равновесие между глобальными и национальными тенденциями в мире может установиться только через два-три десятилетия. Весь этот период будет означать бурный процесс формирование нового миропорядка, который будет радикально отличаться от глобальной структуры, созданной США к началу веква, и сопровождавться существенными потрясениями в политике суверенных государств. Достаточно привести в качестве примера радикальные шаги, предпринятые Д. Трампом сразу после его прихода к власти в январе 2025 года.

Доминирующее влияние субъективных взглядов, идей, концепций и даже «системных подходов» на состояние и развитие МО-ВПО и национальных стратегий в последние десятилетия позволяет говорить, что все претензии на объективность (научность, не идеологизированность) теоретического анализа и методологии современных российских политиков и политологов имеют очень мало практическеих оснований. Примерно столько же, сколько и теоретические положения, сформулированные в программных документах КПСС 80-х годов, в которых говорилось об «углублении кризиса империализма» и «нарастании империалистических противоречий», от которых при М.С. Горбачеве даже вообще отказались, заменив их критериями и «общечеловеческими ценностями».

Современная политическая, практически неолиберальная, «научная теория» анализа МО-ВПО также субъективна, как и все остальные области и методики познания системы взаимоотношений между субъектами международных отношений, когда вся «научность» ограничена выводом «перехода от однополярного мира к многополярному».  Иными словами, в 20-е годы нового века в российской политической науке не осталось ни самостоятельной теории развития МО-ВПО, ни идеологии, которая смогла бы как-то заменить эту теорию. Это означает, что стратегическое планирование и целеполагание в стране оказалось без сколь-нибудь обоснованного политико-идеологического фундамента, или хотя бы даже искусственной системы субъективных взглядов. Фундамент оказался очень зыбким – нормативно-правовым,- который игнорируется уже с самого начала его создания. В отличие, например, от имперской России, где был мощный, столетиями созданный имперско-православный идеологический фундамент, или советский, где существовала мощная идеологическая (хотя и не всегда вовремя трансформррованная) основа, на которой базировались правовые нормы, российский фундамент таковым даже и назвать нельзя.

Давайте сравним: утверждаемые раз в 4-5 лет основные программные положение КПСС, которые затем превращаются в Закон о социально-экономическом развитии, требуют от коммунистов (т.е. всей тогдашней элиты), безусловного выполнения в порядке партийной дисциплины, а затем оформлены нормативно. Не выполнение карается вполть до уголовного преследования.

Российская альтернатива  - Стратегия национальной безопасности, утверждаемая президентом, не имеет силы федерального закона, более того, она только формально рассматривается ФОИВ и другими органами власти в качестве обязательного нормативного документа. Это, скорее, политико-идеологическое «пожелание» Совбеза и президента, на которое нужно ссылаться, но можно игнорировать. Тем не менее, как идеологический документ, СНБ в последней редакции имеет мошно значение, которое не используется властными институтами. 

Так, наиболее общие представления о развитии МО можно подчерпнуть из текста президентской СНБ, утвержденной 2 июля 2021 года, где, в частности, говорится о следующих основных особенностях состояния МО:

(Статья 6). «Современный мир переживает период трансформации, что ведет к формированию новой архитектуры, правил и принципов мироустройства».

(Статья 7). «Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию,… усиление противоречий, ослабление международных институтов и снижение эффективности систем глобальной безопасности».

(Статья 8). Усиление нестабильности в мире может привести к разрушению экономик, традиционнх ценностей…».

Странным образом, но противодействие этим угрожающим факторам видится вполне в духе провальной внешней политики М.С.Горбачева и Б.Н. Ельцина, а именно: (Статья 9). В этих условиях Россия «должна способствовать повышению устойчивости системы международных отношений, опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности» и т.п.

Иными словами, катастрофический провал внешней политики СССР-России последних десятилетий не привел к переоценке внешнеполитической стратегии страны в СНБ 2021 года, что, естествненно, пришлось исправлять в «рабочем порядке» в 2022-2024 годы, естественно, с огромными издержками и исправлениями в стратегическом планировании. Единственным исключением в этой области (к сожалению, до конца недооцененным) стало осторожное замечание (статья 19) о том, что «Все более актуальной становится проблема морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства», которая позже фактически так и не получила своего развития в теории российской политики, ограничившись только стихийной медийной поддержкой.

Между тем, можно уверенно предположить, что в любом случае политика Д. Трампа будет направлена на ослабление влияния России в мире, раскол союзов и коалиций, предательство союзников.

За 2021-2025 годы так и не появилось сколько-нибудь серьезных научных и официальных работ, претендующих на ситстемное изложение внешнеполитической стратегии и понимания процессов, происходящих в МО-ВПО. И это отнюдь не случайно – либеральная политологическая парадигма, ставшая основой российской политики и политологии в 90-е и последующие годы, сохранила в целом свое доминирование. Те немногие авторы, прежде всего, публицисты, которые выдвинулись в ходе СВО в качестве теоретиков развития МО, остались, по сути, маргиналами, которых «терпели» авторитеты РАН, Миобрнауки, Минпросвета  и университетов, контролирующие фактически научные разработки в России. Большинство из них совершенно не воспринимали СВО и смену внешнеполитического курса, а немалое количество откровенно выступило против политики В.Путина на вообще и Украине, в частности.

     Таким образом, очевидно, что все более обостряется проблема политической идеологии развития современной России и понимания правящей элитой сути процессов, происходящих в МО-ВПО при формировании нового миропорядка.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован