Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
24 февраля 2025
936

Новый миропорядок и национальные стратегии

Формирование нового миропорядка тесно связано с развитием национальных стратегий , в основе которых лежат тенденции автаркии и деглобализации.

Миропорядок оказывает как прямое, непосредственное, так и косвенное влияние на формирование национальных стратегий в нескольких важнейших областях. Прежде всего, в политическом целеполагании, сохранении систем национальных ценностей, распределении национальных ресурсов и неизбежном многообразии субъективных представлениях правящих элит и общества. Влияние глобализации, контролируемой США и Великобританией, на национальную политику проявляется особенно отчетливо. Это хорошо видно на примере существующего глобального миропорядка, где сохраняется доминирование США[1].

Во многих странах, в том числе развитых и крупных государствах Европы и Азии (например, Франции, Англии, Германии), местная правящая элита уже несколько десятилетий формируется под сильнейшим идеологическим, политическим и экономическим влиянием США, что приобрело в начале нового века самые уродливые формы, когда политические лидеры фактически отказываются от суверенитета. Это в полной мере отражается на политическом целеполагании государств и стремлении сохранить национальную идентичность, экономическую независимость и национальную экономику. Поддержка курса США в отношении России и конфликта на Украине была возможна только при контроле со стороны США и Великобритании над политикой этих стран и их лидеров, которые наносили ущерб такой политикой не только собственной экономике, но и безопасности.

Естественно, что усиление тенденции автаркии во многих областях было неизбежно, но проявилось оно, прежде всего, в политической области, где доминирование глобализации было наиболее сильным и заметным. Выборы в Венгрии и Словакии, европейский, французский, английский парламенты в 2024 годы стали свидетельством усиления политической автаркии в ведущих странах как противовеса глобализации.

Примечательно, что не только в новых мировых центрах силы – Китае, Индии, России, Иране, – но и в относительно менее крупных странах, политические тенденции автаркии с самого начала эффективно сопротивлялись глобализации. Причем, степень такого сопротивления была в разных странах и в разное время различной: от Ирана, где она приближалась к абсолютной, до России, где она развивалась по нарастающей от глобализации к автаркии целых два первых десятилетия нового века. Саммит стран-членов ШОС в Астане в июле 2024 года, в частности продемонстрировал переход к новому этапу противостояния глобализму, который выражался в том, что в противовес глобализму западной военно-политической коалиции формируется новый политический, военный и финансово-экономический центр силы.

Иными словами, новый миропорядок формируется в динамичном процессе противоборства тенденций глобализации и автаркии, когда практически во всех случаях (исключая, может быть, Аргентину) процессы автаркии не просто проявляются, но и начинают теснить глобализацию.

При всей фундаментальности и инерционности мировых процессов, современное мироустройство[2], включая существующий миропорядок[3] (как состояние глобальной международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО) и отношения их отдельных компонентов в военно-политической, финансово-экономической и информационно-когнитивной областях), ко второму десятилетию XXI века уже радикально отличается по целому ряду принципиальных особенностей от мироустройства доминирования глобальных процессов второй половины ХХ века[4].

Настолько сильно, что, когда сегодня некоторые стараются апеллировать к прошлым реалиям, например, «признанным нормам международного права», они не вполне отдают себе отчета в принципиальной разнице того, что это понятие означало и практически было в прошлом, и чем оно стало в мире в новом веке. Лучше всего это иллюстрируют такие фундаментальные понятия, как «общепризнанные нормы»[5], «демократия», «права человека», «свобода совести», «равенство», которые во второй половине ХХ века лежали публично в основе политики ведущих государств[6].

Причём, примечательно, что сами лидеры глобализации и ярые сторонники этих норм фактически их дискредитировали и от них отказались, когда стали настаивать на «своих нормах и правилах», своём праве контролировать международные нормы и институты. К началу третьего десятилетия, например, США фактически захватили контроль над большинство международных институтов – от спортивных организаций до ООН.

Естественно, что подобные «нормы и правила» не только не соответствовали национальным интересам большинства государств, но и их представлениям о суверенитете. С неизбежностью они стали приходить к выводам о том, что стремительные изменения в современном мироустройстве требуют не менее динамичных изменений в существующем миропорядке, которые большинством стран воспринимаются по-разному, в том числе и с разными национальными и коалиционными стратегиями. Автаркия в их политике проявлялась по-разному и в разной степени. В том числе в политике России, где правящая элита непоследовательно и медленно избавлялась от прежних глобалистских представлений о новом миропорядке.

Можно выделить несколько этапов такой эволюции. Первый – стремление сохранить контроль над Северным Кавказом и Закавказьем России с конца прошлого века, ходя страны западной коалиции откровенно вмешивались в этот конфликт и оказывали грубейшее давление на Россию. Война в Южной Осетии и Грузии в 2008 стала итогом развития этого этапа, продемонстрировав, что западные страны могут пойти на прямую интервенцию в соседние постсоветские государства.

Второй этап – переворот на Украине в 2014 году, когда Россия была вынуждена пойти на помощь республикам Донбасса и Крыма, хотя (подозреваю), что далеко не вся правящая элита была с этим согласна. Многие в ней восприняли этот шаг как начало разрыва с Западом, более того, «возвращением в Совок».

Более позднее решение президента России Владимира Путина признать независимость Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) полностью меняет тот мировой порядок, который существовал при глобалистах и контролировался США. Об этом заявил, например, откровенно президент Сербии Александр Вучич в эфире телеканала RTV Pink."Это [решение] разрушает всю мировую архитектуру безопасности, [как] и политическую архитектуру безопасности. <...> Эта ситуация, вероятно, самая сложная для нас и самая тяжелая в предстоящие 10–20 лет. <...> Меняется мировой порядок", – сказал сербский лидер[7].

Третий этап – участие ВС РФ в конфликте в Сирии и начало СВО – как пример готовности России использовать в своих национальных интересах силовые (в том числе военные) инструменты политики, т.е. готовность России к прямому силовому противоборству с США и всей западной коалицией.

Эти изменения в мироустройстве и миропорядке непосредственно влияют, как уже говорилось выше, на 3 группы факторов:

– систему национальных ценностей и интересов;

– целеполагание (как важнейшую часть национальных стратегий);

– знания, оценки представления правящих элит субъектов МО-ВПО.

Соответственно область национальной стратегии становится многовариантной, отражающей представления правящей элиты о наиболее удобных и эффективных вариантах такой стратегии в конкретный период времени. Можно выделить такие периоды формирования новой национальной стратегии как «преимущественно» политико-дипломатические (2014–2022 гг.) и военно-силовые (начиная с февраля 2022 г.).

Иными словами, формирование национальной стратегии во многом предопределено развитием того мироустройства и состоянием миропорядка, в котором существует конкретный субъект МО. В частности, России. Но не только. Его правящая элита может выбирать тот или иной вариант стратегии[8], исходя из сложившихся извне реалий – политических, военных, экономических, иных. Так, правящая советская элита при Горбачеве-Ельцине приняла в своем большинстве решение о равноправной конвергенции (силовой интеграции) с Западом, которое оказалось ошибочным – Запад хотел интегрировать на своих условиях СССР-Россию в свою систему ценностей и интересов, игнорирующую систему ценностей и интересов СССР-России.

Ради этого правящая элита СССР и России шла на неоправданные компромиссы и уступки по широкому кругу вопросов, фактически капитулировав, что дало основание для категорических оценок на Западе о «победе в холодной войне»[9]. Это в итоге были вынуждены признать в правящей российской элите[10].

Осознание ошибочности приходило к правящей российской элите медленно во второй половине 90-х годов и даже позже, а для некоторой части не наступило и сегодня. Примечательна констатация Дм. Тренина по этому поводу: «Неудача интеграции (России в Запад – А.П.) однозначно свидетельствовала: у Запада есть только один гегемон – США, никаких великих держав там нет и быть не может»[11].

Таким образом, часто очень субъективные представления о миропорядке, системах ценностях и национальных интересах, стратегии субъекта в мире становятся важной частью реальной политики, отражая её с той или иной степенью точности или искажая эти реалии. Это особенно видно в СНБ США, например, Дж. Байдена[12]. В полной мере это относится к национальной к стратегии, а ещё большей – военной стратегии, а также политике военного строительства, – которые становятся субъективными, порой ложными, искаженными, отражениями объективных реалий[13].

Так, объективно существующие национальные интересы и ценности, как показывает опыт Украины, могут за относительно короткий период быть искажены до своих противоположностей. Этот феномен положен в основу современной стратегии Запада, ориентированной на формирование виртуальной реальности[14] для целой нации, более того, – большинства на планете. Причем, нередко примитивной, прямо противоречащей национальным интересам. Огромную роль здесь играют специально созданные или трансформированные традиционные институты – государственные и общественные – развития человеческого капитала (потенциала – ИР НЧК), которые становятся теми инструментами, с помощью которых трансформируется реальность[15].

Соответственно и влияние внешних факторов на группы факторов, формирующих стратегию, носит во многом изначально виртуально-идеологический, сознательно искаженный характер. Так, позиция не только НАТО, но и всей западной военно-политической коалиции представляет собой отчетливо выраженную политическую позицию широкого силового противоборства с Китаем, Россией и другими странами одновременно в нескольких областях, имеющую цивилизационный, пути дела, идеологический, характер[16].

Раздел мира, начавшийся по инициативе Запада из-за его намерения сохранить несправедливый мировой порядок, отчетливо проявился в отношениях западной военно-политической коалиции не только с «главными противниками» – Китаем, Россией, Ираном, КНДР, но и другими государствами, что ясно продемонстрировало желание многих в августе 2023 года войти в БРИКС, а затем и ШОС, более того, создать собственные международные институты развития.

Стратегия, и стратегическое планирование в России в эти годы развивались достаточно динамично, фактически сформировав такие основы национальной стратегии только к 2021 году в качестве новой редакции СНБ[17], но которые фактически выдержали угрозы и опасности, а также прямое внешнее воздействие в 2022–2023 годы, сохранив основные положения Стратегии даже в условиях СВО.

Вместе с тем надо признать, что теоретические и практические основы нового мироустройства и миропорядка еще только формируются как на Западе, так и на Востоке и на Юге. Процесс развивается стремительно и не всегда ученые и политики успевают его осмыслить. В 2023 году я писал: «Очевидно, что новые условия развития МО и ВПО, которые стали формированного развиваться после начала специальной операции ВС РФ в феврале 2022 года (но только оттенившие нарастающую угрозу России), влияют на все аспекты деятельности государства – от идеологии и экономики до безопасности. Даже реалистичная для периода 2021 новая редакция СНБ перестала быть таковой уже к марту 2022 года. Тем более, СНБ не успевает вовремя реагировать на тактические, но значимые изменения, например, расширения НАТО за счет Финляндии, Швеции и других стран»[18].

Необходимо что в мире (особенно в России) стало общепризнанным, что новое мироустройство и последующий за ним новый миропорядок[19] в последние десятилетия совершенно не соответствовал декларировавшимся гуманистическим, «общечеловеческим» принципам, о которых говорили многие политики конца ХХ века, но, – точно соответствовал интересам, часто самым несправедливым, наиболее сильных субъектов МО, прежде всего, США и их главным союзникам[20]. В этом смысле, новое мироустройство вполне соответствовало традиционным взглядам политиков, сформулированных еще Аристотелем и Макиавелли[21]. Отказ от призрачного гуманизма концепций миропорядка ХХ века стал мотивироваться потребностями политического прагматизма. Также, например, как применение запрещенных международной конвенцией кассетных боеприпасов или снарядов с урановыми наконечниками ВСУ против ВС РФ в 2023 году.

В период с начала 90-х годов до настоящего времени (если абстрагироваться от либеральных искусственно политологических теорий) идет процесс формирования силового и грубого мироустройства в соответствии с интересами (потребностями) главных субъектов МО – США и их союзников и крупнейших международных корпораций, ломающий остатки международного права и созданные в ХХ веке институты.

Это процесс выражен в классической англосаксонской стратегии США-Великобритании «силового принуждения», которая использует принципы «непрямого действия» англосаксонского теоретика Бэзил Лиддл Гарта после Второй мировой войны, как в период холодной войны, так и в последующие годы. Эти принципы и нормы для Запада стали просто продолжением холодной войны в новых условиях[22].

 

________________________________________

[1] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная стратегия США и НАТО на Украине // Обозреватель, 2024, май-июнь, №3 (404), – сс. 28-46.

[2] Мироустройство – зд.: современная научная картина мира (НКМ). В философском смысле – существующий порядок, взаимосвязь всех объектов мира, космоса. В политическом смысле – система экономических, военных и политических взаимоотношений между всеми государствами и другими акторами в мире, часть международной обстановка, которая включает все другие её важнейшие элементы (отношения акторов, тенденции и пр.).

[3] Миропорядок – зд.: международно-правовая система отношений между субъектами международных и военно-политических отношений (МО и ВПО), являющаяся частью мироустройства.

[4]Подберезкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. – 1596 с.

[5] «Общепризнанные нормы», продвигаемые США и их союзниками – альтернатива международных норм права. См., например:Biden’s Speech to Congress: Full Transcription // The New York Times, 29.04.2021.

[6] См. подробнее: Подберёзкин А., Родионов О. Институты развития человеческого капитала – альтернатива силовым средствам политики // Обозреватель, 2021, № 7, – сс. 33–48, а также: Специфика НКО и правовые основы их деятельности / Обозреватель, 2021, № 8, cc. 17–48 и др.

[7] Вучич заявил, что решение Путина по Донбассу полностью меняет мировой порядок // ТАСС, 21 февраля 2022 г. / https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13793075?utm_source=yxnews&utm_...

[8] Прежде всего, в целеполагании, а также выборе средств политики. СССР, например, сменил полностью целеполагание на достижение «интеграции», а средства политики с военных и силовых, на «новое политическое мышление», предполагающее уступки, компромиссы и отказ от национальных интересов.

[9] Стратегическое прогнозирование международных отношений: кол. моног. / под ред. А.И. Подберёзкина, М.В. Александрова. – М.: МГИМО-Университет, 2016. – 743 с.

[10] В частности, см.: Выступление В.В. Путина. Стенограмма расширенного заседания коллегии Минобороны 19 декабря 2023 г. Эл. ресурс «Про президента России» / http://prezident.org/tekst/stenogramma-rasshirennogo-zasedanija-kollegii...–19-12–2023.html

[11] Тренин Дм. Новый баланс сил: Россия в поисках внешнеполитического равновесия. – М.: Альпина Паблишер, 2021, – с. 74.

[12] National Security Strategy. The White House, Oct., 2022, p. 48 / https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Admin...

[13] Примечателен в этой связи опыт стратегического планирования (СП) в СССР и России, как, впрочем, и ошибки, допущенные в СП. Так, например, исключительно важны для СП в области ОПК оказались регулярные встречи В.В. Путина, длящиеся по несколько дней изолировано в Сочи с руководителями ВС и ОПК России, на которых принимаются важнейшие и конкретные решения в области СП. См., например: Созинов П.А. Интервью генеральным конструктором – заместителем генерального директора «Концерна ВКО «Алмаз-Антей» // Корпоративная газета «ВКонцерне», №11 (34), 2021, – с. 1.

[14] Медведев Д. Эпоха противостояния /Российская газета, 2 июля 2023 г. / https://rg.ru/2023/07/02/epoha-protivostoianiia.html

[15] См. подробнее: Боброва О.В., Байгузин Р.Н., Подберезкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты. – М.: Юстицинформ, 2022. – 336 с.

[16] Столтенберг: вызовы со стороны Китая и России войдут в новую стратегическую концепцию НАТО в 2022 году // РИАН, 18.10.2021 / https://riafan.ru/1538863-stoltenberg-vyzovy-so-storony-rossii-i-kitaya-...

[17] Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 № 633 «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» / http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244

[18] Подберезкин А.И. Неизбежные коррективы СНБ РФ. Эл. ресурс: «Рейтинг персональных страниц», 20 сентября 2023 г. / https://viperson.ru/articles/neizbezhnye-korrektivy-snb-rossii

[19] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. – М.: ИД «Международные отношения», 2021. – – 790 с.

[20] Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. – М.: Юстицинформ, 2021. – 768 с.

[21] См., например: Макиавелли Николло. О военном искусстве. – М.: Изд-во КоЛибри, 2023. – 352 с.

[22] Biden’s Speech to Congress: Full Transcription // The New York Times, 29.04.2021.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован