В России с 2017 года будет применяться новый вид уголовного наказания — принудительные работы. Об этом во вторник, 4 октября, сообщил ТАСС заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Валерий Максименко.
Он рассказал, что осужденные будут направляться на проживание в исправительные центры. При этом они не смогут самостоятельно выбирать или менять работу, а также покидать учреждение без разрешения администрации. Максименко отметил, что такой вид наказания является еще одной альтернативой лишению свободы.
Первые четыре центра и семь участков, которые откроются 1 января 2017 года, смогут принять 900 человек.
Принудительные работы были включены в Уголовный кодекс РФ в качестве одного из видов наказания в декабре 2011 года. Его должны были начать применять в 2013 году, однако из-за неготовности исправительных центров вступление решения в силу было отложено сначала до 2014, а позднее до 2017 года.
Действительно, новый вид наказания(принудительные работы) появился в УК РФ в 2011 году, но при этом было предусмотрено его применение с 1 января 2017 года. Иными словами, законодатель ответственно подошел к вопросу, понимая, что для применения наказания в виде принудительных работ потребуется время. Это, безусловно, должно оцениваться положительно, поскольку для полноценного и качественного внедрения в систему наказаний принудительных работ требовалась серьезная подготовка. Судя по-всему, ФСИН не сидела «сложа руки», а плотно занималась вопросом. Впрочем, мы хотели бы обратить внимание читателей на другое.
В некоторых средствах массовой информации появились сообщения, что это чуть ли не «возврат к ГУЛАГу», но, как правильно, отметил заместитель директора ФСИН Валерий Максименко, подобное сравнение есть «глупость». С ним следует согласиться. Разве можно называть это «возвратом к ГУЛАГу», если осужденный к принудительным работам будет отбывать наказание не в колонии, где «небо в клеточку», а жить в исправительном центре, трудиться, получать заработную плату…?Может быть, усмотревшим «возврат к ГУЛАГу»стоило предварительно хотя бы полистать«Архипелаг ГУЛАГ»? Более того, напомним, чтодаже в брежневские времена, когда существовало некое подобие принудительных работ - условное наказание с направлением на стройки народного хозяйства (в хрущевские времена, когда этот вид наказания появился, его называли «химией») -осужденные четко понимали, что лучше отбывать наказание на стройке народного хозяйства (кстати, это не всегда были вредные производства), чем «сидеть в тюрьме». Условное осуждение с направлением на стройки народного хозяйства уже тогда однозначно расценивалось как альтернатива реальному лишению свободы. Однозначно! При этом, например, общежития, где проживали условно осужденные, представляли собой «ужасное зрелище»!
В-общем, называть исправительные центры «ГУЛАГом», как минимум, некорректно! Это разумная альтернатива реальному лишению свободы.
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон.ру)