В Тверском государственном университете появится музей козла. Эту информацию донес до тверских средств массовой информации член геральдического совета при президенте РФ и геральдической комиссии Тверской области Владимир Лавренов. Проектом заинтересовались российские телекомпании. Инициаторы затеи обратились к тверитянам с просьбой помочь в создании экспозиции музея, передать исторические материалы, деревянные, керамические и любые другие фигурки козлов.
Вся пикантность ситуации заключается в том, как повлияет создание музея на дальнейшее продвижение имиджа "тверского козла" (ни для кого не секрет, что именно так называют тверских далеко за пределами региона). Сами тверитяне с таким выражением, имеющим негативный подтекст, категорически не согласны.
На самом деле каких-либо научных обоснований такому прозвищу нет. Инициатор создания музея Владимир Лавренов объясняет появление "тверского козла" тем, что когда-то на границе Тверской и Новгородской губерний стоял столб, на котором с новгородской стороны висел герб Новгородской губернии, а с тверской - герб с изображением козла. До наших дней это изображение не сохранилось. Зато сохранился бронзовый козел, который 150 лет назад украшал вокзал станции Тверь. Теперь постоянное место его прописки - музей железной дороги.
Есть и другие гипотезы. К примеру, на тверской земле издревле процветало кожевенное производство, причем край славился именно выделкой сафьяна - облагороженной козлиной кожи. А еще раньше, говорят, козлы спасли Тверь от монголо-татар. Запутавшийся в колокольных веревках козел начал непроизвольно звонить, предупредив тем самым горожан о наступлении супостатов. В середине 60-х годов прошлого века козел чуть было не украсил герб города Калинина. Помешала бородка, уж больно сильно смахивающая на бороду всесоюзного старосты, нашего земляка, Михаила Ивановича Калинина.
Это все забавная история, а музей козла - близкое настоящее. Хотят ли тверитяне иметь такой музей как туристическую достопримечательность или символ "тверского козлизма"?
Мы спросили несколько уважаемых людей Тверской области.
Михаил БЕРШАДСКИЙ, первый заместитель губернатора Тверской области:
- Я не думаю, что это нечто, положительно характеризующее Тверь и жителей Тверской области. Если козел символизирует некую немотивированную упертость, то пропагандировать это в дальнейшем я не вижу смысла. С другой стороны, я не стал бы так уж серьезно относиться к этой проблеме. Я вообще на многие вещи смотрю с юмором. Если кто-то почувствует себя от этого хоть ненамного более счастливым, отлично. Козел как элемент самоиронии - замечательно, но если это стиль жизни, то вряд ли охарактеризует тверитян с очень хорошей стороны. Поэтому все зависит от того, что вкладывается в эту идею.
Борис ЕРШОВ Борис ЕРШОВ, писатель, краевед, член Общества Михаила Тверского:
- Что можно сказать про это? Неуважение к нашему городу, больше ничего... Если скульптура козла у нас будет отлита, то я посоветую поставить ее на территории ТвГУ, у здания, где заседает наш главный геральдист Владимир Ильич - нет не Ленин - Лавренов.
Ерничанье по поводу и без оного некоторых наших интеллектуалов относительно Твери, тверского края и его сложной истории заставляет усомниться в их патриотизме и предполагать, что они из Москвы или Габрова. Это москвичи придумали пасквиль про тверского козла, а габровцы эту тему уже отыграли, не зная о существовании Твери.
Геннадий КЛИМОВ, главный редактор еженедельника "Караван+Я":
- Эта новость вызвала в стране настоящий ажиотаж. К нам приезжали три российские телекомпании, и все удивлялись: "Неужели вы такие смелые, что спокойно называете себя тверскими козлами?" А ведь по большому счету, чем козел отличается, допустим, от мыши? Есть же в Ярославской области город Мышкин с Музеем мыши. В Чехии, например, вокруг города Козел создали целый брэнд (то же самое пиво). Проблема на самом деле в том, что в 90-е годы в России произошла интеграция общества с традициями криминального мира. К нам пришло много так называемых блатных слов, среди которых - "козел", слово с отрицательной, оскорбительной окраской.
С другой стороны, понятие "тверской козлизм" (это выражение я прочитал на главном форуме Твери www.etver.ru) - это черта нашего местного характера. Я жил, бывал во многих российских регионах, но именно в ментальности тверитян есть некая упертость, консерватизм. К этому причудливо перемешалось и некое европейское мироощущение. После поездки в Финляндию мне многое стало понятно. Территория Тверской области - это зона миграции финно-угорских народов. Об этом свидетельствует большое количество проживающих сейчас в регионе карелов. Многие черты местного характера определяются именно генами скандинавских народов.
На мой взгляд, пусть такой музей в Твери будет хотя бы для какой-то изюминки, привлекающей туристов. Через 10-20 лет Россия изменится, влияние криминальных традиций ослабнет и исчезнет вовсе, а музей милому русскому животному останется.
Юрий КРАСНОВ, заместитель губернатора Тверской области:
- Меня эта идея как-то не очень вдохновляет. Получается, что о каких-то своих типичных качествах, которые можно соотнести с этим милым животным, мы гораздо больше говорим, чем они есть у нас в действительности.
Владимир ЛАВРЕНОВ, член геральдической комиссии при президенте РФ и геральдической комиссии Тверской области (комментарий получен благодаря многочисленным сайтам от РИА-Новости до украинских порталов, широко растиражировавших слова Владимира Ильича):
- Практически у каждого российского региона есть свои исторические особенности, с которыми ассоциируются жители тех или иных территорий: тамбовский волк, пермяк - соленые уши, тверской козел. В советское время памятник (на границе Тверской и Новгородской областей. - Прим. авт.) был взорван, а бронзовые гербы отправлены на переплавку. Чудом уцелел лишь один из них - новгородский герб. Экспонат спасли школьники и передали в Бологовский музей, где он хранится и по сей день. От тверского символа осталась лишь старинная фотография, которую и надеются в скором времени заполучить тверские музейщики.
Сергей ПЕТРОВ, депутат Законодательного Собрания Тверской области:
- Думаю, организация музея - идея неправильная. У нас же есть краеведческий музей, и, если кому-то так хочется, давайте там организуем стенд или даже целый зал, посвященный роли козла в тверской истории. А на месте некоторых вузовских преподавателей я бы лучше занялся обучением и развитием нашей молодежи. Вот кому надо уделять сегодня больше внимания, чтобы из них в будущем выросли достойные специалисты, руководители, политики.
Андрей ЧЕРНЫШОВ, политолог:
- Эта инициатива с точки зрения рекламы, пиара Тверского региона вполне разумна и соответствует уровню европейского сознания. Но для русского уха и сознания эта идея звучит несколько странно и двусмысленно.
Ольга МЕДВЕДЕВА, сестра покойного шансонье Михаила Круга:
- Музей тверского козла? Почему бы и нет! Есть же музей мышки, в Прибалтике существует музей бабки-ежки. Только вот я не могу представить, что там будут выставлять! Рога козьи? С криминальной точки зрения музей козла трудно себе представить. В тех кругах слово "козел" носит в себе негативный оттенок - сама суть понятия не в почете. По моему глубокому убеждению, музей должен быть корректным, не оскорблять и не ущемлять ничьих достоинств. А вообще музеи разные нужны. Это интересно. Только бы вот серьезно подошли к вопросу той самой пресловутой "наполняемости" этого музея. К экспонатам.
Подготовила Марина ГАВРИШЕНКО
www.karavan.tver.ru
29.03.2006