Эксклюзив
Воюш Владимир
03 декабря 2015
1260

О бюджете Украины в 2016 году

В понедельник к вечеру на сайте Минфина появился проект бюджета страны на 2016 год. Правда, опубликована пока только текстовая часть без таблиц и приложений, в которых содержится расшифровка структуры доходов и расходов бюджета. Поэтому судить о приоритетах правительства можно будет немного позже – после утверждения проекта на заседании Кабмина и передачи его в Верховную Раду.

На сегодня можно сказать, что, вопреки разговорам о сокращении госрасходов, в проекте бюджета заложен рост как по доходам, так и по расходам примерно на 16%. Предельный размер бюджетного дефицита предлагается установить в 83,7 млрд грн, или 4% от прогнозируемого объема ВВП, что немного не укладывается в параметры требований МВФ (3,7%). Покрывать дефицит правительство предлагает за счет дальнейшего наращивания госдолга, который планируется довести до заоблачных 96% ВВП. Социальные стандарты обещают немного повысить.

Прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц составит с 1 января 2016 года  1330 гривен, с 1 мая 2016 года — 1399 гривен, с 1 декабря 2016 года — 1496 гривен. Минимальная зарплата в месячном размере составит с 1 января 2016 года 1378 гривен, с 1 мая 2016 года — 1450 гривен, с 1 декабря — 1550 гривен.

Учитывая, что бюджет рассчитан на прогнозном показателе инфляции в 12%, такой рост соцстандартов сможет лишь компенсировать ожидаемый рост цен. Предложенный бюджет уже на первый взгляд не кажется реалистичным, основываясь на прогнозе роста ВВП в 2016 году на 2% при полном отсутствии точек роста экономики и ухудшении экономической конъюнктуры практически во всех отраслях. Трудно поверить и в то, что удастся достичь среднегодового курса гривны на уровне 24,1 гривны за 1 доллар, заложенном в расчетах бюджетных параметров.

Но даже при достижении этих показателей прогнозируемый ВВП в долларовом выражении составит около 94 млрд долларов. Это почти в два раза меньше уровня 2013 года, когда ВВП составлял более 182 млрд долларов. Вот каков реальный результат деятельности правительства «камикадзе-реформаторов».

По словам правительства, проект бюджета-2016 сверстан на основе реформированного Налогового кодекса, который в окончательном варианте еще не представлен. Мы уже писали о том, что налоговые новации на основе «20%/20%/20%» вызвали споры в парламентской коалиции, и прохождение бюджета одновременно с изменениями в налогах в парламенте будет непростым.

Двукратное снижение ставки ЕСВ повлечет рост дефицита Пенсионного фонда и целиком ляжет на расходы госбюджета. Предусмотрено также по сравнению с прошлым годом сокращение поступлений доходов от эмиссионной деятельности НБУ с 60 до 34 млрд грн.  А ожидаемое сокращение поступлений в бюджет за счет отмены импортной ввозной пошлины, как следствие начала действия экономической части соглашения о ЗСТ с Евросоюзом, уменьшит доходы госбюджета еще на 17,5 миллиарда гривен.

Компенсировать указанные потери бюджета правительство предлагает за счет повышения акцизов на сигареты, алкоголь и предметы роскоши, а также увеличением налога на прибыль предприятий, что представляется маловероятным в условиях стагнирующей экономики.

Вряд ли в правительстве не осознают очевидную невозможность выполнить представленный бюджет без серьезной эмиссии и привычной уже раскрутки инфляционной спирали. Но приходиться «рисовать» цифры, исходя из требований МВФ. А как же иначе? Ведь без очередных траншей неизбежен дефолт.

Владимир Воюш

Координатор экономических программ Общественного движения "Украинский выбор"

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован