Председателю Правительства
Российской Федерации
ФРАДКОВУ М.Е.
О государственном управлении федеральными
особо охраняемыми природными территориями
Уважаемый Михаил Ефимович!
В настоящее время в сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий, в первую очередь - государственных природных заповедников и национальных парков, сложилась крайне тревожная ситуация.
Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Такие территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены именно в рамках федеральной системы ООПТ. На сегодняшний день управление федеральными ООПТ раздроблено. Основная часть системы находится в ведении и управлении Министерства природных ресурсов (95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 11 федеральных заказников). Еще 57 федеральных заказников находятся в ведении Министерства сельского хозяйства. Ряд заповедников находится в ведении Российской академии наук. В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений (свыше 9 тысяч работников), реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения.
В МПР России функционировал специальный департамент, отвечающий за управление в сфере ООПТ, который координировал всю деятельность по данному направлению.
В рамках административной реформы и реформы системы органов исполнительной власти в России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. No 314 создана новая структура управления, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования. В этой структуре, учитывая уже принятые правительством Российской Федерации вопросы ведения отдельных органов исполнительной власти, судьба системы управления федеральными ООПТ осталась не определена. Согласно Вашему Указу No314 ни МПР России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства в силу поставленных перед ними задач и функциональных ограничений не могут непосредственно осуществлять управление системой заповедников, национальных парков и заказников. Более того, сама функция государственного управления системой ООПТ выпала из вопросов этих органов исполнительной власти. В центральном аппарате МПР России упразднен самостоятельный Департамент особо охраняемых природных территорий и предусмотрен лишь отдел нормативного регулирования их деятельности.
Нерешенность данного вопроса создает реальную угрозу разрушения государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков. Этого нельзя допустить!
В мире и в России накоплен 100-летний опыт эффективного управления общенациональными системами природных охраняемых территорий. При этом в большинстве стран известных своими системами национальных парков и имеющих федеративное устройство (например, США, Канада, Австралия, Германия, ЮАР и другие), государственное управление охраняемыми территориями осуществляется через специализированные службы и агентства (как правило, под эгидой федеральных профильных министерств). К сожалению, наглядный и доступный мировой опыт не был учтен в ходе реформы системы органов исполнительной власти в России.
По нашему мнению, разделяемому ведущими отечественными профессионалами - практиками в области заповедного дела, реальным и конструктивным выходом из сложившейся ситуации является создание специализированного федерального агентства особо охраняемых природных территорий, уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере. Следует отметить, что данная позиция полностью созвучна с соответствующим разделом резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, ноябрь 2003 г.).
Это позволит не только обеспечить сохранение и разумное использование национального природного достояния, но и поднимет международный имидж нашей страны как государства, реализующего прогрессивную экологическую политику.
В связи с изложенным просим Вас предпринять необходимые срочные шаги для решения данной проблемы.
С уважением,
Депутат ГД,
заместитель председателя
комитета по экологии
М.Я.Лебедева
http://www.lebedeva-m.ru/