Уважаемые коллеги!
Сегодня перед нами поставлена непростая задача - объективно оценить первые результаты муниципальной реформы в России. Надо детально разобраться и понять: где она "пробуксовывает" и почему не дает пока такого эффекта, на который рассчитывали законодатели и обычные жители.
Еще до пленарного заседания мы получили возможность ознакомиться с очерком доклада "О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации". Там на конкретных примерах доказывалось, что "нет пределов у клубка проблем, скрытых за словами "местное самоуправление". Скажу откровенно: информация, представленная в докладе, имеет шокирующий характер и свидетельствует о том, что местное самоуправление с большим трудом "прививается" и в муниципальных районах, и в городских округах.
Такая ситуация создалась в силу различных причин, которые можно долго и подробно перечислять. Но главная из них все-таки состоит в том, что в нашей стране местное самоуправление в течение многих лет воспринималось, как один из атрибутов государственной системы. В наши дни, к сожалению, приходится сталкиваться с тем же самым заблуждением, хотя смысл местного самоуправления заключается в том, чтобы каждому гражданину предоставить возможность личного участия во всех делах и заботах местного значения, найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований.
По таким стандартам давно уже живет весь цивилизованный мир, восемь лет назад Европейскую Хартию о местном самоуправлении подписала и Россия, на муниципальных выборах, которые состоялись осенью прошлого года во всех регионах нашей страны, россияне тоже сказали "Да!" самоуправлению. Так что следует осознать и принять, как данность: местное самоуправление в России - всерьез и надолго. Проведение этой реформы, нельзя отложить или, скажем, приостановить. Остается только - развивать, совершенствовать, исправлять допущенные ошибки.
В двух базовых законах - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации" - речь идет о новом устройстве власти в России. Поэтому пришлось обновить около тридцати законов и в их числе - Бюджетный, Налоговый, Земельный, Жилищный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы. Нетрудно заметить, что выстраивается новая система взаимоотношений. Если ее сломать и попытаться на "руинах" создать что-то другое, рискуем оказаться в обстановке хаоса и неразберихи. Значит, целесообразнее строить из того "материала", который у нас имеется.
Самым сложным вопросом, как и предполагалось, стала финансовая обеспеченность местного самоуправления. Я часто встречаюсь с жителями районов нашей республики, и в последнее время ни одна из наших встреч не обходится без замечания: "Налоги, которые по закону могут собирать органы местного самоуправления, недостаточны для обустройства нормальной жизни на селе!" Что тут возразить? Информация о том, что в европейских странах считаются самыми "лакомыми кусками" два налога - земельный и на имущество физических лиц, не производит должного впечатления. Дело в том, что старожилы сельской глубинки живут в большинстве своем скромно, поэтому на значительные денежные поступления органам самоуправления рассчитывать не приходится. Но есть неплохие перспективы - новые коттеджные поселки, где есть с кого и за что собирать налоги, а также межевание земли, которая обретает хозяев и тоже начинает работать на местное самоуправление.
Полностью разделяю мнение коллег о том, что необходимо принять законы, которые перераспределят в пользу местного самоуправления половину легко собираемых налогов. Но разве исключено, что и они не станут "трудно собираемыми" для тех, кто работает сейчас в органах местного самоуправления? Ведь далеко не каждый из тех, кто на выборной основе пришел в негосударственную власть, имеет необходимые знания и навыки для сложной и ответственной работы. Необходимо найти средства для качественной учебы и подготовки кадров для муниципалитетов разных уровней, потому что для значительного улучшения жизни сограждан востребованы не только авторитет и уважение среди окружающих, но еще и современные знания, умение найти верное решение непростых проблем сельской и городской жизни.
Еще одна большая боль - незавидная участь социальной сферы, которая оказалась на обочине реформ. К сожалению, некоторые преобразования свелись к тому, что многие организации, от стабильной работы которых зависят здоровье, образование, обеспечение жильем российского населения, фактически остаются без средств к существованию. Государство постаралось переложить социальные "хлопоты" на регионы, а те в свою очередь - на муниципальные образования, которым еще очень далеко до экономической самодостаточности.
Думаю, именно поэтому столь скромны результаты, достигнутые при реализации национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье", и столь велико разочарование людей, у которых снизилось качество жизни. Такая ситуация, в принципе, была бы невозможна, если бы конструктивно и согласованно действовали центр, регионы, муниципалитеты. Но мы хорошо, например, знаем о том, что после муниципальных выборов по России прокатилась волна скандалов, связанных с переделом властных полномочий, собственности и финансов. А Центр постарался "подкинуть дровишек в костер": то пытался представить муниципалов в виде некого противовеса региональной власти, то демонстративно усиливал позиции руководства республик и областей. Пожалуй, только там, где удалось сохранить эффективное взаимодействие государственной и негосударственной власти, не пострадали интересы людей. Республика Татарстан тоже не просто и безболезненно проходит сложнейшие испытания реформой, а потому и для нее характерны многие проблемы, о которых говорилось в докладе на сегодняшнем заседании. Все просчеты, ошибки и недоразумения еще можно исправить во время переходного периода, который согласно федеральному законодательству продлится в течение трех лет. Но, пожалуй, у нас уже есть самый важный аргумент в пользу местного самоуправления: люди поверили, что все получится, и они смогут управлять жизненно важными процессами на тех территориях, где живут.
Никто и не предполагал, что во время выборов на одно место в муниципальных органах будут претендовать по пять человек. Мало кто думал, что муниципалитеты из сельской глубинки станут упорно судиться с государственной властью из-за земли. Большой неожиданностью стало возрождение нескольких заброшенных деревень, куда стали возвращаться прежние жители, чтобы уже по-хозяйски работать на родной земле и передавать новые традиции своим детям. Когда есть подобные примеры, веришь в то, что такое трудное дело, как реформа местного самоуправления, совершается не напрасно. Только бы не забыть о том, что у каждого человека жизнь всего одна и каждый ее день должен быть прожит достойно, а не в ожидании победы очередной перестройки.
Спасибо за внимание.
29.09.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/122/publications/418