Эксклюзив
Евдокимов Вячеслав Борисович
28 декабря 2015
16380

О создании конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации

Обеспече6ине верховенства Конституции и законов России, прав и свобод граждан является одной из главных задач федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Важная роль в этом процессе принадлежит конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъектаРоссийскойФедерации.

Субъекты Российской Федерации могут наделять конституционные (уставные) суды и иными полномочиями за исключением дел, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Иные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, не предусмотренные Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», которыми данные суды наделяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации должны соответствовать юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля, касаться вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации, и касаться вопросов исключительно только права.

Конституционные (уставные) суды вправе рассматривать вопросы, вытекающие из исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, предусмотренной в статье 73 Конституции РФ. Закон о судебной системе не ограничивает объем полномочий и круг вопросов конституционного (уставного) суда. К таким вопросам можетотносится, например, участие органа конституционного (уставного) контроля в процедуре досрочного прекращения полномочий органа государственной власти субъекта или органа местного самоуправления.

Образование и деятельность конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации является показателем реализации в жизнь базового конституционного принципа разделения властей. В своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» от 18 января 1996 г. № 2-П указал: «Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах».

В настоящее время создание конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации предусмотрено в конституциях и уставах 56 субъектов Российской Федерации, в 24 из них приняты законы об этих судах, но действуют такие суды только в 16 из 85 субъектовРоссийской Федерации.По состоянию на 01.12.2015 г. конституционные (уставные) суды действуют в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Чеченской Республиках, в Калининградской и Свердловской областях, а также в г. Санкт-Петербурге.

Среди причин, сдерживающих процесс создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, называется неготовность законодательной и исполнительной власти региона к осуществлению контроля за законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми ими, со стороны независимого судебного органа, а также финансовые и кадровые проблемы.

Решения органов конституционной юстиции являются эффективной мерой в укреплении законности и правопорядка. Решением конституционного (уставного) суда нормативный правовой акт признается утратившим силу, т.е. отсутствует в дальнейшем необходимость в его отмене. Такое решение не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно. Кроме того, решением конституционных (уставных) судов на органы и должностных лиц может быть возложена обязанность устранить выявленный в ходе судебного конституционного контроля пробел в правовом регулировании.

В связи с изложенным представляется целесообразным внести изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», чтобы образование и деятельность конституционных (уставных) судов, предусмотренных в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, стало обязательным и не зависело от финансирования или от «нежелания», особенно региональной законодательной власти, иметь над собой контролера. Данное предложение не противоречит конституционному принципу самостоятельности субъектов Российской Федерации в установлении собственной системы органов государственной власти, предусмотренному ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации. Оно соответствует принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который действует на федеральном и региональном уровне государственной власти в России.

В.Б. Евдокимов

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован