Виктор Войтенко,
депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, председатель Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности Межпарламентской Ассамблеи государств - членов Содружества Независимых Государств, член Постоянной делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблее НАТО.
Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, позвольте мне от имени Постоянной делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблее НАТО выразить признательность за поддержку нашей инициативы о вынесении на рассмотрение Комитета по экономическим вопросам и безопасности специального доклада "Об экономических аспектах борьбы с незаконным производством наркотиков в Афганистане и наркотрафиком" (слайд 1 - тема доклада).
Это свидетельствует о понимании Комитетом и парламентами стран НАТО серьезности нарастающей проблемы и важности осуществления Европейским сообществом неотложных мер по противодействию этой угрозе, которая, по нашему мнению, принимает глобальный характер. Ибо европейские государства и страны, входящие в постсоветское пространство, сегодня имеют дело с настоящей наркоагрессией, главной составляющей которой является катастрофически нарастающая героиновая экспансия из Афганистана.
Почему мы акцентируем внимание парламентариев стран НАТО на Афганистане?
Дело в том, что на нелегальном мировом рынке наркотиков произошли серьезные региональные сдвиги, характер которых привел к резкой активизации наркопроизводства в этой стране и наркотрафика и, как следствие, расширению героинового рынка в европейских странах.
В 2003 году в Афганистане было произведено около 3600 тонн опия. В нынешнем году его объем возрастет, как минимум, до 5400 тонн. Нарколабораториями будет произведено свыше 500 тонн героина. Власти Афганистана не могут контролировать ситуацию, вследствие чего практически беспрепятственно осуществляется картелизации наркобизнеса.
Одновременно активно развивается преступная индустрия афганского наркотрафика. В наркобизнес вовлекаются целые слои общества и этнические группы. Идет процесс криминализации населения, правоохранительных органов и других структур государственной власти на маршрутах транспортировки наркотиков.
Основной наркотрафик афганского героина и пути доставки прекурсоров проходят через российско-казахстанскую границу (слайд 2 - основные маршруты транспортировки героина из Афганистана).
В силу объективных причин, Российская Федерация пока не может поставить надежный барьер на этом главном перевалочном пункте афганского героинового наркопотока. Для этого нам нужна реальная международная поддержка и помощь.
Актуальность решения этой задачи обусловлена и новыми отрицательными факторами. В частности, тем, что Таджикистан из транзитного перевалочного региона превращается в активного производителя собственных наркотиков и их поставщика на европейский нелегальный рынок. Другим фактором является предстоящий вывод российских пограничников с таджикско-афганской границы и передача ее под охрану национальным структурам Таджикистана. В этой связи нужны срочные меры, в том числе по линии парламентов стран НАТО по нейтрализации возможных негативных последствий реализации этого решения.
Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, ситуация развивается негативно и не предвещает ничего хорошего для стран Европейского сообщества. К немедицинскому потреблению наркотиков приобщается все большее количество людей. Их численность, по данным международных экспертов сегодня составляет уже свыше 200 млн. человек, подавляющая их часть - молодые люди в возрасте до 30 лет. Прогрессирующая наркотическая чума разрушает семьи, все активнее размывает моральные устои общества.
Наркобизнес, как известно, является одним из источников финансирования международного терроризма. Однако, нарастающая афганская наркотическая агрессия в отношении евроазиатских стран сегодня вполне может рассматриваться как самостоятельный вид международного террора, поражающий сотни миллионов людей, ведущий к деградации и гибели граждан.
Уважаемые коллеги!
Нужно поставить реальные барьеры на пути афганского наркотрафика и пресечь развитие наркопроизводства в Афганистане. Это задача и России и стран - членов НАТО.
Что для этого, на наш взгляд, надо сделать?
В этих целях Российская Федерация предлагает разработать Международную стратегию комплексного противодействия наркоопасности, исходящей с территории Афганистана, которая включала бы в себя согласованный комплекс действий политического, социально-экономического и правоохранительного характера. Основные принципиальные положения этой стратегии изложены в докладе.
Их суть сводится к следующему. Решить проблему резкого сокращения, а затем и сведения до минимума незаконного производства наркотиков в Афганистане можно только одним путем. Необходимо создать такие условия, когда производство наркотиков для афганских крестьян станет экономически невыгодным.
Приступая к реализации Концепции, нужно совместными усилиями стран Североатлантического блока укрепить антинаркотический потенциал государств на маршрутах афганского наркотрафика, в первую очередь, там, где через границы переправляются большие объемы героина.
Согласовать и осуществить эффективные практические меры по созданию "поясов безопасности" на маршрутах наркотрафика из Афганистана, и в первую очередь - на российско-казахстанской границе, поставить надежный заслон на основном направлении транспортировки афганских наркотиков.
Основные усилия должны быть приложены на наиболее уязвимых участках границы, контрольно-пропускных пунктах на автомобильных и железнодорожных магистралях, на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах.
Можно предположить, что в результате этих мероприятий значительная часть наркотиков, в том числе крупными партиями, будет изыматься при их транспортировке через российско- казахстанскую границу, что несомненно нанесет ощутимый удар по прибылям наркодельцов.
Нужно еще раз на межгосударственном уровне согласовать мероприятия по усилению контроля за незаконным перемещением прекурсоров - химических веществ, используемых при производстве героина (слайд 3 -маршруты вывоза, ввоза и транзита прекурсоров). Перекрыть пути их нелегальной транспортировки в Афганистан. Это создаст проблемы для производителей героина и приведет к снижению производительности нарколабораторий.
В рамках организации государств - членов НАТО с участием Российской Федерации необходимо скоординировать мероприятия спецслужб и других правоохранительных органов в целях выявления и нейтрализации всей цепочки транснациональных преступных группировок, занимающихся незаконной транспортировкой и реализацией афганских наркотиков, а также по вскрытию источников финансирования наркопроизводства в Афганистане и прохождения финансовых средств, связанных с наркобизнесом.
Нужно усилить меры правоохранительного характера по уничтожению лабораторий по производству наркотиков, их складов и перехвату наркокараванов.
На наш взгляд, можно было бы рассмотреть возможность привлечения контингентов международных сил в Афганистане для решения этих задач. Мы просим рассмотреть необходимость реализации этой возможности в национальных парламентах.
Как представляется, именно ликвидация нарколабораторий в первую очередь лишит крестьян рынка сбыта опия, и, соответственно, подорвет их заинтересованность в культивировании опийного мака. Что же касается масштабного искоренения его посевов силовыми методами на нынешнем этапе, то это чревато вооруженным сопротивлением со стороны дехкан и может быть использовано "наркобаронами" для дальнейшей дестабилизации обстановки в стране.
Мероприятия Международной концепции, в случае их успешного осуществления, вызовут кризис перепроизводства опия-сырца, резкое снижение его стоимости на афганском рынке и станут эффективным методом лишения рентабельности (а значит и смысла) незаконного выращивания наркокультур и производства наркотиков на территории Афганистана. Выращивать опий станет невыгодным.
Когда выращивание опийного мака станет нецелесообразным ввиду проблематичности его сбыта, афганские власти должны предложить крестьянам реальную альтернативу наркопроизводству. В связи с этим, одной из задач, стоящих перед мировым сообществом, в том числе странами - членами НАТО, является содействие афганским властям в разработке и реализации проектов альтернативного наркопроизводству сельскохозяйственного развития.
Таким образом, эффективность борьбы с нарастающей наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана, сегодня в определяющей степени зависит от воли, согласованности и последовательности усилий мирового сообщества и стран - членов Североатлантического союза.
Мы надеемся на поддержку предложений о разработке Международной стратегии противодействия этой угрозе, которая должна включать в себя последовательное осуществление поэтапных действий по созданию "поясов безопасности" на маршрутах афганского наркотрафика и мер правоохранительного и социально-экономического характера внутри Афганистана.
Координацию разработки и реализации Международной концепции, на наш взгляд, следовало бы осуществить под эгидой ООН, которая располагает соответствующими структурами, опытом и экспертным потенциалом.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что речь абсолютно не идет о создании каких-либо "железных занавесов" или "санитарных кордонов" вокруг Афганистана. напротив, реализация этой стратегии возможна лишь в тесном сотрудничестве с властями Афганистана путем все большего вовлечения его в международное антинаркотическое сотрудничество, содействия в укреплении правоохранительных структур, а также в реализации программ социально-экономического развития, альтернативного наркопроизводству, которые позволят сформировать основы цивилизованной экономики и навсегда покончить с наркоугрозой, исходящей с территории этой страны.
Приглашаю вас, уважаемые господа, в вашем лице - парламенты стран Североатлантического союза, к сотрудничеству в осуществлении мер противодействия афганской наркоугрозе. Хотелось бы надеяться, что эта угроза вызовет рост озабоченности Североатлантического союза, как организации призванной обеспечивать безопасность граждан своих государств и стран-партнеров.
Благодарю за внимание.
Источник:voitenko.ru 25.10.06