Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
29 августа 2024
803

Объективные и субъективные последствия развития военного искусства в ходе СВО

Без руководящей, направляющей идеи все наши действия будут представлять собой ряд неосмысленных, бесцельных и бессвязных шагов, короче не стройное организованное целое, а какую-то неорганизованную кучу отдельных актов[1]

Г. Леер, русский военный теоретик

По своему содержанию война стала всеохватывающим, всепроникающим и глубоко драматическим явлением… и остается неизбежным на обозримую перспективу[2]

А. Снесарев, русский военный теоретик

 

В XXI веке ускоренно формировался процесс не просто естественного развития военной теории и военного искусства (их эволюции), но и их качественная трансформации[3]  в то понятие, которое называется иногда политологами «политикой безопасности» Оно основано на силовой системной защите (всеми военными и не военными средствами и способами) национальных интересов, а не простой способности  к физическому отражении собственно  военных опасностей и угроз[4].

Более того, такая новая военная политика и стратегия стали рассматриваться в качестве важнейшего условия сохранения (а, иногда, и создания) новых возможностей для развития государств. В частности, позиция западной военно-политической коалиции по Украине во многом объясняется стремлением Запада с помощью военной силы обеспечить себе более благоприятные условия для развития посредством силового (военного и не военного) уничтожения потенциальных конкурентов, т.е. война для США и Запада в целом превратилась во многом в свою противоположность – средство обеспечения развития и сохранения доминирования в мире[5].

Примечательно, что в СНБ–2021 России впервые вопросы обеспечения безопасности и развития объединены в единую стратегию, когда военная стратегия рассматривается в качестве части СНБ, «в одном флаконе», с развитием. Это не случайно потому, что развитие в эпоху глобализации может быть эффективным только у государств, обеспечивающих себе суверенитет и высокую степень автаркии во всех областях – о образования и культуры до развития ОПК.

Это привело к тому, что собственно военная цель стратегии оказалась размытой, подверглась переформатированию, как и представление о военной победе[6], которое сводится в возрастающей степени к созданию условий, необходимых для национального развития.

В СНБ РФ от 2021 года под термином «трансформация» понимается увеличение количества центров мирового экономического и политического развития, изменения в структурах мирового порядка, формирование новой архитектуры, правил и принципов мироустройства[7].

В данном случае речь идет о смене качественных характеристик в ВВСТ и военном искусстве, которые фактически произошли и происходят революционными способами, но пока что эти изменения точно и до конца не объяснены. Массовое использование БПЛА, ВТО, систем космической связи и наблюдения немедленно отразилось на тактических и оперативных приемах, но эти изменения привели и качественным военно-политическим изменениям: узакониваю крупномасштабной войны без применения ЯО между крупными державами[8], необходимости накапливания огромных запасов для интенсивных и продолжающихся длительное время боевых действий и пр.

Разница между прежними базовыми представлениями о безопасности и развитии – принципиальная, хотя нередко и далеко не всегда обнаруживается сразу из-за привычки к традиционным восприятиям военно-силовой политики государств. Так, имеющийся в России опыт свидетельствует, что при  создании системы исходных данных для внешней и военной политики (СИД ВП) существует выбор: либо формировать военную  политику, отталкиваясь, прежде всего,  от оценки внешних вызовов, опасностей и угроз, либо – от анализа и оценки национальных интересов и доминирующих при такой оценке подходов к выбору наиболее эффективных средств, мер и способов их защиты[9].

Однако окончательного перехода от одного алгоритма к другому не произошло, хотя анализ стратегии СВО (точнее – общего подхода к СВО) показывает, что в 2022-2024 годы руководство страны исходило из приоритетов длительного соперничества России и Запада. В августе 2024 года В.В. Путин, заявив на совещании с министрами, посвященном планам развития до 2030 года, что «главным условием долгосрочного развития является успешное завершение СВО»[10].

В современной России, не смотря на попытки внедрить систему национальной безопасности, опирающуюся на оценку интересов и приоритетов (предпринятую в очередной раз в СНБ РФ за 2021 год)[11], реальная военная политика, военное строительство и военное искусство опирались на традиционный опыт и оценку внешних опасностей и угроз.  В самой СНБ РФ (Ст. 5. пункт 1) допускается это противоречие, когда говорится: «национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз…»[12]. Другими словами, опять оцениваются внешние опасности и угрозы, но,  на этот раз, национальным интересам, хотя в реальности таких внешних угроз может и не быть, но они существуют, как правило, из-за собственных неэффективных действий и качества государственного и военного управления[13].

Это имеет большое значение потому, что, например, заявленный главный приоритет СНБ-2021 – развитие человеческого потенциала – (национального человеческого капитала НЧК - (количественно, демографически, и качественно, по основным критериям) не переходит в категорию главной национальной угрозы, в соответствии с которой формируется национальная стратегия России. Успехи и неудачи военной стратегии в ходе СВО, таким образом, становятся главным условием эффективной долгосрочной стратегии, а не развитие НЧК, увеличение количества и качества которого отодвигается на второй план. Так, нападение на приграничные области России летом 2024 года следует рассматривать, прежде всего, не с военной точки зрения, а в качестве прямой угрозы состоянию и перспективам развития НЧК (в том числе внутриполитической стабильности) России, причём не только в приграничных областях, где пострадали сотни тысяч человек, но и в других регионах страны.

Ликвидация этой угрозы традиционными военными средствами становилась по сути дела признанием военных приоритетов, а не национальных в СВО. Масштаб и интенсивность ответных шагов ВС РФ в августе очевидно не соответствовали масштабам угроз национальным (а не военным) интересам СВО. В том числе и в политико-идеологической области, где оценки и поступки не всегда соответствуют масштабам угроз национальным интересам. Военные действия распространились на всю территорию европейской части России, включая Северо-Запад страны и Поволжье, что уже не может соответствовать характеру и масштабам СВО. Общество фактически разделилось на две части – воюющую (и поддерживающую), с одной стороны, и ту, которая тщательно делает вид, а иногда и выступает в качестве противников СВО. В том числе и среди некоторых представителей правящей элиты.

В России в области стратегического планирования (СП) доминируют пока что прежние подходы, которые привели к уничтожению СССР и ОВД, но до настоящего времени не осуждены и не исправлены, хотя и заметны попытки нормативного планирования до 2030 года, имеющие, к сожалению, откровенно инерционный характер. Прежде всего, в области финансах и макроэкономики, где происходит откровенное сдерживание6 темпов экономического развития[14]. При такой оценке нетрудно и ошибиться, когда угрозы и опасности СССР в своё время были названы политическим руководство страны «мнимыми», «идеологическими» и пр. бессодержательными терминами. Как это сделала М. Горбачев и Б. Ельцин, когда вывели войска из ГДР и разрушили ОВД. 

Примечательно, что часть руководства СССР было с эти не согласно, но его мнение игнорировали. А.А. Громыко в своё время по этому поводу определенно сказал: «Группировка в ГДР – наш щит от потенциального нападения НАТО и способ сохранить мир в Европе. Стоит нам потерять эти позиции, и баланс сил сместится. Альтернативный вариант только один – распустить ОВД и НАТО. Но конечно этого не произойдет. Горбачев, похоже, этого не понял. Не нужно много ума, чтобы отступить. Но очень сложно вернуть заработанное. Сколько мы заплатили за нахождение на этой территории? Миллионами жизней – не стоит об этом забывать. Мы уйдем оттуда только тогда, когда распустят недружественные нам союзы»[15].

Ошибиться в оценке угрозы, кстати, можно как в одну, так и в другую сторону. Вряд ли можно говорить о недооценке внешней угрозы, когда вводили войска в Афганистан и участвовали в войнах в Африке (хотя, кстати, США в интервенциях никто особенно и не упрекает).

Но гораздо важнее не ошибиться в приоритетах внутренней политики, реально оценивать состояние общества и экономики. Так,  фактическое уничтожение национальной науки, образования и промышленности в России с 90-х годов прошлого века и крайне неудачные реформы в этих областях в нынешнем столетии не являлись и не являются никоим образом внешними угрозами (хотя внешний интерес, безусловно, присутствует), но стали острейшими угрозами национальной безопасности России в XXI веке из-за собственной внутренней политики в этих областях[16]. К сожалению, исправление этих трагических ошибок до настоящего времени происходит медленно.

Ровно такая же ситуация сложилась в военной области, где ОПК и ВС РФ «реформировались» все последние 35 лет по планам и субъективным представителями части собственной власти (хотя и не без очевидной заинтересованности и участия извне), которые привели к негативным результатам в итоге.

Критического переосмысления этих ошибок и выводов в полной мере также не было сделано. Смена части руководства – не самое главное (хотя и обязательное условие). Необходимо политически и идеологически признать такие ошибки, чтобы не повторять в будущем масштабно, но, главное, чтобы практически скорее избавиться от последствий в условиях неизбежной эскалации.

Главные последствия для военного искусство в ходе СВО лежат отнюдь не в области стратегии, оперативного искусства и тактики (где они очевидно присутствуют), а в политической и экономической области, но, особенно, идеологии. Страна, ориентированная на долгосрочное и опережающее развитие, предполагающее в качестве главного условия победное завершение СВО, должна политико-идеологически полностью сконцентрироваться на решении этой задачи, не допуская и не разрешая никаким представителям правящей элиты ставить такую цель под сомнение. Надо напомнить о примере греческого полководца Ксенофонта, который уничтожил всех капитулянтов, предлагавших пойти на уступки и компромиссы персам[17]. Пример Ксенофонта, повторяли в истории не раз. От Святослава до Сталина. В том числе и в период Великой Отечественной войны, и в Афганистане и на Кавказе, и уже на СВО. Иными словами, мы вынуждены повторить на практике идею военного мыслителя Леера: «Без руководящей, направляющей идеи все наши действия будут представлять собой ряд неосмысленных, бесцельных и бессвязных шагов».

 

________________________________________

[1] Леер Г.А. Безыдейность. В кн.: Стратегия в трудах военных классиков. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2003, с. 562.

[2] Снесарев А.Е. Философия войны. М.: Финансовый контроль, 2003, с. 44.

[3]Трансформация – зд.: (от trans – чрез, и formatio - образование вида). Перемена вида, преобразование одного вида силовой политики в другой. В природе это явление наблюдается как превращение, напр., из гусеницы в бабочку.

[4] Очередной вариант материала был изложен в статье: Подберезкин А.И. Объективные предпосылки ускоренной трансформации военного искусства в ходе СВО. Эл. ресурс: «Рейтинг персональных страниц». 8 сентября 2023 г. / https://viperson.ru/articles/ob-ektivnye-predposylki-uskorennoy-transformatsii-voennogo-iskusstva-v-hode-svo-8073

[5] См. подробнее: Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Современные средства и меры военной политики и их влияние на развитие государственной и военной стратегии. В сб.: Развитие теории и практики военной стратегии. М.: ВАГШ, 2024, сс. 20–59.

[6] Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Современные средства и меры военной политики и их влияние на развитие государственной и военной стратегии // Развитие теории и практики военной стратегии: Сборник материалов военно-научной школы. М.: ВАГШ ВС РФ, 2024. 228 с.

[7] Путин В.В. Указ № 400 от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Раздел II, cт. 6.

[8] Отказ от обязательного применения ЯО постепенно стал нормой военного планирования еще в СССР в 80-е годы. См., например: Аналитический доклад ИМЭМО РАН «Ядерный фактор в украинском конфликте». М.: ИМЭМО, 2023, с. 6.

[9] Эта проблема ставилась в научном сообществе не раз в предыдущие годы, в том числе в моей работе: См.: Подберезкин А.И. Военные угрозы России. М.: МГИМО-Университет, 2014.- 268 с.

[10] Гейрехалова А. Главное условие долгосрочного развития успешное завершение СВО // Российская газета, 28 августа 2024 // https://rg.ru/2024/08/26/putin-nazval-uspeshnoe-zavershenie-svo-usloviem-dlia-razvitiia-rossii.html

[11] Путин В.В. Указ № 400 от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

[12] Путин В.В. Указ № 400 от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Общие положения», ст. 5, с. 2.

[13] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е гг. XXI столетия: возможные и вероятные варианты. В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2023, cc. 365–376.

[14] На фоне усиления критики политики руководства ЦБ в России странно выглядит похвала бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс Э. Набиуллиной как «талантливой финансистке», сделанная публично в издании «Форин Аффеарс» в августе 2024 года..

[15] Цит. по: А.А. Громыко: «Засуньте свой пацифизм подальше…». Эл. ресурс «Тысячеликая история», 10.07.2023 г / https://dzen.ru/a/ZKus4c0N30ReQfVV

[16] Вариант публикации «Тысячеликая история» был впервые сделан в статейной форме в июле 2023 года. См.: Подберезкин А.И. Объективные предпосылки ускоренной трансформации военного искусства в ходе СВО. Эл. ресурс «Рейтинг персональных страниц». 10.07.2023 / https://viperson.ru/articles/ob-ektivnye-predposylki-uskorennoy-transformatsii-voennogo-iskusstva-v-hode-sv

[17] После вероломного убийства на переговорах греческих военачальников персами Ксенофонт в числе шести вновь избранных стратегов руководил арьергардом при отступлении десяти тысяч греков через вражескую землю, запретив под страхом смерти любые переговоры с персами. Ксенофонт проделал весь поход через Армению к Трапезунду и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам, выведя армию из окружения.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован