Аркадий Мартынов
доктор экономических наук
(Институт экономики РАН)
(e-mail: socpolamv@mail.ru)
ОБ ИСХОДНЫХ ПРИЧИНАХ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассмотрены исходные причины трансформации экономической системы. Осо-
бое внимание уделяется сопоставлению институциональных и технологических иннова-
ционных источников этих изменений с учетом значений демографических и климатиче-
ских факторов.
Ключевые слова: экономическая трансформация, эндогенные и экзогенные факторы, ин-
ституты, инновации, демографический процесс, климатические сдвиги.
В развитие теоретических положений вполне уместно рассмотреть во-
прос, на котором традиционно сфокусировано внимание в исследованиях
по проблемам экономического развития. Это вопрос о том, что же в осно-
ве самих исходных институциональных, технологических, демографиче-
ских и прочих импульсов трансформационных сдвигов в экономической
системе?
Институциональные изменения. Сообразуясь с эмпирическим опытом,
трудно не согласиться с общеизвестным утверждением – сами институ-
ты как бы порождают новые, приходящие им на смену институты. Это
обусловлено объективной неполнотой институтов современного рынка
и в целом современной экономики. Она заключается в недостаточности
сложившихся институциональных порядков для обеспечения возникаю-
щих новых форм экономических взаимодействий. Заметим, что феномен
асимметрии информации тоже является следствием институциональной
неполноты.
В чисто теоретическом плане феномен изначальной ограниченности
действующих институтов представляется вполне объяснимым. Достаточ-
но обратиться хотя бы к знаменитой теореме Геделя о неполноте. В со-
ответствии с ней полной и одновременно непротиворечивой аксиома-
тической системы не существует. Применительно к общественным орга-
низмам это означает невозможность построения, исходя из априорных
императивов, институциональной системы, в полной мере опосредству-
ющей принятие решений социальными акторами и обеспечивающей со-
гласование их интересов.
Общепризнанно: процесс современного экономического развития ха-
рактеризуется беспрерывностью институциональных изменений. По су-
ществу они происходят по вечной формуле Гераклита «все течет, все
изменяется».
Один из краеугольных камней институциональной теории как раз
представляет постулат временной обусловленности институциональных
изменений («path-dependence»). Имеется в виду, что исходные условия
и прошедшие исторические прецеденты оказывают непреходящее вли-
яние на возникшие институты, изменяющиеся инкрементальным обра-
зом – «шаг за шагом».
Согласно позиции Оливера Уильямсона, исходными факторами ин-
ституциональных изменений выступают качественные параметры, влия-
ющие на трансакционные издержки конкретных организаций [1].Такие,
как например, контроль качества продукции и применяемых технологий.
И если существующие институты, выражающиеся в официально действу-
ющих нормах, становятся все более неэффективными с точки зрения
трансакционных издержек, тогда им на смену неизбежно, хотя и посте-
пенно, приходят новые институциональные формы бизнес-деятельности.
Получается, лидеры организаций по сути дела выбирают и путь их инсти-
туционального развития.
Несколько иной позиции придерживается Дуглас Норт, который от-
водит основополагающую роль в процессе обычных институциональных
перемен, носящих плавно постепенный характер, неформальным прави-
лам [2. С. 34–66]. По его заключению, рутинные неформальные, а затем
и формальные правила постоянно изменяются в ответ на перемены пред-
намеренных, хотя и ограниченно рациональных, действий организаций
и индивидуальных предпринимателей с учетом всего прошлого опыта.
В контексте сказанного нельзя не обратить внимания на широко рас-
пространенное представление об имманентной спонтанности большин-
ства институциональных сдвигов, исходящей из абсолютизации ранее
упомянутого феномена временной зависимости институциональных из-
менений от прошлого. По сути дела абсолютизируется эволюционное са-
моразвитие институтов, исходя из интересов успешных, эффективных
социальных (экономических, политических и других) акторов, имеющих
возможности изменять существующие правила игры. Следуя Армену Ал-
чияну, считающегося основоположником эволюционной экономической
теории [3], с течением времени неизбежно происходит естественный от-
бор институтов: эффективные утверждаются, а неэффективные исчерпы-
вают себя 1.
1 Ряд приверженцев современного институционализма фактически отождествляют процессы эволю-
ции и развития. Уместно процитировать следующее емкое высказывание одного из пионеров этого
научного направления Джеффри Ходжсона: «Экономическая эволюция не протекает по класси-
ческой дарвиновской схеме, при которой изменения происходят из поколения в поколение при
типичном равновесии, а форма организма постепенно изменяется во времени. Вместо этого она идет путем следующего одним за другим периодов устойчивости и кризиса, видимого равновесия и нарастающей нестабильности» [4].
Но на самом деле реальная картина трансформационных изменений
совсем не так однозначна. В значительной части эти изменения опреде-
ленно не носят инкрементальный характер и происходят они не только по
эволюционной траектории в общераспространенном понимании.
Так, в соответствии с широко признанными результатами Юкио Хай-
ями [5], основанными на многолетнем опыте исследований локальных
рынков труда, с течение времени в экономической жизни происходят ин-
дуцированные дискретные перемены обычных неформальных институ-
тов. Затем наступает и черед перемен, притом в той или иной мере дис-
кретных, формальных институтов. Основными импульсами всех этих
перемен выступают ресурсные и технологические сдвиги, внешнеэконо-
мические институциональные, а также демографические, климатические
и другие не рыночные изменения. И, можно утверждать, что в конечном
счете индуцированные институциональные изменения объясняются дол-
говременными, а не текущими интересами самих экономических агентов 1.
В русле развиваемой трансформационной парадигмы феномен инду-
цированных дискретных институциональных новаций выглядит вполне
объяснимым. Удовлетворение новых потребностей, инициируемых дол-
говременными структурными рыночными сдвигами, наталкивается на
институциональные препятствия. Они не преодолеваются посредством
автономных действий отдельных экономических агентов; для этого необ-
ходимы их целенаправленные коллективные действия.
И, не прибегая к банальным математическим выкладкам, можно
утверждать, что наличие неудовлетворенных потребностей в виде денеж-
ного спроса сопряжено с неэффективным равновесием на соответству-
ющем локальном рыночном пространстве хотя бы с точки зрения тра-
диционных пропорций выпуска и цен (так называемых условий первого
порядка в рамках традиционной оптимизационной модели). А стало быть
с неоптимальными ресурсными/ценовыми пропорциями.
Здесь выглядит правомерным обращение к известному понятию «гэпа»
как временного ресурсного разрыва в удовлетворении потребностей 2. Он вы-
ступает индикатором потребных дискретных трансформационных перемен.
Отметим, что гипотетическая минимизация ресурсных, по суще-
ству трансформационных гэпов посредством заключения рыночных,
1 Убедительный пример индуцированных дискретных институциональных перемен, обусловленных
высоко сознательной коллективной заинтересованностью владельцев грунтовых скважин в Кали-
форнии в их долговременной эксплуатации, описан в книге Элинор Остром [6]. Несмотря на мно-
гочисленные бюрократические препоны и значительные организационные расходы, эти предпри-
ниматели создали частные добровольные ассоциации. В итоге, благодаря законодательной ини-
циативе последних, удалось добиться необходимого изменения правовых условий, касающихся
ограничений на извлечение подземной воды.
2 Исследованию проблемы структурных разрывов – так называемых «гэпов» – посвящены плодот-
ворные труды в русле традиционной теории экономического развития. Первый из них принадле-
жит Холису Ченери и Михаэлю Бруно [7]. Среди последующих исследований на эту тему можно
выделить труды Авинаша Датта [8] и Лэнса Тэйлора [9].
24 А. Мартынов
в основном фьючерсных контрактов в принципе является трудно дости-
жимой вследствие вариативности располагаемой информации и, в еще
большей мере, ее асимметрии относительно возможных участников дол-
госрочных контрактов.
Также стоит особо отметить следующее обстоятельство: трансформа-
ционный разрыв–гэп принципиально отличается от гэпа как отклонения
от потенциального выпуска при оптимальной загрузке производственных
мощностей, выступающего одним из конституирующих понятий в теории
так называемого реального бизнес-цикла [10]. Гэп этого типа обусловлен
действием факторов циклической рыночной конъюнктуры, постоянные
колебания его величины (вплоть до отрицательного уровня) не сопрово-
ждаются сколь-нибудь значимыми структурными сдвигами.
В случае реализации долгосрочных интересов экономических агентов
институциональная недостаточность и сопутствующие ресурсные разры-
вы преодолеваются посредством кумулятивного действия рыночных сил,
государственных и общественных организаций на относительно локаль-
ном, не системном (в нашем понимании) уровне. Параметры рыночного
равновесия меняются: оно становится ближе к желаемому.
Впрочем, со стороны государственной бюрократии, находящейся под
давлением заинтересованных в сохранении «статус-кво» могущественных
коалиций с особыми интересами, вполне возможен вариант блокировки
потребных индуцированных институциональных перемен. Как правило,
реакцией на эффект блокировки выступают оппортунистические изме-
нения неформальных институтов в силу устойчивой заинтересованности
большинства действующих экономических агентов. Вследствие этих из-
менений в дальнейшем, судя по конкретному страноведческому опыту,
происходят и перемены некоторых формальных институтов. И, рано или
поздно, институциональные изъяны и структурные ресурсные разрывы
рассматриваемого рода преодолеваются в процессе трансформации под
воздействием пресса рыночной целесообразности и эффективности.
Рассмотрим теперь причины институциональных новаций на уровне
экономической/макроэкономической системы, где огромную роль игра-
ют внерыночные и надсистемные эффекты.
Правомерно признать объективную обусловленность инкременталь-
ных неформальных институциональных изменений и на системном уров-
не. В рамках большинства национальных экономик имеет место самоге-
нерация новаций такого рода в соответствии с ранее сложившимися вре-
менными трансформационными траекториями.
Также системное значение могут иметь разнообразные рутинные, но
дискретные, в основном постоянно повторяющиеся, институциональные
новации. Их непосредственной причиной, как и индуцированных неси-
стемных дискретных новаций, выступает институциональная недостаточ-
ность в отношении возникающих потребностей, которая не может быть
Об исходных причинах трансформации 25
преодолена мгновенно. Для этого оказывается необходимым одновремен-
ное осуществление рыночных и нерыночных институциональных изме-
нений, затрагивающих всю экономическую систему.
Наиболее явственно институциональные новации рассматриваемого
рода проявляются в ходе осуществления государственными или обще-
ственными организациями целенаправленных политик системного зна-
чения, в том числе на региональном уровне. Как правило, процессам та-
кого институционального реформирования сопутствуют сугубо времен-
ные ресурсные гэпы, не сопровождаемые значительными структурными
сдвигами.
Наконец, в реальной экономической жизни происходили и происхо-
дят «перерывы постепенности» в виде спрессованных во времени инсти-
туциональных системных переходов. Они носят фундаментальный харак-
тер, затрагивая корневые экономические институты и основные институ-
циональные порядки.
В периоды новой и новейшей истории, по мнению многих исследо-
вателей, процесс экономических перемен связан с динамичным форми-
рованием новых производственных, личных и общественных потребно-
стей-ценностей в их реальном выражении, исходно инициируемых фун-
даментальными, рыночно экзогенными ценностными и сопутствующими
технологическими сдвигами [2. C. 108–118]. Эти потребности, в той или
иной мере затрагивающие сами ментальные модели социального пове-
дения, формируются далеко не спонтанно и базируются на новых идеях-
знаниях (конечно, оставляя за скобками вопрос об их истинности) и но-
вой информации. В том числе, касающихся других, как бы конкурирую-
щих социальных систем. Вопреки ортодоксальному материализму, сна-
чала было слово!
Удовлетворение многих потребностей, возникающих по мере фунда-
ментальных ценностных сдвигов, наталкивается на сложившиеся в рамках
той или иной экономической системы ограничения, затрагивающие кор-
невые институты. В случае преодоления ограничений происходит исход-
ный виток системных институциональных перемен, задающий дальней-
ший инерционный тренд развития. Однако на этом дело не заканчивается.
В ходе дальнейшей трансформации экономической системы объективно
происходят новые экзогенные ценностные метаморфозы и технологиче-
ские перемены (о них речь пойдет далее), накладываемые на эндоген-
ные рыночные сдвиги. Они непосредственно проявляются через устой-
чивые сдвиги (не колебания!) ценовых и других финансовых пропорций,
что само по себе инициирует институциональные подвижки. Кроме того,
потребность в обновлении системной институциональной матрицы мо-
жет быть обусловлена неблагоприятными последствиями инерционных
ресурсных изменений и неудачами проводимой экономической и в целом
26 А. Мартынов
государственной политики. В результате рано или поздно имеют место
фундаментальные институциональные изменения.
Признание заведомой неспонтанности и, тем более, метасистемной
обусловленности фундаментальных институциональных перемен наводит
на мысль о целесообразности выхода за относительно узкие рамки тра-
диционной экономической теории. Логичным представляется опять-таки
обращение к теории трансформации социальных систем и одновременно
к современной общефилософской теории.
Опираясь на такой теоретический фундамент, справедливой выглядит
следующая логическая цепочка утверждений.
Первое утверждение. Для объяснения феномена институциональной
неполноты на уровне экономической системы в отношении возникаю-
щих потребностей уместным представляется обращение к понятию мета-
социальных структурных противоречий. В формально-логическом значе-
нии как статических противоречий между принципами функционирова-
ния структурных составляющих социальной системы 1, проявляющихся
в отношениях симбиоза/антагонизма между частями целого в их традици-
онном понимании. В то же время в общесоциологическом контексте они
отражают, в конечном счете, столкновение интересов разных обществен-
ных сил (страт) и, соответственно, противостояние представляющих эти
силы акторов (агентов) [11] в том числе представляющих государственную
власть.
Второе утверждение. Применительно к макроэкономическим систе-
мам структурные противоречия отражаются деформациями распреде-
ления ресурсов, в первую очередь в форме доходов 2, между конкретны-
ми субъектами (национальными экономиками, секторами, регионами,
предпринимателями и наемными работниками и т. д.). Несправедливое
распределение доходов, обусловленное исходным заведомым неравен-
ством сил экономических субъектов, выступает, как было обосновано еще
Парето, основополагающей побудительной причиной изменения рыноч-
ных отношений [13]. В то же время на метасоциальном уровне проявление
структурных противоречий уместно связывать с деформациями распреде-
ления, сопутствующего взаимно дополняемому движению капитала в его
основных общественных формах [14] – экономического, политического
и статусного (символического) капитала.
Третье утверждение. В результате трансформации экономической си-
стемы и других социетальных систем происходит частичное разрешение
и одновременно видоизменение структурных противоречий. Но не их
1 Речь идет о противоречиях в их известной метафизической трактовке в русле превалирующей об-
щефилософской традиции, восходящей еще к Аристотелю. А совсем не о диалектических проти-
воречиях в рамках гегелевской философии, заимствованной в марксистской теории.
2 Проблеме распределения доходов и капитала непосредственно посвящен, по видимому, наиболее
резонансный за последнее время политико-экономический труд Томаса Пикетти [12].
Об исходных причинах трансформации 27
снятие в русле известной интерпретации диалектических противоречий
как первопричин общественного развития. В известном смысле воспро-
изводство структурных противоречий неизбежно, поскольку совершен-
ных социальных систем не существует 1.
Таким образом, метасоциальные, иначе говоря, надэкономические
структурные противоречия правомерно интерпретировать как системные.
Они указывают на направления потребных фундаментальных (только
фундаментальных!) институциональных и структурных ресурсных сдви-
гов в процессе дальнейшей макроэкономической трансформации.
Впрочем, стоит заметить, что будущие траектории системной транс-
формации также предопределяются и ранее сложившимися инерционны-
ми трендами развития. Но они, в свою очередь, в конечном счете, если
принимать в расчет всю временную последовательность событий, объ-
ясняются системными структурными противоречиями, имевшими место
в прошлые периоды времени.
В рамках экономической системы вполне явственно структурные
противоречия проявляются в долговременных изъянах институтов на ос-
новных рынках – капитала, труда, потребительского рынка и др. В свою
очередь, в рамках этих рыночных секторов институциональным изъянам
сопутствуют ресурсные разрывы – диспропорции. Влияние негативных
побочных эффектов усиливает эти несоответствия; обратное утверждение
в большинстве случаев справедливо в отношении позитивных побочных
эффектов.
Стоит обратить внимание на принципиальное обстоятельство. Сек-
торные рыночные институциональные изъяны и сопутствующие струк-
турные ресурсные разрывы могут иметь место при длительном сохране-
нии устойчивого, хотя и неэффективного институционального равнове-
сия, исходя из традиционных критериев. Но отнюдь не единовременным
провалом рынков в духе неоклассической теории. Вместе с тем порог не-
эффективности в рассматриваемом смысле определенного рынка, осо-
бенно в национальном масштабе, в конечном счете обнаруживает себя,
когда наблюдается критическое ухудшение состояния одновременно мно-
гих рынков.
На системном уровне отмеченные изъяны основных рынков, исходно
обусловленные надэкономическими причинами, неизбежно проявляются
в недостаточности корневых институтов и базовых институциональных
порядков с точки зрения потребностей развития. Эта недостаточность,
в свою очередь, сопряжена с макроструктурными ресурсными разры-
вами-гэпами, которые аналитики обычно рассматривают через призму
1 Разумеется, далеко за рамки данной работы выходит проблема гносеологического объяснения при-
чин формирования и субординации самих структурных противоречий, характеризующих статиче-
ское состояние всей социальной системы. Вопрос о том, могут ли эти причины быть объяснены
с позиции диалектической логики до сих пор, по мнению ряда исследователей, остается открытым.
28 А. Мартынов
различных макроструктурных финансовых/монетарных дисбалансов.
Речь идет о дисбалансах между сбережением и накоплением, заемными
и собственными средствами, долгосрочными займами и размерами их
возврата, объемами бюджета и ВВП и др.
Воспроизводство в течение продолжительного времени институцио-
нально неэффективного равновесия в рамках всей экономической систе-
мы сопряжено с укоренением институциональных изъянов и параллель-
но усугублением ресурсных разрывов в количественном выражении. Об-
щественно выгодными, хотя бы исходя из критерия Парето-улучшения,
становятся фундаментальные трансформационные изменения, выража-
ющиеся в преодолении, во всяком случае, частичном, этих структурных
изъянов. А это оказывается достижимым посредством заведомо дискрет-
ных институциональных сдвигов при сопутствующих ресурсных и пове-
денческих переменах.
В контексте сказанного возникает проблема выбора адекватной эко-
номической стратегии. Традиционно она рассматривается через призму
многовековой повторяющейся тенденции кардинального изменения со-
отношения между государственным присутствием на экономической аре-
не и самодействием рыночных механизмов. Однако в современных ус-
ловиях критическое значение приобретает преодоление возникающих
структурных барьеров многомерного экономического развития, выража-
ющихся в ресурсных разрывах и, в конечном итоге, системных деформа-
циях распределения. А они могут быть сугубо специфичны применитель-
но к той или иной национальной экономике 1.
Имеет смысл обратить внимание и на важный дополняющий мо-
мент. Само по себе такого рода спрессованное во времени реформирова-
ние сопряжено с возникновением институциональных рассогласований,
в первую очередь проявляющихся в увеличении трансакционных издер-
жек. Они могут быть связаны с временным усилением макроструктурных
дисбалансов.
Системные трансформационные изменения, как свидетельству-
ет исторический опыт, в той или иной мере сопряжены с политической
борьбой и противостоянием между разными социальными силами, не-
посредственно отражающимися в виде негативных побочных эффектов
на состоянии экономической системы. При этом вполне возможна це-
ленаправленная блокировка такого рода институциональных сдвигов со
стороны государственной власти в течение длительного срока, исходя из
интересов узкого круга «первых» экономических агентов, обладающих
1 Возможно, в решающей мере итоги последних президентских выборов в США объясняются сло-
жившимися диспропорциями в распределении доходов и особенно инвестиций между «прогрес-
сивными» и остальными штатами. В свою очередь, в наибольшей степени, по мнению аналитиков,
они были вызваны безоглядной либерализацией движения капитала на Североамериканском кон-
тиненте. Наряду с этим провальной оказалась региональная политика в рамках проводившегося
экономического курса.
Об исходных причинах трансформации 29
максимальной рыночной властью и одновременно превалирующим вли-
янием на политическом Олимпе.
В случае отсутствия назревшего экономико-политического вмеша-
тельства или, тем более, его сознательной блокировки, разрастающиеся
с течением времени макроструктурные разрывы-гэпы достигают предель-
ного уровня. Возникает угроза нормальному воспроизводству экономиче-
ской системы определенной страны и всей ее социальной системы, когда
подавляемая рецессия превращается в долговременный, однозначно не
конъюнктурный кризисный спад. Безальтернативным становится дис-
кретный системный институциональный переход. В конце концов, на-
ступает качественно новый этап системной трансформации и происходит
смена экономического курса.
В качестве примера уместно обратиться к феномену глубоких струк-
турных деформаций экономики постсоциалистической России, унасле-
дованных от советского прошлого 1. Потребность в их преодолении воз-
никла сразу в условиях долговременного кризисного спада после ра-
дикально-шоковой рыночной реформы 1992 года. Однако императив
реструктуризации длительное время игнорировался властью и тесно свя-
занным с ней олигархическим капиталом, несмотря на заведомую не-
состоятельность имплантированных либеральных механизмов для осу-
ществления необходимых структурных сдвигов. Требовалась целенаправ-
ленная реструктуризация огромных секторов национальной экономики
посредством долгосрочных, длительно окупаемых инвестиций, возмож-
ных только при государственном участии.
Итак, можно сделать предварительное заключение. Процесс экономи-
ческой трансформации характеризуется реальным сочетанием, по край-
ней мере, трех типов институциональных новаций, объясняемых прин-
ципиально разными исходными причинами (см. табл. 1). Во-первых, по-
стоянно самогенерируемыми и инкрементальными институциональными
подвижками, обусловливаемыми постоянной рационализацией/услож-
нением бизнес-деятельности в широком ее понимании и совершенство-
ванием системных институциональных механизмов. Во-вторых, инду-
цируемыми постепенными неформальными и затем дискретными фор-
мальными институциональными переменами внутри экономической/
макроэкономической системы. Их причина – временное неудовлетво-
рение новых потребностей, формирующихся в итоге взаимосвязанных
ресурсных, технологических и прочих структурных сдвигов, вследствие
институциональной неполноты как на несистемном, так и системном
уровнях. В-третьих, фундаментальными и неизбежно прерывными во
времени институциональными переходами с сопутствующими карди-
нальными структурными ресурсными сдвигами в ходе трансформации
1 Этой теме посвящена монография автора [15] .
30 А. Мартынов
макроэкономической системы. Они объясняются возникшими в течение
длительного срока институциональными изъянами основных составля-
ющих и всей экономической/макроэкономической системы, в конечном
итоге предопределяемыми структурными системными противоречиями
надэкономического характера.
Технологические инновационные изменения. Перейдем теперь к вопросу
об исходных причинах технологических инновационных изменений.
Как известно, деятельность современных корпораций и других пред-
приятий сопряжена с технологическими изменениями в виде постоянных
и притом сугубо рыночных инноваций, имея в виду феномен грандиозно-
го расширения фирменного НИОКР.
Таблица 1
Исходные причины институциональных и инновационных перемен
в ходе трансформации экономической системы
Виды трансформационных перемен Исходные причины
Инкрементальные эндогенные
новации
Самогенерация новаций, обусловливаемая
постоянной рационализацией/усложнением
бизнес деятельности
Дискретные эндогенные новации Институциональные препятствия для удов-
летворения новых потребностей в рамках ры-
ночной среды
Инкрементальные системные новации Самогенерация новаций в соответствии с ра-
нее сложившимися институциональными
трансформационными траекториями
Дискретные рутинные системные
новации
Институциональные препятствия для удов-
летворения новых потребностей, в том числе
за границами рыночной среды
Фундаментальные системные новации Долговременные системные институцио-
нальные изъяны, предопределяемые над эко-
номическими системными структурными
противоречиями
Полуэндогенные инкрементальные
инновации
Рыночная самогенерация инноваций в усло-
виях конкуренции
Полуэндогенные дискретные
инновации
Продвижение на рынке, имитация технологи-
ческих новшеств
Экзогенные нерыночные инновации Цели нерыночного развития
Экзогенные инновации системного
значения
Фундаментальные научные и технологические
прорывы, зависимые от системных институ-
циональных перемен
Об исходных причинах трансформации 31
Согласно общепризнанной позиции, со стороны фирм-старожилов
на определенном рыночном секторе постоянно продуцируются рутинные
инновации, к которым, заметим, относятся и текущие инновации в че-
ловеческий капитал. Они носят пошаговый, инкрементальный характер.
Одновременно, как подтверждает и эмпирический опыт, происходят
кардинальные дискретные инновации со стороны фирм, утверждающих
себя на том или ином рынке. При этом в значительной мере, а может быть
в большинстве случаев, такого рода инновации сопряжены с имитацией
технологических новшеств или технологическим заимствованием, в свою
очередь связанной с реализацией конкретных инвестиционных проек-
тов. В частности, внедрение зеленых технологий, исходя из императивов
устойчивого развития, во многих странах происходит при привлечении
зарубежных «know-how» и иностранных инвесторов.
С позиции трансформационной теории потребность в осуществле-
нии указанных дискретных инноваций отражает временной технологи-
ческий разрыв – гэп. Формально этот гэп (ΔTE) представляется очевид-
ным образом:
ΔTE = TEW – TEF,
где:
TEW – мировой технологический уровень;
TEF – фактический технологический уровень.
В принципе частичное преодоление рассматриваемого гэпа возможно
путем непосредственного выполнения инвестиционных проектов (про-
грамм) с прямым государственным участием по созданию и тиражирова-
нию известных технологий, в частности, ресурсосберегающих технологий.
Для их разработки вполне пригодно применение традиционных моделей
типа акселератора, когда главным фактором выступает потребный объем
ресурсов финансирования и кредитования инвестиций.
Однако в целом в реальных рыночных координатах проблема оказы-
вается гораздо сложнее. Она заключается в обеспечении мотивации ин-
новационных и других предпринимателей в создании новых технологий
или имитации технологий желаемого мирового уровня. А это становится
достижимым, как свидетельствует международный опыт, посредством ре-
ализации двух альтернативных рыночных и секторных, совсем не макро-
экономических, стратегий в виде долгосрочных контрактных и организа-
ционных решений: имитационной стратегии и стратегии самостоятельно-
го инновационного роста. Соотношение между масштабами применения
указанных стратегий зависит от состояния инновационных и других сек-
торов в рамках национальной экономической системы [16]. И, видимо,
можно предполагать, что секторные стратегии инновационного прорыва,
базирующиеся на национальной технологической базе, имеют шанс на
успех в большинстве случаев в условиях устойчивого общеэкономическо-
го подъема.
32 А. Мартынов
Преодоление технологического гэпа связано с изменением состояния
равновесия конкретных рынков. При прочих неизменных условиях оно
становится ближе к желаемому, исходя из известных критериев.
Вместе с тем степень эндогенности мгновенных и дискретных техно-
логических инноваций даже в рамках отдельных сформировавшихся рын-
ков ограничена. На самом деле они в существенной мере зависят от де-
мографических процессов и внешнеэкономических факторов, в том чис-
ле нерыночных факторов. По этой причине никто до сих пор серьезно
не оспаривает позицию [17], заключающуюся в оценке технологического
фактора современного экономического роста как полуэндогенного.
Очевидная исходная причина полуэндогенных инноваций – их само
воспроизводство в рамках конкретных рыночных сегментов. Таким путем
обеспечивается естественное продолжение рыночной деятельности в со-
ответствии с действующими стимулами. Кроме того, есть основания по-
лагать, что исходные импульсы трансформационных изменений рассма-
триваемого рода в значительной мере объясняются институциональны-
ми факторами развития соответствующих инновационных и связанных
с ними продуктовых рынков. Их роль может ослабнуть, хотя и не полно-
стью, только при условии всеобъемлющей институционализации иннова-
ционных рыночных секторов, как это имеет место в ряде передовых стран.
Вместе с тем, как известно, внедрение технологического прогресса
и рамках отдельных рыночных секторов не поддается полной контракта-
ции и, тем более, институционализации с учетом заведомой ограничен-
ности действия патентного механизма. Значительный вклад в достижение
позитивных рыночных результатов вносит, позволим себе повториться,
и автономный процесс научно-технического поиска 1.
Как отмечается известными исследователями, технологические сдвиги
эндогенного характера в основном происходят вдоль устоявшихся траекто-
рий 2. В то же время исходные импульсы применения принципиально новых
технологий в большинстве случаев, как показывают эмпирические иссле-
дования, рыночно экзогенны. Поиск новых технологических направлений
происходит вследствие возникающих научных и технических возможно-
стей, обусловленных фундаментальными проблемными теоретическими
и экспериментальными изысканиями (здесь опять-таки стоит вспомнить
о неполноте любой теории по Геделю!), а также увеличения трудностей даль-
нейшего движения по устоявшейся трансформационной траектории в силу
1 Крайне показателен пример наиболее значимого по всем оценкам изобретения семидесятых в пе-
риод информационно-технологической революции. Речь идет о создании микрочипов специа-
листами компанией «Интел». Частной корпорации, функционировавшей в условиях жесточай-
шей конкурентной борьбы на быстро растущем в тот период рынке компьютеров. В то же время
само изобретение, судя по всем известным фактам, произошло в итоге апробации новых научных
и конструкторских идей в ходе сугубо экспериментальной лабораторной деятельности – процессе,
независимом от рыночных метаморфоз.
2 Достаточно обратиться к исключительной по своему резонансу публикации Джиованни Доси [18].
Об исходных причинах трансформации 33
как сугубо технологических причин, так и просто падения доходности от
инноваций. При этом, правда, на выбор новых альтернативных технологий
существенно влияют сугубо рыночные и притом взаимосвязанные факторы
(поиск возможностей новых прибылей и новых каналов реализации, спрос
на ресурсо- и трудосберегающие технологии, изменение организационной
структуры действующих фирм и др.).
Стоит добавить, что применительно к экономической деятельности
принципиально новые технологии реализуются в форме инноваций (не ка-
саясь инноваций сугубо внеэкономического характера) на основе уже суще-
ствующих конкретных разработок и опытных образцов. Возникает временно
неудовлетворенная потребность в уже признанных технологиях такого рода,
которую правомерно трактовать как специфический гэп.
Говоря об ограниченной степени эндогенности инноваций, следует при-
нимать во внимание и следующий принципиальный момент. Ключевой
предпосылкой инноваций в отдельных рыночных секторах выступает ранее
произошедший толчок в виде исходного, определенно экзогенного прира-
щения специальных научных и инженерных знаний, на чем справедливо
делают акцент исследователи экономической истории [19].
Также существенное влияние на развитие многих рынков оказывают
результаты нерыночных инноваций, осуществляемых в военных и других
специальных целях сугубо под эгидой государства. Нельзя обойти внимани-
ем и общеизвестный феномен блокировки новых технологий (lock-in) [20].
Для его нейтрализации во многих случаях требуется специальное государ-
ственное вмешательство.
И, возможно, самый весомый довод в отношении весомости экзоген-
ных факторов инноваций, вытекающий из самой трансформационной па-
радигмы. Речь идет о произошедших исторических структурных сдвигах
в отношении использования технологий основных типов: от механических
технологий к химическим и электрическим, а затем к атомным и биохими-
ческим. Их невозможно объяснить через призму исследования закономер-
ностей изменения экономической структуры.
В контексте сказанного нельзя обойти вниманием феномен масштаб-
ных, мультисекторных технологических инноваций системного значения,
в первую очередь на уровне национальных экономик. Они, как правило,
сопряжены с прессованным во времени государственным вмешательством.
При всем желании их нельзя отнести к эндогенным.
Как известно, экзогенное, внерыночное проявление на системном уров-
не фактора политически целенаправленного технологического заимство-
вания продолжает играть грандиозную роль. Она обусловлена феноменом
национального технологического отставания, по существу представленного
еще в концепции догоняющей модернизации Фридриха Листа [21]. Его пре-
одоление напрямую зависит от состояния сектора НИОКР или националь-
ной инновационной системы.
34 А. Мартынов
Отдельно имеет смысл выделить военно-технологический гэп. Его зна-
чимость усиливается на фоне продолжающейся крайне напряженной геопо-
литической борьбы между разными группами стран. Преодоление этого гэпа
предполагает разработку или, по крайней мере, имитацию сугубо секретных
технологий под эгидой государства.
Исходным импульсом экзогенных инноваций системного значения высту-
пают фундаментальные открытия в ходе научных революций по определенным
направлениям знания. Следуя труду Томаса Куна [22], эти революции законо-
мерно наступают в результате смены господствующих научных парадигм после
периодов «застоя».
Вместе с тем, как вытекает из нашей предшествующей аргументации, на
динамику экзогенных инноваций системного значения в принципе влияют все
факторы экономической трансформации, включая демографические и кли-
матические. Наиболее значимыми из них, по-видимому, являются фундамен-
тальные институциональные изменения. А они, как было выяснено, в конеч-
ном счете предопределяются надэкономическими системными структурными
противоречиями.
Подведем итог сказанному. В целом процесс технологической модерни-
зации как трансформации оказывается изначально обусловлен эндогенными
импульсами саморазвития отдельных рынков, как и внутренними факторами
научного и технического поиска по его различным направлениям и фундамен-
тальными институциональными причинами, в том числе внеэкономическими.
В то же время, как следует из результатов нашего анализа (см. табл. 1.), инсти-
туциональная и технологическая инновационная трансформации определенно
не симметричны с точки зрения исходных объясняющих причин. Более того,
на уровне национальной экономики уместно констатировать их заведомую
асимметрию в отношении соотношения внутрисистемной и внесистемной
составляющих [23].
По всей вероятности соотносительная значимость исходных факторов ин-
ституциональных новаций и технологических инноваций существенно изменя-
ется во времени. Судя по опыту многих стран, сохраняется тенденция в сторону
рыночной эндогенизации технологического прогресса. Но одновременно, как
свидетельствует разнообразная конкретно-ситуационная информация, имеет
место тенденция усиления внесистемных факторов трансформации националь-
ных экономик на фоне интенсификации геополитических процессов.
Демографические перемены. Теперь возникает необходимость хотя бы кратко
коснуться причин демографических, исходно не институционализированных
перемен, экзогенных по отношению к любой экономической системе. Исходя
из трансформационной парадигмы, демографический процесс резонно интер-
претировать как широкую совокупность сдвигов, касающуюся изменений рож-
даемости и смертности, продолжительности жизни, полового и возрастного
состава населения, соотношения городских и сельских жителей, динамики
внешней миграции.
Об исходных причинах трансформации 35
За последние десятилетия было проведено огромное количество кропо-
тливых демографических исследований (хотя фундаментальная теория де-
мографии как таковая до сих пор не сформировалась). И, наверное, стоит
согласиться с аргументацией в пользу биологической основы репродуктив-
ного поведения человеческих индивидуумов. Вместе с тем на это поведение
очень существенно влияют социо-психологические и структурно-культурные
факторы. Достаточно упомянуть о канонах мусульманской и ряда других
религий, касающихся семейной жизни верующих.
Не вызывает сомнений и значимость воздействия на демографические
перемены факторов экономического и общесоциального развития. Они
выступают предметом исследования в мальтузианской (неомальтузианской)
теории, современной теории демографической транзитологии и так назы-
ваемой теории диффузии жизненных стандартов семей/домашних хозяйств.
Впрочем, по мнению большинства исследователей, экономические ре-
зультаты и социо-статусные изменения – не главные доминанты демогра-
фических изменений. Реальная демографическая динамика опосредуется
многообразными и очень вариативными пространственно-временными кау-
зальными связями, часть из которых крайне трудно оценить. По этой причи-
не вполне объяснимым представляется отсутствие универсальной объясня-
ющей факторной модели для анализа и прогнозирования демографической
динамики, не основанной на экстраполяции демографических показателей
(коэффициентов дожития, возрастных коэффициентов рождаемости и др.).
Такая ситуация также объективно отражает огромную дифференциацию де-
мографических трансформационных сдвигов по регионам мира.
Климатические сдвиги. Наконец, нужно идентифицировать исходные
причины долговременных, в нашем понимании трансформационных вне-
социумных изменений ноосферы и климата, в серьезной мере обусловли-
вающих в конечном итоге ход экономической трансформации.
Трудно удержаться от общеизвестной констатации: использование таких
невоспроизводимых ресурсов, как нефть, уголь и газ, привело к значитель-
ному увеличению содержания в земной атмосфере углекислого газа, а также
других парниковых газов. Именно парниковые газы создают эффект удер-
жания тепла, не позволяя ему уходить в атмосферу. Потепление климата,
обусловленное грандиозным увеличением парниковых газов, выразилось
в повышении уровня Мирового океана, таянии полярных ледников, сокра-
щение покрытых снегом и льдом площадей земной поверхности, увеличении
количества осадков в одних регионах и сокращении в других, расширении
засушливых зон, более частых тропических циклонах и других неблагопри-
ятных природных переменах. А в отдельных регионах мира – в обострении
проблемы водоснабжения, усилении бедности и недоедания, увеличении
эпидемий и т. д.
Также грандиозные климатические последствия имело изменение поверх-
ности нашей планеты в результате вырубки лесов, ирригации и канализации,
36 А. Мартынов
строительства новых и расширения старых городов. В последние десятиле-
тия, уместно заметить, этому сильно способствовал стремительный процесс
индустриализации в развивающихся и впоследствии в постразвивающихся
странах, одновременно выразившийся в порядковом увеличении количе-
ства парниковых газов.
Кроме того, исходя из признанных научных исследований, нельзя не
принимать в расчет действие целого ряда «естественных» причин климати-
ческих сдвигов. Таких, как влияние биологических и химических природ-
ных процессов, ослабление термодинамической циркуляции океанических
течений, гравитационная и магнетическая осцилляция солнечной системы
(увы, она стареет) и, конечно, давно доказанные циклы солнечной актив-
ности, притом различные по продолжительности.
Согласно позиции авторитетных международных экспертов, в настоящий
период мирового развития роль антропогенных факторов перевешивает
возможный вклад природных источников глобального изменения климата
[24]. Антропогенные факторы действуют как катализатор усиления неблаго-
приятных природных изменений (как например, таяния вечной мерзлоты)
и сокращения поглощающей способности земной поверхности. И по всей
видимости, этот вывод еще длительное время будет оставаться ключевой
рекомендацией для осуществления климатической политики на националь-
ном и планетарном уровнях.
Что важнее: институты или технологии? Впрочем, несмотря на всю
значимость демографических и климатических перемен, наверное, имеет
смысл согласиться с позицией большинства исследователей современной
экономики. Главными доминантами трансформации экономики и всего об-
щества выступают векторы технологических и институциональных измене-
ний. В контексте сказанного, трудно отделаться от навязчиво приходящего
на ум прямого вопроса: что все-таки важнее – институты или технологии?
Безусловно, в нашем ХХI веке в количественном выражении решающий
вклад в экономическое развитие и повышение социального благополучия
вносит технический/технологический прогресс. Уместно констатировать
и огромный индивидуальный вклад ученых/изобретателей на поприще со-
циального прогресса. Правда, стоит уточнить, сами личности инноваторов
и окружающая их научно-творческая среда зависят от внешних социальных
условий, в первую очередь сложившихся в существующих странах.
Нередко технологический прогресс рассматривается как повелитель судеб
человечества. Полагается, что технологическое, особенно военно-технологи-
ческое первенство дает власть над миром: вспомним о манхэттенском про-
екте, «соревновании» США и СССР в области ракетно-ядерных вооружений.
Однако автономная технологическая парадигма развития, как свиде-
тельствует и новейшая история, определенно не выдерживает критики.
Сам по себе технологический прогресс не может выступать средством раз-
решения социальных проблем, тем более, на системном уровне. Хотя бы
Об исходных причинах трансформации 37
в силу очень значимой опасности использования новых технологий во
вред человеческому социуму; новоявленные Инноваторы-Франкенштей-
ны далеко не просто плод фантастической литературы. Сохраняется, судя
по событиям последних десятилетий, и очень весомый риск техногенных
катастроф.
И, по-видимому, можно считать общепризнанной точку зрения отно-
сительно безальтернативности регулирования технологической иннова-
ционной деятельности посредством контрактного и патентного механиз-
мов, надежного обеспечения прав собственности и функционирования
других институтов. Логически убедительным выглядит аргумент в пользу
этого утверждения как бы от противного: как свидетельствует современ-
ная практика, решающей причиной технологического отставания боль-
шого числа стран мира от стран-лидеров выступает неэффективность
и незрелость соответствующих институтов.
Впрочем, было бы наивным преувеличивать позитивную роль инсти-
туциональных регуляторов технологических сдвигов. Стоит принять во
внимание нынешний феномен использования достижений технологиче-
ского прогресса правящими кругами в целях подавления общественной
оппозиции; по сути дела в русле стратегии утверждения «репрессивного»
общества. Так, судя по огромному числу фактов, в ряде стран фактиче-
ски негласно претворяется в жизнь идея тотального информационного
контроля.
Таким образом, ответ на поставленный вопрос не представляется од-
нозначным. Можно предположить, что все-таки наиболее весомое вли-
яние на результаты трансформации экономических систем оказывают
институциональные изменения. Вместе с тем исключительно весомым
остается автономный и не институционализируемый вклад научных
и экспериментально-конструкторских исследований в экономическое
и в целом социальное развитие в настоящем и, по-видимому, в будущем.
Полностью не интернализируются в рамки институциональных механиз-
мов и процессы демографических изменений и сопутствующих им наци-
онально-этнических перемен, огромных по своей социально системной
значимости. Очень далеко, как показывают природные катаклизмы по-
следнего времени, и до создания желаемых наднациональных механизмов
стабилизационного регулирования климатических перемен.
* * *
Обобщим сделанные нами выводы.
Постоянные инкрементальные институциональные новации и спон-
танные, мгновенные технологические инновации выступают результа-
том их естественной рыночной самогенерации. Одновременно имеют
место дискретные институциональные и технологические эндогенные
38 А. Мартынов
перемены, выражающиеся в преодолении временных разрывов в удов-
летворении потребностей в рамках рыночных секторов.
В то же время зона рыночного саморазвития, даже при гипотетиче-
ском допущении ее устойчивой адаптации к экзогенным внешнеэконо-
мическим, демографическим и климатическим изменениям, заведомо
лимитирована. Можно утверждать, что распространенная прокламация
феномена эндогенизации институционального и технологического про-
гресса не обоснована с точки зрения фактического положения дел. И на
системном уровне могут иметь место инкрементальные новации и ин-
новации экзогенного, во всяком случае, отчасти нерыночного характе-
ра. Это же касается дискретных институциональных новаций и рутинных
технологических инноваций.
По-прежнему наиболее весомой исходной причиной экзогенных ин-
новаций системного значения выступают фундаментальные открытия,
как бы зримые в близком будущем. В то же время результаты инноваций
такого рода определенно зависят от системных фундаментальных инсти-
туциональных перемен. Во многом эта зависимость предопределяется над-
экономическими структурными противоречиями, проявляющимися че-
рез основополагающие деформации распределения доходов и движения
капитала и макроструктурные дисбалансы.
Ресурсные гэпы, отражающие потребность в дискретных переменах,
неизбежно сопутствуют процессу трансформации в рамках любой макро-
экономической системы. Вместе с тем, по-видимому, не существует одно-
го всеобъемлющего гэпа как заглавного индикатора трансформации ма-
кроэкономической системы в любой момент времени. Так, националь-
ный технологический гэп либо относительно скоротечен во времени,
либо, наоборот, «вечен» и не влияет на ход реальных системных транс-
формационных процессов. Также неправомерной выглядит абсолютиза-
ция значимости преодоления гэпов относительно принятых императивов
устойчивого национального развития. Для большинства национальных
экономик существуют и другие приоритеты развития. В частности, свя-
занные с мультирегиональной интеграцией.
В целом в ходе экономической трансформации имеет место наложение
друг на друга качественно разнородных процессов структурных измене-
ний относительно рыночной среды и макроэкономической системы. Не
менее существенно то, что эти процессы взаимно влияют друг на друга.
Как следствие, раскрыть зависимость результатов трансформационных
перемен определенного рода от их исходных фантомов отдельно от сопут-
ствующих факторов не представляется возможным.
И можно утверждать, что известные оптимизационные модели алло-
кации ресурсов, в их числе динамические макроэкономические модели
типа Рамсея, неправомерно непосредственно использовать для оценки
результатов трансформации экономической системы. Они фиксируют
Об исходных причинах трансформации 39
исходные желаемые ресурсные пропорции, которые определенно изме-
нятся в результате действия институциональных факторов и, вероятно,
технологических факторов. Именно оценка их эффекта и представляет
собой основную задачу.
Принципиально важно то, что институциональные и технологические
изменения неправомерно моделировать по подобию движения рыночных
цен, непосредственно сопровождающих ресурсные сдвиги. Институци-
ональные новации и технологические инновации в значительном своем
числе не самогенерируются, основная часть из них устанавливается в про-
цессе целенаправленной общественной регуляции, притом часто в форме
дискретных перемен.
Фактически имеют место опосредованные воздействия на ресурсные
сдвиги институциональных и технологических инновационных импуль-
сов трансформационного процесса, которые в принципе не квантифици-
руемы. Для представления этих отображений не пригодно традиционное
функциональное моделирование. Функционального закона трансформа-
ции экономической системы, тем более представимого в виде математи-
ческой модели традиционного типа, просто, по-видимому, не существует.
Сказанное, конечно, не ставит под сомнение целесообразность моде-
лирования процесса экономической трансформации как целостного про-
цесса с помощью всего мощного современного методического аппарата.
Вместе с тем безальтернативным выглядит применение новых подходов,
позволяющих преодолеть ограниченность традиционных эконометриче-
ских моделей.
И, как бы в завершение, представляется уместным сформулировать
наш окончательный вывод: имманентной чертой трансформации всей
сложной экономической системы выступает разноуровневый и разнопо-
рядковый состав ее исходных источников. Они не сводятся в духе моно-
теистической и марксистской традиций к одному источнику как демиургу
развития.
Литература
1. Уильямсон О. Экономические институты капитализма / СПб: Лениздат. 1996. С. 48–90.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономи-
ки / М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997.
3. Алчиян А. Неопределенность, эволюция и экономическая теория. Истоки: из опыта
изучения экономики как структуры и процесса / М.: ГУ ВШЭ. 2006. С. 38–52.
4. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты / М.: Дело,.2003. С. 119.
5. Hayami Y. Norms and rationality in the evolution of economic systems: a view from Asian
villages // Japanese economic review. 1998. March. P. 36–53.
6. Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности / М.:
ИРИСЭН. 2011. С. 262–266.
7. Chenery H. and Bruno M. Development alternatives in a open economy: the case of Israel /
Economic journal. 1962. v. 72. Р. 79–103.
8. Dutt A. Structural imbalances / Helsinki. WIDER. 1989.
40 А. Мартынов
9. Taylor L. Income distribution, inflation and growth / Cambridge. 1991. Р. 159–182.
10. Woodford М. Interest and Prices: Foundations of a Theory of Monetary Policy / Princeton
University Press. M., 2003.
11. Giddense A. A contemporary critique of historical materialism. Vol. 1. / Berkeley, 1983.
12. Пикетти Т. Капитал в XXI веке / Кембридж, Изд-во Гарвардского университета. 2015.
13. Pareto V. Mind and society / Harcourt Brace. 1935. Pareto V. Manual of Political Economy.
A critical and variorum edition/ Oxford: Oxford University Press. 2014.
14. Bourdieu, P. Forms of Capital, in: The Sociology of Economic Life. 2nd ed. / Boulder:
Westview Press. 2001. Р. 98–102.
15. Мартынов А. В. Структурная трансформация российской экономики: проблема по-
литических решений / М.: УРСС. 1999.
16. Acemoglu D., Aghion Ph., Zilibotti F. Distance to Frontier, Selection and Economic Growth /
Journal of the European Economic Association, 2006, N. 1. Р. 37–74.
17. Jones C. R&D-Based Models of Economic Growth / Journal of Political Economy. 1995,
v. 103. Р. 759–784.
18. Dosi. G. Technological paradigms and technological trajectories: a suggested interpretation of
the determinants and directions of technical change/ Research Policy. 1982. N. 6.
19. Sherer F. Industrial Market Structure and Economic Performance / Cambridge, 1984.
20. Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
С. 136–257.
21. Лист Ф. Национальная система политической экономии / М.: Европа, 2005.
22. Кун Т. Структура научных революций / М.: Прогресс, 1977.
23. Мартынов А. Системная стратегия национального развития: от теории к практиче-
скому применению / Общество и экономика, 2006. № 10.
24. Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая
солидарность в разделенном мире / М.: Весь мир, 2007.