Пастухова Зинаида Исаевна
кандидат культурологии
Смоленский Гуманитарный Университет, г. Смоленск
Смоленская область - одна из приграничных территорий России. В сохранившихся памятниках и культурных символах региона можно прочесть
всю историю взаимоотношений России и Западной Европы. Пограничность Смоленской области накладывала и продолжает накладывать отпечаток на жизнь населения в пределах всего региона. Форма территории области -вытянутость с запада на восток - способствовала тому, что регион на протяжении многих веков испытывал двойное культурное влияние: с востока столицы России - Москвы, а с запада - Белоруссии и Литвы. В период строительства и расцвета Северной столицы России - Санкт-Петербурга Смоленщина принимала активное участие в обустройстве этого города. В тот период на территории региона появились два города - речных порта, через которые в С-Петербург переправлялись продовольствие и необходимые товары. Сегодня это смоленские города Гагарин (бывший порт Гжатск) и Демидов (бывший порт Поречье).
В соответствии с происходившими в России событиями шло заселение территории Смоленщины и переселение или отселение отсюда людей. Местные жители принимали переселенцев, которые привозили с собой новый жизненный уклад - традиции, правила обустройства быта, языковые особенности, эстетические представления и даже религиозные предпочтения.
Так на протяжении почти всего 17 века большая часть территории Смоленщины была заселена переселенцами из Белоруссии, Литвы и Польши. В тот период здесь строились католические костелы и униатские храмы.
Население познакомилось с европейским стилем барокко, который распространял орден иезуитов из Польши. Вводился польский язык, европейская мода в одежде, в бытоустройстве. Территория подчинялась правилам жизни в государстве Речь Посполитая.
Часть из переселенцев позднее вернулась на родину, когда земли бывшего когда-то княжества Смоленского были присоединены к Московскому государству. Но большинство из них остались жить в этом регионе, приняв православие и правила жизни в Московском государстве.
В начале 18 века по требованиям царя Петра в восточные районы Смоленского края стали переселять купечество из Подмосковья, Владимирской, Ярославской и других восточных земель России. Эти новые жители Смоленщины строили себе дома и храмы, напоминающие им об исторической родине. Здесь закреплялись традиции, бытовая культура, этические нормы регионов русской провинции.
Так в культурном поле Смоленщины сформировались две субкультуры с ярко выраженными влияниями западных и восточных соседей.
По переписи 1913 года западные и центральные районы Смоленской губернии были заселены большим числом жителей-белорусов. Здесь в языке господствовал диалект из смеси русских и белорусских слов. Здесь в селах строились храмы, подражающие постройкам западных соседей. Культурные связи здесь прослеживались и в рисунках вышивок, и в сложившихся традициях народных праздников, и в мелодиях народных песен.
В 1924 году искусствовед С.Д. Ширяев опубликовал работу "Этюды по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины", в которой рассматривал строительство на территориях западной Смоленщины в сравнении с постройками вокруг белорусских городов Могилева и Витебска.
Еще по переписи населения 1926 года на Смоленщине после русских по численности далее следовали белорусы, евреи, поляки, латыши и литовцы.
Известный писатель Б. Васильев, родившийся в городе Смоленске до Великой Отечественной войны, вспоминает в одной из своих работ: "История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены и стойкость защитников, а брызги оседали в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок. И все это разноязычное, разнобожье и разноукладное население лепилось возле крепости, возведенной Федором Конем еще при царе Борисе, и объединялось в единой для всех формуле Житель Города Смоленска... Здесь был край Ойкумены Запада и начало ее для Востока... И каждый тащил свои пожитки, если под пожитками понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки... И Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплеменных земляков через собственное Детство".
После Великой Отечественной войны на территорию Смоленской области приехало жить большое число украинцев. Позднее переселенцами сюда стали татары, армяне, азербайджанцы.
Перепись 1989 года показала, что по численности населения на Смоленщине после русских вторыми оставались белорусы, а далее шли украинцы, татары, евреи, азербайджанцы, армяне, литовцы, поляки, немцы, латыши. Вместе с тем, расселившиеся после Великой Отечественной войны жители Смоленской области продолжали сохранять в этом регионе две субкультуры - в западных и восточных районах. Изменения коснулись лишь столицы региона и ее центральных районов, где появились большие промышленные предприятия. Именно эту часть области заселили новые переселенцы.
По переписи населения в 2002 году на территории Смоленской области проживают 311 национальностей и народностей. В количественном отношении после русских, которых из 1 049 574 жителей области 980 073, по численности идут украинцы, белорусы, армяне, татары, азербайджанцы, евреи, немцы, поляки, литовцы, чеченцы, казахи и далее небольшими группами другие народы. В 2002 году в г. Смоленске появилась ассоциация "Конгресс национальных общественных объединений Смоленской области". Членами ассоциации стали организации "Дом Польский в Смоленске", "Русско-немецкий Дом", "Центр татарской культуры", "Латышское землячество", "Дом Литовский в Смоленске".
Термин "ментальность" в научных работах появился сравнительно недавно. В литературе даются самые разные определения этому понятию. Но все авторы, использующие это определение при характеристике одного человека или группы людей, сходятся во мнении, что это мироощущение и мировосприятие, выражающееся через поведенческие установки и формирующиеся в недрах культуры. Ментальность - это очень устойчивое образование, меняющееся медленно и у разных народов по-разному. Ментальность формируется и в процессе воспитания в семье, и под влиянием культурной среды, и через влияние религии, и под воздействием национальных традиций.
Определяя особенности ментальности жителей Смоленской области, можно сделать следующие выводы:
На формирование ментальности жителей Смоленской области оказывали и продолжают оказывать влияние особенности культурного поля Смоленщины региона между Москвой и Белоруссией;
На Смоленщине можно выделить сегодня три местных региона, где есть отличия в традициях, обустройстве среды обитания и особенностях языка: Смоленщина Подмосковная, Смоленщина центральная, Смоленщина с тесными связями с Белоруссией;
На территории Смоленщины идут процессы по восстановлению национальных общин, что, несомненно, будет влиять на ментальность жителей региона.
Литература.
1.Васильев Б.Л. Мир необычный // ж. "Октябрь", - М., 2003, N6.
2.Кузьменко Е.О. Культурология. - Смоленск, 2006.
3.Манаков А.Г. На стыке цивилизаций: этнокультурная география запада России и стран Балтии.- Псков, 2004.
4.Пастухова З.И. Из истории российско-белорусских культурных связей на примере смоленских архитектурных памятников 17-18 веков // Материалы Международной научно-практической конференции "Кулешовские чтения" в Могилевском государственном университете - Могилев, 2007.
5.Ширяев С.Д. Этюды по истории архитектуры Смоленска и белорусской
Смоленщины. - Смоленск, 1924.
Viperson