ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Генерал-майор Квасников Александр Юрьевич родился 16 декабря 1956 г. в Чугуеве Харьковской области. Окончил Харьковское высшее военное командное училище им. Маршала Советского Союза Н. И. Крылова (1979 г.), Военную академию им. Ф. Э. Дзержинского (1991 г.), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1998 г.). Службу проходил на различных должностях командно-измерительных систем (КИС), а также в оперативном управлении Управления командующего Военно-космическими силами (ВКС). В 2001 г. назначен первым заместителем начальника штаба Космических войск, а 7 июня 2004 г. - начальником штаба – первым заместителем командующего Космическими войсками. - Александр Юрьевич, известно выражение: кто владеет космосом – тот владеет миром. А наша орбитальная группировка некоторое время назад, в частности военные КА, находилась не в самом лучшем состоянии. Многие аппараты доживали последний срок… А сегодня? - Действительно, космические системы навигации, связи, дистанционного зондирования Земли достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Речь идет о глобальности их воздействия на жизнь человека. И владеющий ими, безусловно, всегда будет первым. Я уж не говорю о значении космоса для обороны. Военные действия в Югославии, Афганистане и Ираке, например, еще раз показали: сегодня космические средства - наиболее важная составная часть боевого потенциала группировок войск и систем оружия.
Сегодня отечественная космическая группировка в основном соответствует установленным требованиям и позволяет Вооруженным Силам РФ решать задачи обороны и безопасности государства. В ее составе около 100 космических аппаратов, из которых примерно 60 - военного и двойного назначения. Эта группировка пополняется за счет плановых запусков космических аппаратов военного назначения. И все же, на мой взгляд, решение задач военно-космической деятельности и контроля космического пространства должно быть поднято на качественно новый уровень, соответствующий их роли в современном мире.
Более того, интересы обеспечения обороны и безопасности государства в условиях сложной динамично изменяющейся военно-политической обстановки требуют уже в ближайшие годы существенного наращивания эффективности военного космоса. Причем речь не столько о количественном составе группировки, сколько о качественных характеристиках КА, в которых должны быть реализованы новейшие научно-технические достижения. Перспективы строительства Космических войск позволяют сказать, что в ближайшие несколько лет мы подойдем к обновлению ключевых орбитальных группировок и сможем перейти от стратегии поддержания минимально необходимого количественного состава к постепенному наращиванию вклада космических систем и комплексов в эффективность боевых действий войск.
- Но ведь Космические войска в нынешнем их виде существуют сравнительно недавно – с 2001 года. Наверняка молодые офицеры из других видов и родов войск хорошо знают их историю… - Космические войска были сформированы во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации, Указа Президента России от 24 марта 2001 года. Их воссоздание было продиктовано реальным возрастанием роли космических комплексов и систем в информационном обеспечении деятельности ВС РФ, а также жизненно важных государственных интересов. Судите сами: все ведущие космические державы, в том числе США и Китай, усиливают государственную поддержку и координацию космической деятельности, в первую очередь ее военную составляющую. Неудивительно, что сегодня одним из основных направлений повышения эффективности руководства военно-космической деятельностью рассматриваются объединение сил и централизация управления.

Напомню и такой факт: создание первых воинских формирований космического назначения было вызвано необходимостью подготовки к запуску первого искусственного спутника Земли. Еще в 1964 г. в составе РВСН сформировано Центральное управление космических средств МО СССР (ЦУКОС МО), с 1970 г. – ГУКОС МО. Этот шаг стал первым на пути централизации управления военно-космической деятельностью. К началу 80-х гг. управление космических средств оказалось фактически единственным органом, централизованно осуществлявшим все работы по космической тематике и обеспечивавшим проведение единой технической политики в Минобороны.
В связи с этим в ноябре 1981-го соответствующие структуры выделяются из состава РВСН и переводятся в прямое подчинение министру обороны. А в 1992 г. для обеспечения военно-космической деятельности России руководством страны и Министерством обороны принято решение о создании нового рода войск центрального подчинения - Военно-космических сил. А вот войска РКО созданы еще в конце 50-х. В составе войск ПВО страны в 1967 г. было сформировано Управление командующего войсками противоракетной (ПРО) и противокосмической обороны (ПКО) страны. В настоящее время в составе Космических войск несут боевое дежурство системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), системы контроля космического пространства (СККП), средства противоракетной обороны (ПРО). Дальнейшее повышение эффективности систем РКО непосредственно связано с широким использованием элементов космического базирования. Уже сейчас космические средства широко применяются в составе систем предупреждения о ракетном нападении России и США.
Задачи предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства, информационного обеспечения действий всех видов и родов войск на суше, море и в воздухе, а также защиты экономических интересов России постепенно трансформируются в единую задачу обеспечения безопасности государства в космосе и из космоса. Кроме того, Космические войска обеспечивают высшее военно-политическое руководство страны достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждении ракетного нападения; независимый доступ России в космос и свободу действий в космическом пространстве; развертывание, поддержание в установленном составе и состоянии постоянно действующих орбитальных группировок КА военного назначения и наземных средств запуска и управления КА в интересах обеспечения войск (сил) информацией от космических средств; решают задачи противоракетной обороны, а также целый ряд других, что дает возможность сохранить военно-космическую деятельность государства на требуемом уровне и проводить независимую космическую политику.
- Вы упомянули о защите экономических интересов страны. Можно ли говорить (применительно к вашему роду войск) не только об обеспечении оборонной безопасности, но и экономическом эффекте, который дает деятельность вашего рода войск? - Космические войска участвуют и в реализации Федеральной космической программы (ФКП) России, коммерческих программ. Работы в целях реализации ФКП России, составляющие значительную долю запусков, финансируются из государственного бюджета через Федеральное космическое агентство. А средства, получаемые в этом случае, используются на восстановление израсходованного ресурса оборудования и компенсацию материальных затрат.
Запуски космических аппаратов на коммерческой основе позволяют, с одной стороны, за счет заказчика (в том числе иностранного) поддерживать техническую готовность космических средств и инфраструктуры, а с другой – получать дополнительные внебюджетные средства, которые расходуются в соответствии со сметой, утверждаемой министром обороны РФ. Принимают участие Космические войска и в реализации программ международного сотрудничества. В первую очередь следует сказать об обеспечении запусков космических аппаратов совместного и зарубежного производства и участие в управлении этими КА, таких, например, как `Марс-Экспресс`, в интересах Европейского космического агентства, `Сич` - в интересах Украины и т.п.
- Если можно, чуть подробнее о кооперации Космических войск с отечественными предприятиями, которые поставляют вам технику. Как удается решать проблемы соотношения цены и качества? - Мы размещаем заказы на поставку и обслуживание ракетно-космической техники более чем на 50 предприятиях промышленности. Основная нагрузка конечно же лежит на головных предприятиях, ответственных за своевременную поставку вооружения и военной техники. А вот проблема соответствия цены и эффективности вложения средств действительно существует. Но она решается прежде всего на этапе конкурсного отбора предприятий-разработчиков и производителей вооружения и военной техники по критерию `цена – качество – сроки`. Дело в том, что образцы вооружения и военной техники Космических войск создаются для решения конкретных задач, и их функции, как правило, не дублируются другими образцами.
Другим фактором, сдерживающим увеличение затрат по изготовлению вооружения и военной техники Космических войск, является проводимая нами политика по сокращению количества применяемых типов ракет-носителей, созданию многофункциональных космических аппаратов, размещению заказов на меньшем количестве предприятий.
- А если вспомнить о западном опыте в создании космических группировок войск. Как на этом фоне выглядим мы и не приведет ли соперничество в конечном итоге к милитаризации космического пространства? - При проведении операций вооруженных сил США все больше и больше стирается грань между космическими аппаратами военного и гражданского назначения, что свидетельствует об их широком использовании военным руководством США при ведении боевых действий. И это, судя по всему, не случайность, а долгосрочная стратегия. Например, произошедшие в последнее время изменения во взглядах американского военного руководства на боевое применение выразились в активизации процессов по выводу на околоземные орбиты ударных средств.

В одном из интервью главнокомандующего объединенного космического командования ВС США генерала Р. Эберхарта и начальника штаба ВВС генерала М. Райана были названы следующие приоритетные направления: создание группировки комплексов лазерного оружия космического базирования, разработка и принятие на вооружение противоспутниковых средств кинетического действия. Первые образцы из названных систем, как считают в военном ведомстве США, могут поступить на вооружение после 2010 г. Таким образом, можно констатировать, что в американских космических силах происходят серьезные структурные и функциональные изменения, вероятной целью которых является достижение в кратчайшие сроки безусловного господства в космосе, обеспечивающего возможность воздействия на космические объекты и не только.
Безусловно, будут предприняты меры, направленные на недопущение научно-технической внезапности.
Планы по размещению оружия в космосе – опасная тенденция. Поэтому позиция руководства страны и Минобороны России, которая неоднократно доводилась, в том числе и с трибуны ООН, - это недопущение превращения космоса в арену `звездных войн`. Кстати, в этом мы не одиноки. Нас поддерживают Китай, Канада и многие другие страны.
- И в заключение такой вопрос. Каковы перспективы развития Космических войск? - В ближайшие 5 - 6 лет мы надеемся добиться обновления практически всех ключевых элементов орбитальной группировки и существенного наращивания эффективности систем ПРН, ПРО и ККП. Причем речь идет о новых технологиях и качественных характеристиках, которые не должны уступать лучшим зарубежным образцам. Кроме того, они должны обеспечить как наращивание вклада космических систем и комплексов в эффективность боевых действий войск и систем оружия, так и парирование вновь возникающих угроз безопасности РФ.
В этом году мы начали летные испытания ряда перспективных КА. В следующем году также планируются завершение разработки и начало летных испытаний нескольких космических комплексов. Эти планы требуют поддержания и развития средств выведения космических аппаратов, повышения их возможностей и улучшения экологических характеристик. В основе этих планов - полномасштабное развитие космодрома Плесецк. На завершающем этапе находится создание космического ракетного комплекса (КРК) `Союз-2`, летные испытания которого мы недавно начали. Продолжаются работы и по строительству объектов КРК `Ангара`.
Развивается также инфраструктура одного из крупнейших космодромов мира – Байконура, который эксплуатируется в условиях аренды, определенных договором между Правительством РФ и Республикой Казахстан. Можно говорить и о перспективах космодрома Свободный, с большой долей вероятности можно утверждать, что именно он станет базовым для создания после 2010 г. КРК следующего поколения. Поэтому развитие его инфраструктуры, создание научно-технического задела для развертывания перспективных средств выведения - один из важнейших приоритетов, как и работы по модернизации систем ПРН, ПРО и ККП. В ближайшие два-три года планируем ввести в их состав целый ряд технических новшеств.
Таким образом, перспективы определены, одобрены военно-политическим руководством. Наша задача - в их планомерной и безусловной реализации.
Олег ФАЛИЧЕВ.