Эксклюзив
08 декабря 2008
2832

Общественная палата Алтайского края об `Институте Гражданского Общества в противодействии коррупции`

Заслушав и обсудив доклады, прозвучавшие на круглом столе "Институты Гражданского Общества в противодействии коррупции" в рамках научно-практического семинара "Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации", ее участники отмечают:
Законопроект "О Противодействии коррупции" внесенный президентом Д.А.Медведевым восполняет существенный правовой пробел и позволяет выйти в борьбе с этим злом на качественно новый уровень;
Введение понятия коррупции в категорию права, тем не менее, должно учитывать, что коррупция является не просто проявлением ПРЕСТУПНОСТИ, а, по сути, является системой общественных отношений, общественно-социальным явление. Именно такой системный подход позволяет наметить ряд направлений противодействия коррупции различными социальными группами.
1.
Бизнес-сообщество является наиболее мотивированным группой граждан наиболее подверженных негативному влиянию со стороны коррумпированных структур. Принцип противодействия коррупции в этой сфере направлен не столько на использование репрессий, сколько на развитие экономической свободы. Круглый стол рекомендует:
Администрации Алтайского края создать, с участием представителей общественных структур, рабочую комиссию по анализу, разработке и реализации антикоррупционных предложений и подготовке к их внесению в соответствующие законодательные акты (федеральные, краевые, муниципальные). Среди срочных мер- возобновление эффективной работу краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитие предпринимательства с активным участием и рекомендациями представителей Алтайского союза предпринимателей, других бизнес-объединений, анализ сложившейся практики аттестации рабочих мест в отношении малого бизнеса, упрощение правил по переводу жилых помещений в "нежилые", создание ясной и прозрачной процедуры отвода земельных участков под строительство с указанием сроков и ответственных лиц.
Прокуратуре Алтайского края взять под строгий контроль деятельность надзорных органов по проведению необоснованных проверок малого и среднего бизнеса и внедрить практику отмены административных наказаний по формальным поводам, не влекущим угрозы государству и обществу, жизни и здоровью людей, нарушению прав человека. Повысить эффективность работы Совета прокуратуры по защите предпринимательства, сделав заседания плановыми и систематическими. Среди срочных мер- проверка на коррупциогенность и коммерческих структур, предоставляющих консультационные, экспертные и прочие услуги, являющиеся предметом контроля надзорных органов.
Главному управлению экономики и инвестиций администрации Алтайского края совместно с объединениями предпринимателей провести глубокий анализ сложившейся практики размещения государственного заказа Алтайского края. Среди срочных мер: передача части функций уполномоченного органа профессиональным участникам сферы торгов - специализированным организациям, модернизация имеющегося регионального классификатора сайта www.gzalt.ru с обеспечением удобной система поиска и пользования, разработка проекта нормативного акта Алтайского края в сфере размещения заказов и предложений по изменению в Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-94 в части увеличения удельного веса таких критериев оценки как: функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также качество работ, услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Алтайскому краевому Законодательному собранию выйти в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой по внесению дополнений в федеральный закон о применении ККТ. Внести следующее дополнение в пункт 1 статьи 3. Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт": После слов "При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр." добавить: "Предприятия, применяющие систему налогообложения "Единый налог на вмененный доход" могут использовать любые модели контрольно-кассовой техники, отвечающие требованиям статьи 4 настоящего закона.
2.
Существенный вклад в противодействие коррупции должны внести средства массовой информации. Однако, сегодняшнее состояние российских средств массовой информации, их экономическое и правовое положение далеко не всегда объективно позволяют успешно и эффективно проводить эту работу, в том числе на региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем, у отечественной журналистики есть потенциал и достойный опыт в этой области, она в состоянии при реализации необходимых условий профессионально выполнить свои функции в противостоянии коррупции.
Учитывая особую роль средств массовой информации в борьбе с антисоциальными явлениями, необходимо предусмотреть расширение арсенала средств информационного противодействия коррупции во всех сферах общественной жизни:
1. В сфере законодательного обеспечения доступа к информации граждан, работников СМИ, освещающих важнейшие вопросы государственной политики в области экономики, политики, культуры и других областей социальной жизни:
1)не допустить ревизии Законодательства РФ О СМИ, ограничивающей права на получение полной и достоверной информации о деятельности органов власти на всех уровнях, мерах борьбы с антисоциальными явлениями и преступлениями против общества; сужения поля гласного обсуждения мер борьбы с обнародованными фактами коррупции;
2)внести в Законодательство РФ о СМИ дополнительные статьи, обеспечивающие защиту журналистов и всех представителей средств массовой информации, осуществляющих расследовательскую деятельность, обнародующих факты коррупции и антиобщественных явлений;
3)дополнить статьи Законодательства о СМИ мерами по обеспечению правового механизма защиты источников информации о фактах коррупции и иных преступлениях против общества.
2. Для обеспечения расширения доступа к информации о деятельности органов власти провести независимую юридическую экспертизу Закона о государственной службе с целью его совершенствования на предмет предотвращения самовольного ограничения, преднамеренного закрытия и утаивания информационных материалов в этой сфере:
1)предусмотреть меры ответственности государственных служащих за несанкционированное сокрытие фактов, имеющих общественное значение;
2)усилить контроль за исполнением статей, регламентирующих порядок ответа на запросы СМИ, обращения и жалобы граждан, предусмотреть меры ответственности за халатное, бюрократическое отношение к содержанию ответов на просьбы и обращения граждан, представителей общественности и официальные запросы и выступления СМИ о фактах коррупции.
3. Внести существенные изменения в принципы государственной политики в области СМИ. Для чего:
1)разработать и реализовать программу разгосударствления прессы путем постепенной трансформации государственных СМИ в общественные; незамедлительно ввести запрет на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и госструктур в уставном капитале негосударственных СМИ, изменить методы управления государственными СМИ в направлении их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;
2)создать правовую основу для становления и функционирования независимых от структур власти органов, создаваемых для быстрого и эффективного решения информационных споров по подобию Большого Жюри при Союзе Журналистов России или Общественной коллегии по жалобам на прессу;
3)провести реформы организационно-правового, экономического статуса местных СМИ - муниципальных районных, городских газет, информационных центров и телерадиокомпаний - с целью обеспечения их независимой от собственника СМИ, органов местной власти редакционной политики;
4)создать правовые механизмы невмешательства собственников СМИ в содержание информационного продукта муниципальных СМИ, в качестве экономической гарантии такого невмешательства предложить создать Общественный фонд финансирования деятельности местных СМИ, не зависящий от конъюнктуры существующей власти.
4. Для привлечения СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционной деятельности :
1)правоохранительным органам, органам региональной и местной власти целенаправленно проводить политику "локальной гласности", регулярно информировать прессу о фактах вскрытия коррупции на местах;
2)разработать и и обнародовать через СМИ индексы уровня коррумпированности, позволяющие сравнивать между собой, ведомства, муниципалитеты, регионы, решения органов власти и деятельности конкретных их представителей;
3)учредить на федеральном и региональном уровне специальные премии в области расследовательской журналистики.
5. В целях профилактики явлений коррупции в функционировании государственного механизма во всех сферах общественной жизни предусмотреть внесение соответствующих учебных курсов в элективные блоки образовательных программ учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров. Разработать методику преподавания таких курсов для различных специальностей и направлений, для чего объявить региональный конкурс по созданию учебно-методических комплексов элективных дисциплин для выпускников вузов и средних специальных учебных заведений.
3.
Существующее законодательство не достаточно использует возможности структур гражданского общества в противодействии коррупции. Реальным шагом в этом направлении мог бы стать механизм "Общественного расследования" и "Общественного контроля". В связи с этим целесообразно проявить законодательную инициативу о внесении изменений в Законы "Об общественных объединениях", в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон "Об Общественной палате" в части совершенствования механизмов общественного контроля.
4.
На противодействие коррупции должны быть направлены и политические меры: развитие принципов разделения властей, демократизация выборов. Целесообразно разработать и внедрить нормы направленные на признание преступлением таких деяний в политике как внесение тайных взносов на политические цели, внесение взносов в избирательные фонды с целью получения впоследствии государственных должностей.
5.
Учитывая, что коррупция в настоящее время носит системный характер, поэтому для достижения качественного перелома в деле борьбы с коррупцией целесообразно создать Федеральную службу Российской Федерации по противодействию коррупции (по аналогии со службой по контролю за оборотом наркотиков, либо по модели некого координирующего органа подчиняющегося напрямую президенту).

8 декабря 2008 года
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован