Заслушав и обсудив доклады, прозвучавшие на круглом столе "Институты Гражданского Общества в противодействии коррупции" в рамках научно-практического семинара "Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации", ее участники отмечают:
Законопроект "О Противодействии коррупции" внесенный президентом Д.А.Медведевым восполняет существенный правовой пробел и позволяет выйти в борьбе с этим злом на качественно новый уровень;
Введение понятия коррупции в категорию права, тем не менее, должно учитывать, что коррупция является не просто проявлением ПРЕСТУПНОСТИ, а, по сути, является системой общественных отношений, общественно-социальным явление. Именно такой системный подход позволяет наметить ряд направлений противодействия коррупции различными социальными группами.
1.
Бизнес-сообщество является наиболее мотивированным группой граждан наиболее подверженных негативному влиянию со стороны коррумпированных структур. Принцип противодействия коррупции в этой сфере направлен не столько на использование репрессий, сколько на развитие экономической свободы. Круглый стол рекомендует:
Администрации Алтайского края создать, с участием представителей общественных структур, рабочую комиссию по анализу, разработке и реализации антикоррупционных предложений и подготовке к их внесению в соответствующие законодательные акты (федеральные, краевые, муниципальные). Среди срочных мер- возобновление эффективной работу краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитие предпринимательства с активным участием и рекомендациями представителей Алтайского союза предпринимателей, других бизнес-объединений, анализ сложившейся практики аттестации рабочих мест в отношении малого бизнеса, упрощение правил по переводу жилых помещений в "нежилые", создание ясной и прозрачной процедуры отвода земельных участков под строительство с указанием сроков и ответственных лиц.
Прокуратуре Алтайского края взять под строгий контроль деятельность надзорных органов по проведению необоснованных проверок малого и среднего бизнеса и внедрить практику отмены административных наказаний по формальным поводам, не влекущим угрозы государству и обществу, жизни и здоровью людей, нарушению прав человека. Повысить эффективность работы Совета прокуратуры по защите предпринимательства, сделав заседания плановыми и систематическими. Среди срочных мер- проверка на коррупциогенность и коммерческих структур, предоставляющих консультационные, экспертные и прочие услуги, являющиеся предметом контроля надзорных органов.
Главному управлению экономики и инвестиций администрации Алтайского края совместно с объединениями предпринимателей провести глубокий анализ сложившейся практики размещения государственного заказа Алтайского края. Среди срочных мер: передача части функций уполномоченного органа профессиональным участникам сферы торгов - специализированным организациям, модернизация имеющегося регионального классификатора сайта www.gzalt.ru с обеспечением удобной система поиска и пользования, разработка проекта нормативного акта Алтайского края в сфере размещения заказов и предложений по изменению в Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-94 в части увеличения удельного веса таких критериев оценки как: функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также качество работ, услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Алтайскому краевому Законодательному собранию выйти в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой по внесению дополнений в федеральный закон о применении ККТ. Внести следующее дополнение в пункт 1 статьи 3. Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт": После слов "При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр." добавить: "Предприятия, применяющие систему налогообложения "Единый налог на вмененный доход" могут использовать любые модели контрольно-кассовой техники, отвечающие требованиям статьи 4 настоящего закона.
2.
Существенный вклад в противодействие коррупции должны внести средства массовой информации. Однако, сегодняшнее состояние российских средств массовой информации, их экономическое и правовое положение далеко не всегда объективно позволяют успешно и эффективно проводить эту работу, в том числе на региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем, у отечественной журналистики есть потенциал и достойный опыт в этой области, она в состоянии при реализации необходимых условий профессионально выполнить свои функции в противостоянии коррупции.
Учитывая особую роль средств массовой информации в борьбе с антисоциальными явлениями, необходимо предусмотреть расширение арсенала средств информационного противодействия коррупции во всех сферах общественной жизни:
1. В сфере законодательного обеспечения доступа к информации граждан, работников СМИ, освещающих важнейшие вопросы государственной политики в области экономики, политики, культуры и других областей социальной жизни:
1)не допустить ревизии Законодательства РФ О СМИ, ограничивающей права на получение полной и достоверной информации о деятельности органов власти на всех уровнях, мерах борьбы с антисоциальными явлениями и преступлениями против общества; сужения поля гласного обсуждения мер борьбы с обнародованными фактами коррупции;
2)внести в Законодательство РФ о СМИ дополнительные статьи, обеспечивающие защиту журналистов и всех представителей средств массовой информации, осуществляющих расследовательскую деятельность, обнародующих факты коррупции и антиобщественных явлений;
3)дополнить статьи Законодательства о СМИ мерами по обеспечению правового механизма защиты источников информации о фактах коррупции и иных преступлениях против общества.
2. Для обеспечения расширения доступа к информации о деятельности органов власти провести независимую юридическую экспертизу Закона о государственной службе с целью его совершенствования на предмет предотвращения самовольного ограничения, преднамеренного закрытия и утаивания информационных материалов в этой сфере:
1)предусмотреть меры ответственности государственных служащих за несанкционированное сокрытие фактов, имеющих общественное значение;
2)усилить контроль за исполнением статей, регламентирующих порядок ответа на запросы СМИ, обращения и жалобы граждан, предусмотреть меры ответственности за халатное, бюрократическое отношение к содержанию ответов на просьбы и обращения граждан, представителей общественности и официальные запросы и выступления СМИ о фактах коррупции.
3. Внести существенные изменения в принципы государственной политики в области СМИ. Для чего:
1)разработать и реализовать программу разгосударствления прессы путем постепенной трансформации государственных СМИ в общественные; незамедлительно ввести запрет на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и госструктур в уставном капитале негосударственных СМИ, изменить методы управления государственными СМИ в направлении их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;
2)создать правовую основу для становления и функционирования независимых от структур власти органов, создаваемых для быстрого и эффективного решения информационных споров по подобию Большого Жюри при Союзе Журналистов России или Общественной коллегии по жалобам на прессу;
3)провести реформы организационно-правового, экономического статуса местных СМИ - муниципальных районных, городских газет, информационных центров и телерадиокомпаний - с целью обеспечения их независимой от собственника СМИ, органов местной власти редакционной политики;
4)создать правовые механизмы невмешательства собственников СМИ в содержание информационного продукта муниципальных СМИ, в качестве экономической гарантии такого невмешательства предложить создать Общественный фонд финансирования деятельности местных СМИ, не зависящий от конъюнктуры существующей власти.
4. Для привлечения СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционной деятельности :
1)правоохранительным органам, органам региональной и местной власти целенаправленно проводить политику "локальной гласности", регулярно информировать прессу о фактах вскрытия коррупции на местах;
2)разработать и и обнародовать через СМИ индексы уровня коррумпированности, позволяющие сравнивать между собой, ведомства, муниципалитеты, регионы, решения органов власти и деятельности конкретных их представителей;
3)учредить на федеральном и региональном уровне специальные премии в области расследовательской журналистики.
5. В целях профилактики явлений коррупции в функционировании государственного механизма во всех сферах общественной жизни предусмотреть внесение соответствующих учебных курсов в элективные блоки образовательных программ учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров. Разработать методику преподавания таких курсов для различных специальностей и направлений, для чего объявить региональный конкурс по созданию учебно-методических комплексов элективных дисциплин для выпускников вузов и средних специальных учебных заведений.
3.
Существующее законодательство не достаточно использует возможности структур гражданского общества в противодействии коррупции. Реальным шагом в этом направлении мог бы стать механизм "Общественного расследования" и "Общественного контроля". В связи с этим целесообразно проявить законодательную инициативу о внесении изменений в Законы "Об общественных объединениях", в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон "Об Общественной палате" в части совершенствования механизмов общественного контроля.
4.
На противодействие коррупции должны быть направлены и политические меры: развитие принципов разделения властей, демократизация выборов. Целесообразно разработать и внедрить нормы направленные на признание преступлением таких деяний в политике как внесение тайных взносов на политические цели, внесение взносов в избирательные фонды с целью получения впоследствии государственных должностей.
5.
Учитывая, что коррупция в настоящее время носит системный характер, поэтому для достижения качественного перелома в деле борьбы с коррупцией целесообразно создать Федеральную службу Российской Федерации по противодействию коррупции (по аналогии со службой по контролю за оборотом наркотиков, либо по модели некого координирующего органа подчиняющегося напрямую президенту).
8 декабря 2008 года
www.viperson.ru