Обещания России пересмотреть программу ликвидации оружия массового уничтожения - это попытка чиновников "стимулировать" западные дотации на ее осуществление
К середине следующего года правительство обещает разработать долгосрочную комплексную программу действий по обеспечению безопасности в области нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Такое заявление сделал журналистам после состоявшегося вчера в Кремле заседания Совета безопасности (СБ) вице-премьер правительства РФ Борис Алешин. Кроме того, как сказал накануне заседания СБ заместитель секретаря СБ РФ Олег Чернов, Россия собирается пересмотреть все свои программы по уничтожению оружия массового уничтожения, предусматривающие оказание международной помощи. Причина тому - "расплывчатая" позиция Запада в части оказания России помощи при утилизации ОМУ, которую он зачастую использует как средство политического давления. Также, по словам г-на Чернова, Россия будет настаивать на снятии американских санкций с ряда российских предприятий. Однако эксперты полагают, что такие заявления носят в большей степени политический характер и призваны "стимулировать" западное финансирование программ утилизации ОМУ. Единственное, что может сделать Россия, - это перенести сроки реализации программ уничтожения, полагают эксперты.
Как заявил на вчерашнем Совете безопасности Владимир Путин, в России до сих пор не сформирована целостная система по борьбе с угрозой распространения ОМУ (традиционно к ОМУ относят ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие). Одна из ряда серьезных проблем в этой области, которые обсуждались на заседании, - существующие в России программы ликвидации ОМУ, которые чиновники собираются пересмотреть в ближайшее время. Судя по словам Олега Чернова, причина такого заявления - недостаточное финансирование программ утилизации ОМУ Западом, которые он постоянно использует в качестве "рычага давления на нашу страну". Такая ситуация приводит к тому, что Россия не в состоянии планировать долгосрочное строительство объектов по уничтожению ядерного и химического оружия, так как США, в частности, "ежегоднопересматривают свои программы оказания помощи и периодически увязывают их с теми или иными политическими моментами". Независимые эксперты признают, что подобные заявления действительно имеют под собой основания, так как США постоянно шантажируют Россию тем, что сократят обещанные дотации на утилизацию ОМУ, и пытаются под этим предлогом добиться от нее различных экономических и политических уступок. "Запад (в первую очередь США) действительно постоянно обещает нам выделить средства на утилизацию ОМУ, - сказал RBC daily эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин, - однако в итоге мы получаем гораздо меньше обещанного".
"Американцы хотят от нас слишком многого, - соглашается с мнением эксперта руководитель аппарата комитета Госдумы по международным делам Аркадий Заикин. - В частности, не стоит забывать о том, что они так до сих пор и не ратифицировали договор о всеобщем запрете ядерных испытаний, тогда как российская Госдума благополучно приняла его еще в апреле 2000 года". Хотя, как отмечают эксперты, уже на момент ратификации договор имел скорее политическое значение. Россия к тому моменту давно не проводила ядерных испытаний - сперва действовал двусторонний американо-советский мораторий на них, а затем у Москвы просто не было средств для проведения дорогостоящих экспериментов. "Запад действительно ведет себя "некультурно", постоянно пытаясь манипулировать на выдаче России финансовой помощи на утилизацию, - говорит Александр Храмчихин, - однако вряд ли Россия решится сокращать свою программу уничтожения ОМУ. Это оружие, в первую очередь химическое, гораздо опаснее для нас, чем для них. В нашей стране отсутствуют нормальные условия для его хранения, порой оно просто лежит под открытым небом. При этом значительная часть его была создана еще до второй мировой войны и находится в таком состоянии, что представляет весьма сомнительную "боевую" угрозу".
Словом, полагают аналитики, если Россия и решится пересмотреть свою программу ликвидации ОМУ, то не в части ее сокращения, а лишь в сторону удлинения сроков реализации. "В положенные (по межправительственному соглашению) сроки утилизации химического оружия, к примеру, не укладываются ни США, ни мы сами, - говорит Александр Храмчихин. - Америка не торопится это делать, оглядываясь на Россию. А России же попросту не хватает на это денег, так как она недополучает обещанную помощь Запада". Что касается заявлений Олега Чернова о пересмотре программ утилизации ОМУ, то, как пояснили RBC daily в Министерстве РФ по атомной энергии, "скорее всего, оно носит чисто политический характер". "Вряд ли наше Министерство станет инициировать пересмотр программы ликвидации ОМУ, - говорит представитель Минатома. - Мы занимаемся чисто практической работой, например, по утилизации атомных подводных лодок. В этом году из российского бюджета на эту программу было выделено порядка 2 млрд рублей, еще около 1 млрд поступило в качестве помощи от западных стран - это и США, и Норвегия, и Япония".
Единственное, по мнению экспертов, что реально могут сделать чиновники Совбеза, - это вплотную заняться под подобные разговоры вопросом снятия санкций госдепартамента США с ряда российский предприятий (из 12 предприятий, обвиненных США в сотрудничестве с Ираном в области ракетных и ядерных технологий, на настоящий момент в условиях санкций работают восемь: Московский авиационный институт, Балтийский государственный технический университет, "Главкосмос", НИИ "Графит", Российский химико-технологический университет им. Менделеева, а также три исследовательских центра - в Москве, Снежинске и Сарове). По словам Олега Чернова, "мы будем в еще более наступательном плане ставить перед американцами вопрос о снятии санкций с этих предприятий, которые, на наш взгляд, носят характер политической конъюнктуры и наносят серьезный экономический ущерб российским предприятиям". Правда, по мнению аналитиков, вопрос о снятии санкций также имеет большую политическую, нежели экономическую окраску. "Насколько мне известно, пока ни одно из вышеперечисленных предприятий не понесло серьезного экономического ущерба в результате введения американцами санкций, - говорит Александр Храмчихин, - но ставить этот вопрос на межправительственном уровне необходимо, чтобы ослабить политическое давление со стороны США".
04.12.2003
www.rbcdaily.ru