Ольга Игоревна, какова возможная реакция фондовых рынков на итоги президентских выборов в США?
Прежде всего, надо рассмотреть влияние на американский фондовый рынок.
Сегодня в США выбирают президента. Шансы кандидатов - действующего президента Дж. Буша и сенатора, кандидата от демократической партии, Дж. Керри - примерно равны. В то же время экономическая ситуация в конце первого срока президентства Дж. Буша представляется удручающей. Основные причины - затянувшийся иракский конфликт, сверхвысокие мировые цены на нефть и связанная с этим угроза новой экономической рецессии. Избиратели наиболее болезненно воспринимают рост цен на бензин и слабость рынка труда. Общее количество рабочих мест в экономике на 1-1,2 млн. ниже, чем в 2000 году, когда Дж.Буш был избран президентом. Растущий "двойной" дефицит представляет сейчас основную угрозу стабильности курса доллара, а значит, и мировых финансовых рынков, поскольку доллар является резервной валютой. Внешнеторговый дефицит в августе установил очередной рекорд - $54 млрд., за 2-й кв. 2004 г. дефицит по счету текущих операций превысил $160 млрд. Дефицит федерального бюджета за 2004 финансовый год, завершившийся 30 сентября, составил $413 млрд., что на 5,5% выше прошлогоднего результата. "Двойной" дефицит требует финансирования за счет постоянно увеличивающегося притока иностранного капитала в США, а он на самом деле сокращается. Приток частных инвестиций в США в августе вновь снизился, при этом частные инвестиции упали почти наполовину по сравнению с июлем - до $37,4 млрд., и это снижение было компенсировано лишь резким ростом вложений в американские активы со стороны центральных банков азиатских стран. В результате после длительной стагнации в конце октября равновесие на мировых валютных рынках пошатнулось - курс доллара откатился ниже $1,25/евро, и есть вероятность дальнейшего ослабления - по крайней мере, до $1,3/евро.
Разумеется, неправильно было бы все негативные результаты "списывать" на политику Дж. Буша и его окружения. К моменту его прихода к власти рецессия уже была неизбежна, и коллапс на фондовом рынке начался еще весной 2000 г. С помощью снижения налогов, наращивания бюджетных расходов и сверхнизких процентных ставок команде Дж. Буша удалось остановить рецессию. Однако структурные проблемы не решены, и усугубляются неумеренными геополитическими амбициями, что создает все новые очаги кризиса на мировых финансовых и сырьевых рынках. Америка слишком серьезно "завязла" в Ираке, и при сохранении нынешней администрации на второй срок, проблема вряд ли будет решена. Принципиально новой экономической стратегии программа Буша не предусматривает, и это ее основной недостаток.
В то же время программа демократов более конкретна. Предусматривается большая поддержка малообеспеченных слоев населения, финансирование образовательных и медицинских программ (вместо снижения "налогов для богатых", в чем обвиняют республиканцев). Именно поддержка относительно небогатых слоев населения может поддержать потребительские расходы, на которые "завязана" американская экономика. Ситуацию на рынке труда предлагается исправить за счет сокращения практики вывода производств за пределы США (путем снижения налогообложения для компаний, которые этого не делают). Дж. Керри считает размер бюджетного дефицита угрожающим, его экономическая программа предусматривает сокращение дефицита федерального бюджета за 5 лет в два раза. Скорее всего, он пересмотрит громадные бюджетные ассигнования на ВПК, а возможно, и предпринятое администрацией Буша масштабное сокращение налогов, которое оказалось более выгодно крупному бизнесу и состоятельным американцам. Одна из сильных сторон программы Керри - декларация намерения финансирования разработок новых технологий, прежде всего нацеленных на открытие и использование возобновляемых источников энергии. Кроме того, он готов идти на достаточно рискованные меры для снижения мировых цен на нефть, угрожающих американской экономике (с января 2001 г. рост составил 56%). Вчера Керри заявил о возможности размораживания стратегических запасов нефти в США в случае победы на президентских выборах.
Таким образом, победа Дж. Буша приведет, скорее всего, к дальнейшему росту мировых цен на нефть из-за консервации военных проблем в Ираке и на Ближнем Востоке. Кроме того, интересы семьи Дж. Буша и его окружения слишком тесно связаны с нефтяной отраслью. Вероятно, продолжится рост военных расходов, инвестиции в отрасли, связанные с производством продукции военного назначения. Для финансирования бюджетного дефицита ФРС придется более агрессивно повышать процентные ставки. Тем самым, в лучшей ситуации окажутся акции нефтяных компаний, оборонных компаний и предприятий, связанных с ними технологическими цепочками. Акции технологических компаний (не связанных с ВПК) могут, напротив, стать аутсайдерами, т.к. спрос на их продукцию будет сокращаться из-за общей стагнации потребительских и инвестиционных расходов, связанной с высокими ценами на энергоресурсы и высокими процентными ставками.
Победа Керри более благоприятна для акций компаний "новой экономики" (hi-tech, разработка технологий замещения нефтепродуктов), страховых, фармацевтических компаний. В то же время непонятно, насколько реалистичны планы Керри по сокращению бюджетного дефицита и удастся ли ему добиться снижения мировых цен на нефть. Проблемы американской экономики слишком тесно переплетены с ролью США как мирового лидера, а программа Керри рассматривает слишком частные вопросы.
Сразу после выборов вероятен рост мировых фондовых рынков в случае победы Дж. Буша и возможно некоторое падение в случае избрания Керри. Причина - рост неопределенности за счет прихода нового президента и новой команды. Реальную оценку экономической программы того или иного президента рынок сможет показать, скорее всего, через полгода-год после выборов.
Ну и пара слов о влиянии на российский рынок.
В краткосрочном плане для российского рынка более выгодна победа Дж. Ьуша (налаженные политические взаимоотношения, предсказуемость их развития, рекордные цены на энергоресурсы). В то же время именно во время первого президентского срока Дж. Буша выявились (и обостряются) ключевые проблемы американской экономики и мировых финансовых рынков. Если они не будут решены в следующие 4 года, ситуация может существенно осложниться.
2 ноября 2004