Ольга Игоревна, вчера падение на российском фондовом рынке приобрело панический характер. Большинство аналитиков отмечают обилие негативных факторов, и, в частности, есть предположение, что истинной причиной обвала на российском рынке стало то, что на мировом рынке закончились дешевые деньги. "Финансовые Известия" пишут, что основной игрок сейчас - ФРС США. Что стало причиной этого падения, с Вашей точки зрения, и насколько предположения о ФРС оправданы?
На самом деле, существует комплекс причин. Конечно, ожидание повышения ставок - одна из самых сильных на данный момент, но, тем не менее, мало кто ждет, что их повысят прямо сейчас, в начале мая. Скорее всего, к этому идет. Ставки будут повышаться, а ликвидность, в том числе и на нашем рынке, уже сейчас падает. Представители Центробанка говорят, что это уже не краткосрочный, а фундаментальный характер падения рублевой ликвидности. Заметно сократились остатки на банковских корсчетах, процентные ставки по однодневным межбанковским кредитам достигают 20% годовых, что не характерно для последних месяцев. Это связано с повышенным спросом на доллары, ожиданиями разворота ситуации на валютном рынке. А если деньги идут в доллары, то на фондовом рынке их остается значительно меньше.
Иностранные инвесторы, заработав на росте российского рынка почти 40% (по индексу РТС) с начала года до середины апреля, ждут, что после повышения ставок развивающиеся рынки уже не будут так интересны, как раньше, и часть инвестиционных потоков могут перенаправиться в другие регионы (в том числе в США, поскольку при повышении процентных ставок и укреплении курса доллара растет привлекательность вложений в долларовые активы). Поэтому они предпочитают зафиксировать прибыль и продают российские акции.
Вчерашнее паническое падение имеет и ряд других факторов. Во-первых, то, что цветные металлы в целом пошли вниз после соответствующих заявлений правительства Китая о том, что уже пора сдерживать перегрев экономики. Во-вторых, некоторые эмоциональные моменты, связанные с биржевыми слухами о вызове главы "Интеррос" В. Потанина на допросы в прокуратуру, возможном аресте, и так далее. Даже если эти слухи потом не подтверждаются, они все равно оказывают негативное влияние на рынок, как возможность распространения "дела ЮКОСа" на другие "олигархические" компании.
Корпоративные новости в последние дни также не добавляют оптимизма. Вчера обсуждалось решение арбитражного суда по Саяно-Шушенской ГЭС, спорные моменты ее приватизации и возможность возврата в федеральную собственность. Это событие является негативным сигналом для рынка, прежде всего как возможный прецедент деприватизации. И второе - отказ от пропорционального распределения акций создаваемых генерирующих компаний в пользу спецденежных аукционов, что означает снижение фундаментальной стоимости акций РАО ЕЭС с точки зрения возможности использования их для оплаты акций ОГК.
Из внешних факторов сейчас, скорее всего, важен американско-китайский фактор. С одной стороны, вчерашние данные по росту ВВП оказались хуже ожидаемых (4,2% вместо 5%), т.е. не такой сильный рост, как прогнозировалось. С другой стороны, инфляционное давление есть, значит, ставки, скорее всего, рано или поздно повысятся. Либо в августе, либо, возможно, в июне, что может привести к сокращению инвестиционного и потребительского спроса. Если же при этом и рост китайской экономики замедлится, то непонятно, кто будет мировой спрос поддерживать. Фактически, это может означать замедление роста мировой экономики и спроса на сырьевые товары российского экспорта (нефть, газ, металлы).
С Вашей точки зрения, как глубоко может упасть российский рынок?
Сейчас трудно что-либо прогнозировать. Многие видят техническую поддержку на уровне 600 пунктов по индексу РТС. Предыдущий уровень поддержки (650), мы прошли без всякой остановки. Наверное, сейчас 600 - очередная поддержка. В принципе, если майские праздники пройдут, и все будет более-менее спокойно, ФРС ставку не повысит и обвала на мировых рынках не произойдет, то, может быть, падение у нас приостановится и рынок консолидируется на новых уровнях. Будем смотреть: то ли покупать подешевевшие бумаги, то ли падать дальше, если все будет плохо.
А если рассматривать наиболее пессимистичный сценарий, насколько это опасно для экономики в целом, а не только для фондового рынка?
Запас прочности пока что большой. Скорее, это может сказаться вот на чем: сейчас избыток денег сказывается на сильном росте потребительских расходов, на рынке недвижимости, например. У людей денег много, куда вкладывать - непонятно, в результате происходит гипертрофированный рост в отдельных секторах. Если же люди увидят, что ситуация развернулась, доллар растет, доходы сокращаются, то, соответственно, "перегретые" сектора могут создать проблемы для экономики за счет обвального падения цен (например, на недвижимость) и потребительских расходов. Ситуация может осложниться за счет растущей доли кредитных средств в приобретении жилья и потребительских товаров, что может создать угрозу стабильности банковского сектора.
Но это самый пессимистичный сценарий, и он не настолько вероятен, чтобы сейчас легко и быстро реализоваться. Для этого нужно, либо чтобы падение было очень сильным, либо чтобы оно затянулось на длительный период.
30 апреля 2004