Ольга Игоревна, руководитель ФСФР Олег Вьюгин в ходе пресс-конференции, состоявшейся в пресс-центре "Интерфакса" рассказал об основных проблемах российского финансового сектора и об основных направлениях стратегии развития финансового рынка. По его мнению, основной проблемой является не мобилизация огромных ресурсов в стандартные инвестиционные институты, и то, что капитализация российских компаний на 70% зависит от иностранных инвестиционных фондов. При этом основных направлений развития финансового рынка, записанных в стратегии, три:
1) Модернизация инфраструктуры российского финансового рынка
2) Ускорение формирования системы институциональных инвесторов в России
3) Укрепление системы защиты прав инвесторов
Какие действия подразумевают обозначенные Вьюгиным направления, и удастся ли с их помощью решить проблемы финансового рынка, которые были отмечены в ходе пресс-конференции?
Меры, предлагаемые ФСФР, предусматривают совершенствование торговой, учетно-расчетной и клиринговой инфраструктуры фондового рынка, организацию центрального депозитария, снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынок капитала, укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов, пресечение манипулирования ценами и инсайдерской торговли, развитие рынков производных финансовых инструментов и институтов коллективных инвестиций. Еще одним ключевым направлением деятельности по развитию инфраструктуры ФСФР считает создание в России альтернативной инвестиционной биржи для получения стартового капитала венчурными и малыми компаниями, не имеющими сегодня в России возможности выхода на финансовый рынок.
В качестве целевых показателей к 2008 г. Стратегия предусматривает: увеличение отношения капитализация рынка акций / ВВП с 40% до 60%, стоимости корпоративных облигаций в обращении / ВВП - с 1,5 до 3%, чистых активов паевых инвестиционных и акционерных фондов по отношению к капитализации рынка акций - с 1 до 5%.
Доля торговых операций с российскими акциями на российских площадках должна составить не менее 70%. Ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения корпорациями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20% инвестиций в основной капитал, а с учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международных рынках капитала этот показатель достигнет уровня 35-40%.
По мнению главы ФСФР О. Вьюгина, в 2006 г. объем средств, привлеченных российскими компаниями на российском и зарубежном фондовых рынках, может составить 30% объема инвестиций в основной капитал. По его словам, в 2005 году объем инвестиций в основной капитал российских компаний составил около 100 млрд. евро, а на фондовом рынке за счет проведения первичных размещений акций, а также размещений рублевых и валютных облигаций было привлечено около $30 млрд. О. Вьюгин привел оценки ряда инвестбанков, в соответствии с которыми российские компании в 2006 г. могут провести IPO на сумму до $20 млрд. Между тем, по его мнению, быстрый рост капитализации российского фондового рынка не только экономически необоснован, но может быть опасен - соотношение капитализации российского фондового рынка к ВВП в 2005 году превысило 60%, в результате Россия опередила по этому показателю Италию и Германию, однако как считает глава ФСФР такая динамика характерна для группы "волатильных пузырей" таких, как Южная Африка или Таиланд, а "это не то, к чему мы стремимся". По мнению Вьюгина, "рынок, по всей видимости, продолжит расти, хотя и достаточно медленными темпами, для этого есть все фундаментальные основания", в частности благоприятный прогноз по ценам на нефть. По его мнению, рост фондового рынка РФ в этом году может составить порядка 10%.
Что касается конкретных законодательных инициатив, как отметил О. Вьюгин, ипотечные ценные бумаги появятся на российском рынке уже в текущем году. В ближайшее время планируется решение вопроса о диверсификации инвестирования средств накопительной части пенсий. Еще одной задачей, по словам О.Вьюгина, является разработка специального закона о противодействии использования инсайдерской информации и манипулирования ценами. О.Вьюгин также обратил внимание на необходимость введения требования по раскрытию бенефициаров в публичных компаниях при листинге на российских биржах и по введению ответственность эмитентов за достоверное и своевременное раскрытие информации.
Глава Минэкономразвития Г. Греф отметил, что объем капитализации российского фондового рынка на 15 февраля текущего года составил 604 млрд. долл. или 79% ВВП (по итогам 2005 г.), и ресурс российского фондового рынка "еще огромен", однако есть ряд проблем, сдерживающих развитие - необходимо снижение транзакционных издержек, изменение системы сертификации финансовых посредников, совершенствование механизма защиты прав собственности на бездокументарные ценные бумаги, системы учета прав собственности и решение проблемы двойных реестров, которые активно используются рейдерами.
На мой взгляд, стратегия предусматривает в целом правильный набор мер, направленных на развитие российского фондового рынка. В то же время, по моему мнению, одна из ключевых причин "оффшорного" характера российского рынка акций носит более глубокий характер, чем несовершенство инфраструктуры. Она совершенно верно сформулирована О. Вьюгиным в интервью газете "Ведомости" - "за годы рыночных преобразований в России сложилась оффшорная система владения национальными активами, при которой права собственности конечных бенефициаров выведены в юрисдикцию иностранных государств. Попросту говоря, копают, качают, пилят в России, а владеют и даже формируют прибыль на Кипре, Голландии и т. д., а оттуда Лондон ближе". Эта проблема намного серьезнее, связана с проблемами регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, и требует более комплексного решения.
Так же Вьюгин сообщил, что в настоящее время планируется создать на биржевых площадках альтернативный биржевой рынок, аналогичный лондонскому AIM.
Чем характерен Лондонский AIM, для чего он нужен нам, и с какими проблемами, возможно, придется столкнуться на пути его создания?
AIM - рынок альтернативных инвестиций - специальная секция Лондонской фондовой биржи. Наиболее удобна для IPO относительно небольших компаний. LSE стала особенно популярна для первичных размещений акций иностранных компаний после серии корпоративных скандалов в США, в результате которой был принят закон Сарбейнса - Оксли. Согласно новым правилам в США значительно повысились требования к публичным компаниям по раскрытию информации и системе внутреннего контроля, что привело к существенному росту затрат как на сам процесс IPO, так и на последующее обслуживание программ ADR. Основные преимущества AIM по сравнению со стандартным размещением на LSE - гибкие и упрощенные процедуры листинга и раскрытия информации, отсутствие требования минимальной истории существования компании, упрощенный проспект эмиссии, более низкие затраты по IPO (на 30-50%). В прошлом году 10 из 13 российских компаний, осуществивших IPO на общую сумму $4,5 млрд., состоялось на Лондонской фондовой бирже (LSE), из них 6 - в основной секции и 4 - на площадке альтернативных инвестиций (AIM).
В последнее время представители российских фондовых бирж выступили с инициативой создания внутреннего аналога лондонского AIM. Так, президент группы компаний РТС Олег Сафонов заявил, что РТС рассчитывает открыть альтернативную биржевую площадку для компаний малой и средней капитализации летом 2006 г. Идея состоит в создании биржевой площадки, на которой предприятия малой и средней капитализации или предприятия с ограниченными возможностями по раскрытию информации получили бы доступ к инвестициям. Вследствие повышенной рискованности операций для работы на новом рынке будут допущены только квалифицированные инвесторы. По его словам, создание подобной площадки обусловлено не только прямой экономической необходимостью, но и стремлением прекратить отток IPO российских эмитентов на западные рынки, а также борьбой с различными "серыми" схемами инвестирования, существующими сейчас на российском рынке акционерного капитала. ММВБ также планирует создать площадку для "инновационных и растущих компаний", однако там планируется не снижение, а повышение планки раскрытия информации.
На мой взгляд, идея создания в России стартовой площадки для IPO небольших компаний позволит снизить барьеры для массового привлечения инвестиций с использованием механизмов фондового рынка. Кроме того, спрос на подобные услуги будет обеспечиваться новыми требованиями ФСФР по размещению российскими эмитентами не менее 30% новых эмиссий на внутреннем рынке. Основные проблемы связаны с необходимостью изменения законодательства с учетом возможностей "усеченного" раскрытия информации для компаний, приходящих на альтернативную биржевую площадку. Кроме того, ограниченное раскрытие информации объективно повышает инвестиционные риски, поэтому в случае массового выхода на IPO малопрозрачных и низколиквидных эмитентов, участники рынка столкнутся с затруднениями при определении их инвестиционной привлекательности.
21 февраля 2006