Ольга Игоревна, инвесторы ожидают, что в 2006 году ФРС США и ЕЦБ как минимум два раза увеличат процентные ставки. Министры финансов из тридцати восьми стран Европы и Азии на встрече в Вене сошлись во мнении, что агрессивное повышение ставок представляет собой угрозу мировой экономике наряду с мировыми ценами на нефть, дисбалансами мировой экономики и птичьим гриппом. А с Вашей точки зрения, к каким последствиям приведет повышение процентных ставок?
Нужно отметить, что ФРС повышает ставку с 2004 года непрерывно. Причем, ужесточение денежной политики было уже достаточно существенным - со сверхнизкого уровня в 1% до 4,75% сейчас. Что касается дальнейших перспектив повышения цен для ФРС, они пока не конца понятны. Майское повышение до 5% уже заложено во все ожидания, после него ФРС может сделать паузу в июне, однако весьма вероятно, что завершение серии повышения ставок произойдет, по крайней мере, на уровне 5,25%. Это будет определяться (как утверждается в последних протоколах заседания Комитета по открытым рынкам ФРС) ситуацией с поступающими экономическими данными, прежде всего. Они стараются максимально развязать себе руки. Если раньше в заявлениях ФРС говорилось, что они проводят постепенное ужесточение "стимулирующей" денежной политики "умеренными" ("measured") темпами, то сейчас такие фразы убраны из их заявлений, а высказывания представителей ФРС достаточно противоречивы. Так, глава ФРБ Канзаса Т. Хоенига считает, что нынешний уровень ставки, возможно, близок к верхней границе "нейтрального" диапазона (в пределах которого учетная ставка уже не стимулирует инфляцию и еще не угнетает рост экономики), о снижении инфляционного давления говорят и некоторые другие представители ФРС. Однако во многих комментариях подчеркивается сохраняющееся инфляционное давление, в частности за счет высоких цен на сырьевые товары и сильного рынка труда, а это означает, что останавливаться в повышении ставок пока рано. Мы действительно ожидаем еще, как минимум, два повышения ФРС в ближайшее время.
Что касается ЕЦБ, там ситуация еще интересней, потому что до прошлого четверга были достаточно сильны на рынке ожидания, что ЕЦБ объявит об ужесточении денежной политики на фоне наметившегося оживления в европейской экономике и сохраняющегося превышения инфляцией целевого уровня - 2%. Ближайшее повышение ставки предполагалось уже в мае, а всего в течение года 3-4 повышения. Однако выступление главы ЕЦБ Трише оказалось весьма осторожным, он отметил, что мнение ЕЦБ по поводу майского повышения не совпадает с мнением рынка. Тем не менее, скорее всего, до конца года пройдет несколько повышений ставки ЕЦБ, начавшего ужесточение денежной политики в декабре 2005 года впервые за последние 5 лет. Ожидается, что ЕЦБ может повысить ставку, как минимум, до 3% на конец года, а нейтральным управляющие ЕЦБ считают уровень в 3,5%. Кроме того, 9 марта Банк Японии объявил об окончании ультрамягкой денежной политики. Пока они ставку не повышают, а сокращают количество денег в банковской системе страны, но, по различным оценкам, ставка может начать повышаться с третьего квартала.
Все это означает, что постепенно в глобальной экономике может закончиться период "дешевых денег", которые поддерживали спрос на финансовые активы, в частности, на активы развивающихся рынков. Этот спрос в последнее время был очень высок на фоне избыточной ликвидности. По данным Emerging Portfolio Fund Research, с начала года по 29 марта инвестфонды акций развивающихся рынков получили $23,3 млрд, в то время как за весь прошлый рекордный год - $20,3 млрд, при этом приток средств в фонды, инвестирующие в акции компаний Бразилии, России, Индии и Китая составил в 1-м кв. 2006 г. $10,3 млрд.
Пока резкого снижения ликвидности не происходит, несмотря на то, что ФРС уже длительное время повышает ставки. Однако одновременное повышение ставок тремя ведущими мировыми Центробанками может несколько сместить ситуацию, сократив приток инвестиционных ресурсов на развивающиеся рынки. Умеренное повышение ставок странами G-3 может лишь несколько притормозить рост мировой экономики и тогда никаких катастрофических последствий не произойдет.
Однако не факт, что ФРС сможет остановиться на следующих двух повышениях ставки, чтобы не допустить оттока части капиталов из американских активов в ставшие более интересными вследствие повышения ставок в ЕЦБ и Японии европейские и азиатские. Это было бы весьма неприятно для США, с учетом их рекордного внешнеторгового дефицита, финансируемого за счет притока иностранных инвестиций, Поэтому, возможно, ФРС придется идти дальше именно на фоне этой конкурентной борьбы, конкурентной гонки процентных ставок с другими странами G-3. Если же начнется значительный рост доходности облигаций США, ЕС, а впоследствии, возможно, и Японии, это может ухудшить условия для рефинансирования заимствований эмитентами из стран с развивающимися рынками, возрастет премия за риск инвестирования, что может привести к оттоку части горячих капиталов, который пришли туда на фоне эпохи "дешевых денег".
Кроме того, опасения замедления роста мировой экономики вследствие повышения процентных ставок могут привести к ослаблению спроса на сырьевые ресурсы (нефть и металлы), что может снизить доходы от российского экспорта. Поэтому политика центробанков ведущих развитых стран в сочетании с общими тенденциями в мировой экономике представляет определенные риски для развивающихся рынков вообще и для России в частности.
11 апреля 2006