08 июля 2004
1417

Ольга Беленькая: Пока заявления представителей Правительства носят в основном декларативный характер

Ольга Игоревна, вчера одной из главных тем совещания Президента с членами правительства стала ситуация на фондовом рынке. Герман Греф высказал мнение, что российский фондовый рынок прежде всего реагирует на изменения в правительстве, а вот Олег Вьюгин назвал три другие причины нестабильности российского фондового рынка: изменение валютной политики Центрального Банка, ожидание повышения ставок ФРС США и, наконец, дело ЮКОСа. При этом Вьюгин подчеркнул, что золотой век российских акций прошел, и начинаются структурные преобразования, поскольку физический объем акций на рынке не растет, а растет только их курс. С вашей точки зрения, насколько адекватно представление власти о российском фондовом рынке и что подразумевается под структурными преобразованиями?

Я считаю, что Вьюгин достаточно адекватно оценивает ситуацию. Еще один из внутренних факторов - проблема с банковской ликвидностью, которая возникла в последнее время. То, что возник такой банковский мини- кризис, создало дополнительную проблему и на фондовом рынке. Три основные проблемы он обозначил достаточно правильно. Можно сказать, что такого роста, какой был в начале года, в ближайшее время ожидать трудно. Нужно принимать во внимание и наиболее существенные внешние факторы - ожидания того, как будут себя вести мировые фондовые рынки, в частности, как поведет себя Федеральная резервная система 30 июня, а затем - насколько в августе будет ужесточаться денежная политика и как это повлияет на мировые фондовые рынки. Эти ожидания достаточно тревожные, прежде всего с точки зрения предполагаемого оттока средств с emerging markets при условии значительного повышения процентных ставок ФРС.
Что касается дела ЮКОСа, здесь наметилось какое-то смягчение ситуации, переговоры с правительством. Возможна реструктуризация налоговых обязательств, избавление от угрозы банкротства, воспринимавшейся в последнее время инвесторами уже почти как неизбежность. То, что представители государства готовы об этом разговаривать, - уже хорошо.
Теперь - относительно структурных изменений, о которых говорил О. Вьюгин. Возможно, имелось в виду, что качество нашего фондового рынка оставляет желать лучшего, потому что фактически он представлен несколькими фишками, которые сами по себе достаточно ликвидны, обращаются на западных площадках, но более 60% суммарной капитализации акций, входящих в индекс РТС, приходится на 5 компаний (РАО ЕЭС, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, ЮКОС, Норникель). По словам О. Вьюгина, около 80% общего оборота торгов российскими акциями в настоящее время сосредоточено на иностранных торговых площадках, прежде всего на Лондонской фондовой бирже. Крупнейшая американская система внебиржевой торговли акциями NASDAQ намерена активно привлекать российских эмитентов. Российский фондовый рынок слабо связано с реальным сектором и не выполняет свою ключевую функцию - привлечение инвестиционных ресурсов для основной массы предприятий. Для полноценного рынка акций значительно большая доля капитализации должна приходиться на множество мелких и средних компаний, в том числе и из тех секторов, которые пока вообще не представлены, или представлены слабо (сфера услуг (помимо телекоммуникаций), строительство, hi-tech). Если бы распределение капитализации и объемов торгов было бы более равномерным по компаниям и отраслям экономики, это придало бы большую устойчивость фондовому рынку.

Когда у нас власть говорит о структурных преобразованиях - подразумевается, что она собирается что-то делать, проводить какую-то реформу. В данном случае не совсем понятно, как это можно осуществить.

Да, действительно, не совсем понятно. О структурных преобразованиях говорят уже давно. Впечатление такое, что единой позиции по этому вопросу пока нет. То, что у нас сейчас произошло в банковском секторе, выглядит довольно странно, потому что в отсутствие реальных предпосылок для кризиса какие-то туманно упомянутые, но не озвученные списки проблемных банков спровоцировали кризис доверия между банками и заметное ухудшение ситуации с банковской ликвидностью. Банки на этом фоне опасаются оттока средств вкладчиков, что может создать угрозу стабильности для вполне жизнеспособных финансовых институтов.

Процесс прихода на фондовый рынок этих новых компаний из других секторов должен быть естественным и повлиять на него никак невозможно, либо власть может что-то сделать?

Конечно, может сделать: она создает регулирующие нормы, которые может упростить, усложнить, сделать более или менее жесткими требования по раскрытию информации, структуры собственности и т.д. Это от нее зависит. Кроме того, будут ли у нас первичные размещения - во многом зависит и от денежной политики страны, от того, смогут ли компании (как сейчас) легко привлекать заемные средства. Если смогут, то проводить IPO не очень интересно, потому что это требует раскрытия большого объема информации, возможных проблем с будущими миноритарными акционерами, и нет гарантии, что удастся разместить свои бумаги по выгодному курсу. Если же процентные ставки заметно пойдут вверх, заимствование на рынке корпоративных облигаций затруднится (что сейчас происходит), и возможно, что этот процесс еще более активизируется. Еще один негатив от дела ЮКОСа состоит в том, что компании сейчас избегают раскрывать информацию о себе и о своих владельцах. В условиях низколиквидного российского фондового рынка и обострения проблем с правами собственности переход к массовым IPO пока представляется маловероятным.

А мнение Грефа о том, что фондовый рынок реагирует на изменения в Правительстве, - это действительно так, или практикой это не подтверждается?

Я бы с этим не согласилась. Реагируют не на изменения в Правительстве - реагируют на некие программные заявления. Допустим, правительство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа. Рынок на это отреагировал 30-процентным ростом.

Но это не Правительство заявило, а Президент.

Да, не Правительство. Что касается решений Правительства, пока каких-то внятных решений не было. По той же электроэнергетике - 25 июня на Совете директоров РАО ЕЭС должно приниматься решение по механизмам продаж на аукционах акций оптовых генерирующих компаний (ОГК). Для принятия решения требуется директива Правительства представителям государства в совете директоров, которая не принимается уже несколько месяцев. На сегодняшний момент вопрос формирования ОГК - это основная проблемная точка, которая задерживает дальнейшее проведение плана реформ. Осталось несколько дней. Сейчас Чубайс говорит, что проект директивы внесен в Правительство, а Правительство говорит, что никакого решения не принято. В результате участники рынка не уверены, что вопрос по ОГК удастся решить 25 июня, на последнем до годового собрания заседании совета директоров РАО ЕЭС. Может, если бы принимались какие-то стратегические решения, рынок бы на них и реагировал, но пока таких решений нет. Пока заявления представителей Правительства носят в основном декларативный характер.

22 июня 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован