Ольга Игоревна, МВФ повысил прогнозируемый рост уровня экономики РФ на 2006г. На 0.8% - до 6% и на 2007 - до 5,8%. С чем связано такое изменение прогноза, что могло стать причиной или причинами, и какой уровень экономики, на ваш взгляд, должен быть согласно текущим тенденциям?
19 апреля МВФ опубликовал полугодовой прогноз развития мировой экономики (World Economic Outlook) на 2006-2007 гг. В частности, для России прогноз темпов роста ВВП повышен в 2006 г. с 5,3% до 6,0%, что связано с ускорением роста российской экономики после слабого старта начала 2005 г. Новые прогнозы МВФ, на наш взгляд, более объективно отражают текущую ситуацию в российской экономике и достаточно близки к последним прогнозам МЭРТ.
2004
2005
2006
2007
прогноз МВФ, апрель 2006 г.
прогноз МВФ, сентябрь 2005 г.
прогноз МЭРТ
прогноз МВФ
прогноз МЭРТ
ВВП, темп роста, %
7,2
6,4
6,0
5,3
6,0
5,8
5,7
Инфляция (среднегодовая), %
10,9
12,6
10,4
10,7
8-9* (средне год. - 9,7%)
9,5
6-7,5%* (среднегод. 7,7%)
Профицит счета текущих операций, % ВВП
9,9
11,3
11,8
13,0
-
9,5
-
* декабрь/декабрю
В обзоре и комментариях представителей МВФ на пресс-конференции утверждается, что рост экономики стран СНГ замедлился в 2005 г., и для России это связано с ухудшением динамики энергетического сектора, что привело к снижению темпов роста экспорта. Основным драйвером роста российской экономики эксперты МВФ называют потребительский бум на фоне увеличения зарплат, пенсий и увеличения доступности банковских кредитов для населения. Вместе с тем, отмечается слабость инвестиционной активности. Так, отношение инвестиций к ВВП в 2005 г. в среднем по СНГ и для России было менее 21%, что ниже значения показателя для других развивающихся рынков. Поэтому у МВФ сохраняются опасения, что российская экономика может столкнуться с ограничением роста со стороны производственных мощностей. По мнению экспертов МВФ, проблема слабости инвестиций частично объясняется недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, т.е. государству рекомендуется уделять больше внимания защите частной собственности и доверию со стороны частного бизнеса.
Традиционно, МВФ уделил особое внимание проблеме инфляции в России. Как отмечается в обзоре, рост зарплат в реальном выражении превышает темп роста производительности труда, а инфляция (среднегодовая) превышает 11%. По мнению Фонда, маловероятно, что ЦБ РФ сможет удержать инфляцию в 2006 г. в рамках официального прогноза (8,5%) без более резкого укрепления номинального курса рубля. Опять же традиционно, МВФ призывает не допускать смягчения фискальной политики в фазе подъема экономики и ужесточить денежно-кредитную политику. В очередной раз говорится о необходимости "структурных реформ" для повышения производительности в несырьевых секторах с тем, чтобы они могли выдержать усиление конкурентного давления из-за укрепления курса национальной валюты.
На наш взгляд, комментарии МВФ достаточно верно отражают ключевые риски российской экономики - "проедание" нефтяных доходов без создания устойчивого фундамента для развития страны в будущем. Хотя о "проедании" можно говорить весьма условно, учитывая огромную дифференциацию доходов и жизненного уровня различных групп населения - так, упомянутое в обзоре повышение зарплат и пенсий для наименее обеспеченных групп населения зачастую даже не компенсирует их потери от роста стоимости жизни.
Таким образом, основные текущие проблемы российской экономики - замедление роста в промышленности и недостаточная инвестиционная активность. Обзор МВФ частично перекликается с опубликованным недавно докладом Всемирного Банка об экономике России, в котором ВБ прогнозирует снижения темпов роста промпроизводства в РФ в 2006 году. По мнению ВБ, рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции сконцентрированы в нефтегазовом секторе. В докладе ВБ также отмечается, что значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России, однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторов (усиление конкуренции с импортом за счет укрепления рубля).
Об этом же говорит и статистика - по итогам 2005 г. темпы роста российской экономики замедлились до 6,4% по сравнению с 2003-2004 гг. (7,2-7,3%), в наибольшей степени ухудшилась динамика в промышленности (с 6,1-7% в 2003-2004 гг. до 4,0% в 2005 г.). В 1-м квартале 2006 г. темпы роста экономики, промпроизводства и инвестиций существенно замедлились - рост промпроизводства в России в I квартале 2006 года составил 3,0% к аналогичному периоду 2005 года, при этом, по словам главы МЭРТ Г. Грефа, лишь в марте темпы роста вышли на приемлемый уровень (4,1% по отношению к марту 2005 года), а "первые два месяца по конъюнктуре были очень тяжелыми". Ключевым негативным фактором для сырьевых секторов стали стагнация добычи и физических объемов экспорта нефти и газа при сокращении инвестиций, а для обрабатывающих секторов - растущая конкуренция с импортом на фоне укрепления реального курса рубля и увеличения доходов населения, предпочтения которого формируются в пользу более качественной импортной продукции - наиболее отчетливо эта тенденция проявилась на примере автопрома. Министр финансов А. Кудрин признает, что темпы роста инвестиций в основной капитал должны быть, как минимум, в 1,5 раза выше существующих для преодоления негативных тенденций в экономике.
По нашему мнению, проблема бизнес-климата - прежде всего, речь идет о предсказуемости применения законодательных норм и налогового администрирования - действительно, существенно ограничивает инвестиционную активность. Ситуация с защитой прав иностранных инвесторов улучшается более активно, чем с обеспечением предсказуемых "правил игры" для российского бизнеса. За последний год риски массового пересмотра итогов приватизации несколько снизились, государство продемонстрировало, что в случае принятия решение о выкупе активов он будет проводиться на выгодных для крупного бизнеса условиях. Тем не менее, для малого и среднего бизнеса зависимость от налогового администрирования и произвола чиновников остается очень высокой. Нередко представители бизнеса говорят и о рисках передела собственности с участием налоговых и правоохранительных органов. Высокий уровень бизнес-рисков ослабляет экономическую и инвестиционную активность.
Еще одна ключевая проблема - недостаточный доступ российских предприятий к инвестиционным ресурсам. По данным Росстата, по-прежнему основной источник финансирования капвложений - собственные средства предприятий. Лишь 7-8% инвестиционных ресурсов приходятся на банковские кредиты и крайне незначительная доля - на средства, привлеченные на фондовом рынке. Таким образом, банковская система работает сейчас на финансирование потребления через кредиты населению, но выигрывают от потребительского бума в наибольшей степени иностранные производители, строители и торговые сети (и, конечно, сами банки). В этих условиях, на наш взгляд, нужно не ужесточать денежную политику, а формировать механизмы трансмиссии (через банковский сектор) нефтяных доходов страны в доступные долгосрочные ресурсы для производственных и инфраструктурных инвестиций. Это позволит повысить конкурентоспособность российских предприятий, сократить дисбаланс потребительского спроса и предложения отечественных товаров на внутреннем рынке и, тем самым, ослабить основной фактор инфляционного давления, которое так беспокоит наше правительство и МВФ.
21 апреля 2006