08 мая 2005
2042

Ольга Беленькая: В наступающем году ключевым вопросом для инвесторов станет гарантия защиты

Ольга Игоревна, каковы итоги прошедшего года, и что ждет российский фондовый рынок в наступающем 2005 году?

На первый взгляд, исходя из динамики индекса РТС, можно сделать вывод, что 2004 г. был потерян для российского фондового рынка. Действительно, на закрытие торгов 17 декабря значение основного индикатора российского рынка акций составило примерно 555 пунктов, что на 2% ниже закрытия на 31.12.2003 г. А ведь еще в первом квартале уходящего года российские акции пользовались огромным спросом, в том числе среди западных инвесторов! В апреле индекс РТС достиг исторического максимума (около 780 пунктов), и прогнозы 1000 п. на конец года мало кого удивляли... Итог представляется довольно удручающим на фоне сверхблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, относительно стабильной ситуации на мировых финансовых рынках, стремительного роста бюджетных поступлений и золотовалютных резервов, присвоения России инвестиционного суверенного рейтинга ведущими международными агентствами - Moody"s и Fitch. Статданные о торможении темпов роста инвестиций и экономики в целом (впервые за много лет Минэкономразвития снизило официальные прогнозы роста ВВП в 2004-2005 гг.) также свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в деловой активности.

Более глубокий анализ показывает, что ситуация не столь однозначна даже для нескольких наиболее ликвидных российских бумаг. Фактическое банкротство Юкоса, безусловно, стало основным негативным фактором для рынка в целом. К концу года последовали новые налоговые претензии за прошлые годы и к другим известным компаниям, что было воспринято западными инвесторами как ухудшение бизнес-климата и привело к волне продаж российских акций. Однако при драматическом (в 14 раз!) падении акций Юкоса нельзя не отметить впечатляющий рост котировок Газпрома (практически в 2 раза), Мосэнерго (+122%), Сбербанка (+69%). Акции Норникеля подешевели (более, чем на 25%), умеренно (14-15%) выросли Лукойл и Сургутнефтегаз. Таким образом, рынок четко изменяет приоритеты инвестиционной привлекательности от частных ("олигархических") компаний в пользу компаний, где стратегическим инвестором является государство. Прежде всего, с госкомпаниями связывается минимальный уровень приватизационных и налоговых рисков.

Позитивным фактором является существенное расширение российского фондового рынка в 2004 г., рост спроса на менее ликвидные акции "второго" и последующих эшелонов. В частности, стратегические инвесторы связывали большие надежды с реформированием электроэнергетики и продолжали скупать акции региональных АО-энерго в расчете на получение в будущем крупных пакетов в капитале укрупненных энергокомпаний, специализированных по видам бизнеса. Несмотря на "пробуксовки", реформирование электроэнергетики продвигается достаточно успешно, по крайней мере, на институциональном уровне, в то время как, например, реформа газовой отрасли по сути еще не начиналась.

В наступающем году ключевым вопросом для инвесторов на российском фондовом рынке, вероятно, станет гарантия защиты прав собственности (в том числе, будут ли признаны законными приватизационные сделки 90-х гг. и возможные последствия при возникновении претензий к ним со стороны государства). Значимость этого вопроса связана с тем фактом, что ряд крупнейших российских публичных компаний приватизировался по схеме залоговых аукционов.

В случае, если опасения инвесторов относительно ухудшения бизнес-климата в России окажутся преувеличенными, можно ожидать постепенного восстановления фондового рынка. Ожидается сохранение высоких мировых цен на нефть, газ и металлы; умеренное повышение процентных ставок ФРС и продолжение постепенного ослабления доллара к мировым валютам. Все это должно поддержать рост российской экономики и относительно высокую инвестиционную привлекательность emerging markets.

Факторами роста для российского рынка могут стать присвоение инвестиционного рейтинга последним из тройки международных рейтинговых агентств (S&P), давно ожидаемая либерализация рынка акций Газпрома и реформа электроэнергетики с формированием укрупненных межрегиональных генерирующих и распределительных энергокомпаний (ОГК, ТГК, МРСК).

Стоит подробнее остановиться на реформе электроэнергетики, поскольку 2005 г. должен стать ключевым для реструктуризации отраслевых компаний. На этом этапе произойдет окончательное дробление существующих АО-энерго на несколько более мелких компаний (генерация, распределение, сбыт, магистральные сети, управляющая компания). Так, сразу после Нового года пройдет госрегистрация новых компаний, выделенных из ряда АО-энерго. При этом бренд и тикер каждого АО-энерго перейдет лишь к одной из сформированных на его базе компаний (как правило, к распредсетевой), а акции остальных некоторое время не будут допущены к обращению. Это приведет к неизбежной временной потере ликвидности акций реформируемых компаний. Зато впоследствии, к концу 2005-2006 гг. произойдет объединение мелких специализированных по видам бизнеса энергокомпаний в крупные межрегиональные холдинги, и их инвестиционная привлекательность должна существенно возрасти за счет синергетического эффекта и высокой ликвидности. Неким аналогом можно считать реформирование региональных телекомов с формированием укрупненных межрегиональных операторов связи.

20 декабря 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован