25 февраля 2005
2373

Ольга Еремеева: Coca-Cola наливается соком

Четверть российского рынка соков скоро может перейти под контроль Coca-Cola. Как стало известно Ведомостям, она почти договорилась купить компанию Мултон.
Мултон основан в 1995 г. в Санкт-Петербурге. Производит соки под марками Rich, Nico и Добрый и владеет двумя заводами - в подмосковном Щелкове и Санкт-Петербурге - мощностью 740 млн л сока в год. По данным агентства Бизнес Аналитика, Мултон в октябре 2004 г. занимал 25,6% рынка соков, уступая лишь холдингу Лебедянский. По данным Мултона, в 2004 г. его оборот составил $330 млн. В России Coca-Cola Company, оборот которой превышает $22 млрд, владеет 11 заводами по выпуску газировки. Только на заводе Троя-Ультра под Питером Coca-Cola разливает сок Minute Maid для русского Макдоналдса. Объем бизнеса в России компания не раскрывает.

О том, чтобы разбавить газировку соками, Coca-Cola задумалась два года назад, когда впервые приценивалась к Мултону, рассказывал Ведомостям сотрудник российского инвестбанка. Тогда, по его сведениям, корпорация осталась недовольна ценой. Но интерес к Мултону у нее не пропал: на прошлой неделе топ-менеджер крупной соковой компании рассказал Ведомостям, что стороны близки к завершению сделки. Об этом слышали крупные инвестбанкиры и сотрудники конкурентов Мултона.

Источник в российском подразделении Coca-Cola ждет объявления о сделке в ближайшие недели. По его данным, речь идет о покупке 100% акций Мултона. Источник, знакомый с ходом переговоров, также подтвердил факт переговоров, отказавшись назвать сумму сделки и размер пакета. Чиновник Федеральной антимонопольной службы сообщил Ведомостям, что сейчас его ведомство рассматривает обращение Coca-Cola по покупке контрольного пакета Мултона. Оснований для неодобрения этой сделки мы не видим, - добавил он.

Представитель Coca-Cola Владимир Кравцов информацию о сделке не подтвердил, но и не опроверг. Поговорить с офисом Coca-Cola в Атланте вчера не удалось. Но накануне глава совета директоров и гендиректор международной Coca-Cola Невилл Изделл заявил аналитикам, что компания займется приобретением в Бразилии, Индии, России и Китае, и назвал сферу инвестиций - соки, питьевая вода и энергетические напитки, передает Dow Jones.

Гендиректор Мултона Александр Критский не отрицает факта переговоров с Coca-Cola, но говорит, что сделки не было. Мы ведем переговоры с несколькими потенциальными инвесторами уже два года, в том числе и с Coca-Cola. В ближайший месяц объявлений о продаже компании не ждите, - уверяет он. Консультантом Мултона выступает Объединенная финансовая группа, где от комментариев отказались.

Об акционерах Мултона известно немного. По данным регистрационной палаты Санкт-Петербурга за 2000 г., владельцами ЗАО Мултон выступали Дмитрий Коржев - 38%, Дмитрий Троицкий - 38%, Юрий Пилипенко - 19% и некое ЗАО Нева-Русь - 5%. Критский утверждает, что состав учредителей компании не менялся с момента ее основания. Сделка по продаже Мултона превратит его владельцев в мультимиллионеров. По оценке аналитика Альфа-банка Александра Свинова, компания стоит около $500 млн. Марат Ибрагимов из УралСиба оценивает Мултон в $600-650 млн, контрольный пакет компании - в $300-350 млн.

Российский рынок соков - последний сектор потребительского рынка, где иностранные производители представлены слабо. Основной конкурент Coca-Cola - компания PepsiCo разливает свою марку Tropicana на мощностях завода Нидан. Рынок созрел для прихода стратегических инвесторов, и все производители понимают, что это произойдет скоро, - говорит исполнительный директор группы компаний Нидан Ольга Еремеева. Купив Мултон, Coca-Cola разом получила бы четверть сокового рынка России. Мощная сеть дистрибьюторов даст корпорации серьезное преимущество перед конкурентами, ждет Ибрагимов. Но и им сделка принесет пользу: после нее интерес к рынку со стороны транснациональных корпораций к России резко возрастет, думает эксперт. Это было бы на руку Лебедянскому, который до лета планирует разместить на бирже 15% акций. Те же планы и у Нидана.

Совладелец Вимм-Билль-Данна Давид Якобашвили усиления конкуренции не боится. Мы и так довольно жестко конкурируем, куда же еще, - рассуждает он. С ним согласен и глава российского отделения соковой компании Eckes-Granini Ральф Вендланд. Я не слышал о крупных успехах Coca-Cola в соках за пределами США, за исключением разве что Чехии, - добавляет он. Представители PepsiCo отказались от комментариев.


Ведомости

25.02.2005

www.sostav.ru

Антон Сарайкин, Екатерина Кудашкина
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован