Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
12 августа 2024
571

Опыт проведения СВО на Украине и стратегическое планирование в России: предварительные выводы

Опыт проведения СВО на Украине для всего процесса СП в России, но особенно в области военной политики, бесценен. Не только потому, что любое военное столкновение немедленно показывает все недостатки политики, военного искусства и планирования, но и потому, что субъективная специфика СП в России немедленно почувствовала на себе эти недостатки[1]. Прежде всего, для организации ВС и ОПК РФ[2]. Уже самые первые недели СВО дали огромный материал для корректив в планировании, но в целом даже через год можно сделать вывод о том, что фактические изменения во всех областях военного искусства, ВВСТ и планирования происходят самые радикальные, хотя далеко не всегда они находят свое закрепление[3].

Основная роль в ходе СВО в первые шесть месяцев принадлежала силам и средствам ПРО-ПВО, которые в целом на Украине с самого начала решили задачу массового подавления, хотя «очаги» сопротивления украинской ПВО и ВВС сохранялись очень долго на отдельных участках благодаря зарубежным поставкам. В дальнейшем во всё большей степени внимание сосредотачивалось на «пехоте», тех штурмовых подразделений, которых объективно не хватало и которые с трудом компенсировались ополченцами Донбасса и контрактниками Сухопутных сил России. В итоге это привело к «частичной мобилизации» в сентябре 2022 года.

По отдельности комплексы ПВО достаточно уязвимы. Именно поэтому советская школа подразумевает эшелонированную систему. Сейчас, в ВС РФ она представляет собой совместную работу систем С-300\400\500, Тор, Бук, Панцирь. С по-возможности объединённой информацией и целеуказанием РЛС. Применение ракет HARM, которые были уже давно разработаны для борьбы с РЛС – и недавно применялись на Украине – результата не дали. Таким образом быстро подавить и уничтожить эшелонированную систему ПВО – реальная проблема. Как минимум для этого требуется предварительно выявить месторасположение пусковых комплексов и РЛС. На начало СВО система ПВО была подавлена именно так.

У ВСУ такой полноценной системы уже нет. Как итог мы наблюдаем ситуации с постоянными прилётами крылатых ракет по объектам на территории Украины. Плюс во время непосредственных боевых действий ВКС РФ относительно свободно уничтожает технику и бойцов противника. Каких-то особых поставок вооружения для защиты от этого им не было предоставлено. Собственной авиации для прямой защиты от авиаударов у них тоже практически нет. То есть наземная составляющая ВСУ постоянно находится в стрессе от применения ВКС РФ[4].

Единственно о чём можно говорить – это вопросы реального применения. По проведению операции видно то, что генштаб ВС РФ откровенно не стремится наносить полноценное поражение противнику. Но это уже вопросы совсем другого уровня. В текущем виде ВСУ могут организовывать наземные операции, во время проведения которых наступающие успешно уничтожаются в больших количествах именно работой ВКС. Когда говорится про "успешное замещение" выбывающей техники – то тут вопрос один, про логистику этого "успешного замещения". В каких-то количествах, в рамках большого города и его снабжения фурами – привезти можно. Но это совсем не темпы поставок открытыми военными колоннами. И без полноценного вмешательства войска "западных партнёров" ВСУ откровенно обречены.   

Именно этому в первую очередь были обязаны успехи украинского наступления в сентябре 2022 года: если отход ВС РФ из киевской и сумской области можно было объяснить политическими причинами, то провал системы обороны в Харьковской области – не только разительной разницей в соотношении сил, но и очевидными провалами в военном планировании.

Следующий вопрос, возникающий при анализе опыта СВО на Украине и вообще любого опыта: какое оружие оказалось не нужным и какие приемы военного искусства бесполезными. Как точно ответил один из экспертов – никакие. Даже «стрелковка» времён Великой Отечественной востребована, как говорили, « попробуй отбери у снайперов ЛДНР легендарные «мосинки» с хорошими современными прицелами». Парни о СВД слышать не хотят, распробовав точность и надёжность прадедовых трёхлинеек. Вопрос не в самом оружии, в правильном применении, уместности того или иного образца в решении конкретных задач.

Что выявила Спецоперация? Лютую солянку высокотехнологичных систем вооружений с архаичными и давно забытыми. Как оказалось – незаслуженно. Поскольку военная наука штука строгая, нужно не забывать её методологию: конкретные типы оружия разрабатываются под определённую концепцию ведения боевых действий. Замысел воплощён в методику, а она – в железо. Остальное... тактика.

Вместе с тем, стало ясно, что постоянная подготовка личного состава и переподготовка резервистов имеет огромное значение. «Реформы А. Сердюкова»  практически развалили систему военкоматов, переподготовки и кадрированные части в России, что (вместе с переходом на контрактную основу и ориентацией на «локальные военные конфликты») привело к острой нехватке в численности Сухопутных сил.

Этот аспект, кстати, учитывается в ВС США, где существовали специальные «бригады» по подготовке и переподготовке военнослужащих самых разных стран практически во всех регионах планеты. Так, в 2017 году армейская «бригада помощи силам безопасности» начала работу по консультированию и обучению иностранных вооруженных сил, что укрепляет отношения США с иностранными государствами в условиях нарастающей прямой конкуренции с Китаем или Россией . В настоящее время в службе есть шесть бригад помощи силам безопасности, каждая из которых ориентирована на регион, за исключением глобальной национальной гвардии SFAB. Советники из SFAB обучают силы партнеров маневрированию на поле боя, артиллерии, инженерному делу и логистике. Размещенный в Форт-Карсоне, штат Колорадо, 4-й SFAB начал операции в Европе в октябре прошлого года. В настоящее время у него 19 команд в 10 странах Европы: Латвия, Польша, Болгария, Албания, Грузия, Словакия, Северная Македония, Венгрия, Румыния и «эпизодические» визиты в Финляндию. Аналогичная система сложилась специально для Индо-Тихоокеанского региона, где подобная помощь оказывается более 10 государствам[5].

Неожиданно пришлось столкнуться с «окопной войной». Не лёгкими полевыми укреплениями, а как положено, образца 1918-го года. С элементами более продвинутых сооружений. Прекрасная защита для пехоты и техники от массовой артиллерии и авиации. А когда они тянутся на сотни километров, спрутом опоясывая опорные пункты, прорезая все лесополосы и населённые пункты, становится понятно: прежние нормативы расхода снарядов и ракет РСЗО стали недостаточными.

Хорошо, когда есть неисчерпаемые запасы БК ещё советских времён, но износ стволов никто не отменял, а это уже дорого, трудоёмко и логистически неудобно. Какой выход напрашивается? Правильно, боеприпас должен становиться не болванкой, а «умным» изделием. Корректируемым, с программируемым подрывом при пролёте над окопами/укрытиями. Один выстрел – одна цель. Дорого? А на круг всё равно выйдет дешевле по эффективности, незачем будет таскать из глубин страны сотни тонн снарядов и менять раз в неделю стволы. Барражирующие боеприпасы, беспилотники-«камикадзе» и даже малые дроны, сбрасывающие миномётные боеприпасы и гранаты, тоже неплохо себя зарекомендовали. А это значит, привычная буксируемая артиллерия тоже стала уязвима, все крупнокалиберные гаубицы и пушки сегодня ведут себя очень нервно, не как подобает степенному «богу войны». На огромных скоростях батареи выскакивают на позиции, проводят развёртывание и успевают сделать несколько залпов, чтобы на ещё большем форсаже свернуться и бежать куда глаза глядят.

Причина подобного поведения понятна: насыщение порядков пехоты контрбатарейными РЛС, современными средствами связи, беспилотниками и высокоточными боеприпасами делают жизнь буксируемых орудий очень рискованной. Концепция самоходных систем на колёсном и гусеничном шасси, имеющих броню и покидающих позицию буквально за минуты, – окончательно победила, как и предвидели во времена СССР.

Есть ли будущее у буксируемых гаубиц и пушек? Как не прозвучит цинично и пугающе – да. Если использовать жилую и промышленную застройку. Очень удобная тактика, сегодня применяемая против Донецка. Огонь по нему ведут чаще всего именно буксируемые орудия, размещённые под прикрытием жилых кварталов и цехов промзоны Авдеевской агломерации. Батарея выходит на позицию, делает до 15-ти залпов и сворачивается, чтобы в другой зоне жилой застройки вновь развернуться.

Единственное разумное применение Т-62 напрашивается в качестве САУ (самоходной артиллерийской установки) в 1-й и 2-й линиях наступления/обороны. По дальности боя (до 5,8 км) он уступает штатным самоходкам – у сопоставимой ему по калибру 122-мм «Гвоздики» 2С1 она составляет 15,2 км (про 152-мм «Акацию» 2С3 и 203-мм «Пион» 2С7 даже не говорю), но зато он превосходит всю имеющуюся буксируемую арту и по мобильности, и по защищенности. Стрелять из закрытых позиций, не говоря уже про прямую наводку, танк обучен, может стрелять как по бронированным целям (бронебойным оперенным подкалиберным и кумулятивным зарядами) на прицельной дальности до 5800 м, так и по пехоте и легкобронированным целям противника (осколочно-фугасным зарядом) на прицельной дальности до 4000 м. Контрбатарейной стрельбы он не боится, ни реактивная, ни ствольная арта противника с закрытых позиций ему не страшна, минометы тем более. Главное – не вылезать на «ноль» и не подставляться под ПТРК и РПГ противника, а на 1-й и 2-й линиях обороны экипажу ничего не угрожает – он в танке. Отстрелялся – уехал. На хранении у нас таких танков около 2,5 тыс., 115-мм снарядов к ним тоже хватает, так почему бы их не утилизировать на Украине?

Танк хорошо себя зарекомендовал в Сирии в армии Башара Асада и в Ливии в вооруженных формированиях генерала Хафтара, где он применялся всеми сторонами конфликта (не надо думать, что басмачи – воины Аллаха воюют исключительно на тачанках-джихадмобилях, там были и наши Т-54, Т-55, и американские М60 у турок). Танк прост в управлении, не требует длительного обучения, да и танкисты Асада, имеющие опыт работы с похожими в управлении Т-55, легко на них переучиваются. Да, он не может противостоять современным отечественным танкам 3-го поколения Т-64БМ/72Б3/80У/90М и их иностранным аналогам, но с любыми танками 2-го поколения он разберется на раз, хоть с нашими, хоть с иностранными, главное – его не бросать под ПТУР, ПТРК и РПГ противника. В войнах малой интенсивности против слабых армий стран 3-го дивизиона он король[6].

Российская специальная операция на Украине в феврале 2022 года разрушило ожидания военных экспертов всего мира. Некоторые основные средства ведения войны, такие как танки, истребители и гаубицы, оказались на удивление уязвимыми в ходе конфликта, в то время как реактивная артиллерия, беспилотники и противотанковые средства оказались выше их веса. Другие, такие как лазеры, которые могли бы защищать города, и оружие, наводящее радиосигналы, остро необходимы, но их еще предстоит разработать[7].

Война стимулирует инновации; борьба не на жизнь, а на смерть между нациями подталкивает участников к внедрению новых технологий, позволяющих использовать новые тактики и стратегии. Боевой опыт быстро определяет, что работает, а что нет – первое быстро принимается, а второе столь же охотно отбрасывается. Вторжение в Украину не исключение. Вот пять видов оружия, которые в ближайшем будущем вы увидите намного чаще[8].

В войне России участвовало как «тупое» неуправляемое оружие, так и «умное» высокоточное оружие в виде минометов, гаубиц, реактивных систем залпового огня и крылатых ракет для нападения на наземные цели. Россия расходует до 60 000 артиллерийских снарядов и ракет в день.

Развитие вооружений в ходе военного конфликта, как всегда, дала толчок развитию не только военных, но и и гражданских видов техники. Так, например, на Северо-Западном комплексе Концерна ВКО «Алмаз-Антей» стали производить всю линейку БПЛА. В настоящее время уже завершена подготовка к серийному выпуску линейки многофункциональных БПЛА. Первые четыреста изделий будут собраны в ноябре, а до конца 2022 года запланирован выпуск около тысячи беспилотников. Проект разрабатывался в рамках программы по диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Разработка отечественных специалистов выполнена по схеме «квадрокоптер», а за основу проекта был взят самый востребованный и удобный функционал даже для начинающего пользователя. В производстве используются российские современные материалы (карбон, наполненные полимеры и др.), а также широко применяются аддитивные технологии, что обеспечивает БПЛА высокую прочность, малый вес и высокие эксплуатационные характеристики. Аппарат можно эксплуатировать при сильных ветровых нагрузках и отрицательных температурах. Практически все составные части изделия, включая полетный контроллер вместе с его программным обеспечением, созданы и производятся петербургскими предприятиями Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Сборка беспилотников осуществляется квалифицированным персоналом на выделенных участках предприятий СЗРЦ с непрерывным контролем качества выпускаемой продукции по стандартам предприятий ОПК.

Другой пример – форсированное производство космических спутников.

Космическая отрасль должна перейти к конвейерному производству спутников, необходимый темп - один аппарат в день, заявил глава "Роскосмоса" Юрий Борисов. По его словам, Россия в этой сфере готова перенимать опыт других стран, в том числе Китая. Он считает, что ситуация, когда спутник может создаваться по 18 месяцев, никуда не годится. "К сожалению, мы отстали, и это надо признать", - отметил глава госкорпорации[9].

 

___________________________________________

[1] Подберезкин А.И. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель, 2022, № 5–6, cc. 5–27.

[2] James Byrne, Gary Somerville, Joe Byrne, DrJack Watling , Nick Reynolds and Jane Baker. Sil-icon Lifeline: Western Electronics at the Heart of Russia’s War Machine / RUSI (Royal United Services Institution). 8 August 2022 / https://disk.yandex.ru/i/3kqTWI6Noygawg

[3] Уроки спецоперации: какие вооружения теряют свою актуальность. 17.09.2022 / https://dzen.ru/media/id/5ef8896c0d13dd78e21972de/uroki-specoperacii-kakie-voorujeniia-teriaiut-svoiu-aktualnost-63251341ee40eb1fd75f9eab?&

[4] Проблемы систем ПВО-ПРО в современном конфликте, и почему ВСУ обречены // Аналитика о разном, 18.09.2022 / https://dzen.ru/media/id/5c9f876d07523700b397b2d3/ problemy-sistem-pvopro-i-pzrk-v-sovremennom-konflikte-i-pochemu-vsu-obrecheny-6326da3b62cb2d62f37f9296?&

[5] Эвердзен Э. Армейские бригады военных советников испытывают повышенный спрос в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе / Срочные новости, 26.09.2022 / https://breakingdefense.com/2022/09/armys-military-adviser-brigades-see-increased-demand-in-indo-pacific-europe/Land&utm_medium=email&_hsmi=227574123&

[6] Мистер Х. Путин создает добровольческую армию и переводит экономику на военные рельсы // Репортер, 15 июля 2022 / https://topcor.ru/26841-putin-sozdaet-dobrovolcheskuju-armiju-i-perevodit-jekonomiku-na-voennye-relsy.html

[7] Подберезкин А.И. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года / Обозреватель, 2022, №5-6, cc. 5-27

[8] Мизоками К. 5 видов оружия, которые вы увидите в будущем под влиянием войны России на Украине // Попьюлар меканикс, 1 августа 2022 г. / https://www.popularmechanics.com/military/weapons/a40709833/new-military-innovations-following-russian-invasion-of-ukraine/

[9] Борисов поручил начать производство по космическому спутнику в день. РИА Новости, 20 октября 2022 г. / https://ria.ru/20221020/sputnik-1825349209.html

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован