12 августа 2006
2816

Ошибочки вышли


Как известно, в июле-августе в Российской академии наук наступает определенное затишье - Президиум РАН уходит на каникулы, многие ученые именно эти месяцы выбирают для отпусков. Но в этом году руководству академии вряд ли удалось как следует отдохнуть. Реализация планов, связанных с увеличением зарплат ученых и сокращением численности работников РАН, оказалась делом непростым и трудоемким. Мало того, пытаясь скорректировать академические планы по своему разумению, постоянный прессинг оказывает Минобрнауки. Используя в том числе и прессу.

В конце июля в журнале "Финанс", а затем на сайте Минобрнауки было опубликовано интервью статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Дмитрия Ливанова под названием "Новые источники финансирования можно отыскать и внутри самой РАН". В академии оно вызвало весьма бурную реакцию. Вице-президент РАН Валерий Козлов выступил в "Российской газете", а на официальном сайте академии был вывешен обстоятельный ответ Финансово-экономического управления за подписью его начальника Александра Коношенко.

Кстати, не нужно быть начальником управления, чтобы узреть в интервью Ливанова неточности и недосказанности. Причем "спотыкаться" начинаешь с первых строк. В самом начале беседы замминистра сообщает: "На долю РАН приходится две трети всех затрат на фундаментальные исследования и приблизительно треть общих расходов. Согласитесь, что это очень серьезные объемы". Здесь не могут не возникнуть вопросы: что за "общие расходы" имеются в виду и почему "объемы" измеряются в дробях?

Конечно, можно обвинить в не очень качественной работе журналиста. Но эти расплывчатые формулировки, как мне кажется, - со смыслом. Замминистра внушает нам: треть от общих, неизвестно каких, расходов - это серьезный объем! Услышав такое, читатель, видимо, должен обрадоваться за наших ученых и напрочь забыть о том, что бюджет РАН, если взять реальные суммы, сопоставим с бюджетом крупного американского университета.

Впрочем, не будем отбирать хлеб у профессионалов. Финуправление академии не придиралось к словам, а работало с фактами и цифрами. И обвинило Д.Ливанова в том, что в его интервью "содержатся грубые фактические ошибки, на основании которых делаются не менее ошибочные выводы о положении в Российской академии наук".

Итак, Д.Ливанов утверждает, что количество НИИ в РАН выросло за последние 15 лет с 300 до 450. А значит - существенно возросли административные расходы, "потому что в каждой организации есть дирекция, отдел кадров, бухгалтерия". В ответ А.Коношенко приводит данные Центра исследования и статистики науки ("Наука России в цифрах"), в соответствии с которыми на 1 января 1993 года в Российской академии наук числилось 444 научные организации. Сегодня их в РАН 418. Следовательно, вывод замминистра об увеличении расходов на содержание административного аппарата учреждений РАН необоснован.

По словам Д.Ливанова, процесс реформирования академического сектора был начат для того, чтобы исправить положение, при котором слишком много денег тратится на управление. А.Коношенко напоминает, что задачи модернизации РАН имеют гораздо более серьезный и масштабный характер, чем сокращение расходов на содержание аппарата управления учреждений РАН.

Тут руководитель финуправления в очередной раз ловит замминистра на неточности. Д.Ливанов, рассуждая о реформаторских задачах академии - например, о системе стимулирования институтов, ссылается на программу модернизации РАН. "Такого документа не существует", - сообщает А.Коношенко, и с ним не поспоришь. В конце прошлого года была принята другая программа - модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академий, имеющих государственный статус, в которых действительно очерчены некоторые меры по оптимизации системы управления академическим сектором. Но! Одобрена программа Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике и является рекомендательным документом, а не нормативным (таковым для академии могут быть только решения президента или правительства). А значит, требовать каких-то конкретных шагов от академии никто не вправе - для этого нет нормативной базы.

Кстати, один обязательный к исполнению документ действительно существует - правительственное постановление о реализации в 2006 - 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда ученых в РАН. Но в нем определены лишь общие параметры сокращения численности работников академии.

Касаясь вопроса об использовании федерального имущества в академии, Д.Ливанов сообщает, что злоупотребления в этой сфере имеют массовый характер. При этом ссылается на проверки Счетной палаты РФ и Контрольного управления администрации Президента РФ. Вот ответ А.Коношенко: "Акты регулярно проводимых Счетной палатой РФ проверок РАН не содержат данных и выводов "о массовом характере злоупотреблений" в этой области. Следует также иметь в виду, что злоупотребления - предмет уголовного расследования и обвинения в них могут выдвигаться только полномочными представителями правоохранительных органов".

"От сдаваемых в аренду площадей РАН сегодня, по экспертным оценкам, получает лишь 20-25% от тех средств, которые могли бы быть получены, если бы имущество использовалось на рыночных принципах", - сетует Д.Ливанов. Принципы здесь - самые что ни на есть рыночные, парирует А.Коношенко. "При заключении договоров аренды федерального недвижимого имущества, находящегося в ведении РАН, арендная плата за пользование данным имуществом устанавливалась в соответствии с рыночной величиной годовой арендной платы, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду", - пишет он.

По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом доходы от аренды федерального имущества, сдаваемого в аренду организациями РАН в 2005 году, составили 1 млрд 311 млн рублей. Доходы по всей России от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили в 2005 году 13,9 млрд рублей. Таким образом, при сдаче в аренду 7,9% от общей площади сдаваемых нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, доходы в федеральный бюджет от организаций РАН составили около 9,5% от суммы доходов по России. А если исходить из расчетов Д.Ливанова, "эффективная арендная деятельность" в РАН должна приносить половину всех доходов страны от сдачи в аренду федерального имущества!

Не совпадают и цифры, характеризующие, как выражается Д.Ливанов, "размеры бюрократической компоненты в РАН". Численность работников центрального аппарата, по его словам, составляет полторы тысячи человек. Финуправление РАН приводит другие цифры - 596 человек. Причем этот показатель, как подчеркивает А.Коношенко, был согласован с Минфином.

Существенно отличаются и оценки происходящих в академии сокращений кадрового состава. По мнению Д.Ливанова, они основаны "на чисто субъективных параметрах, на кулуарных договоренностях, проведены вне рамок четких и понятных принципов и процедур". В результате, делает вывод замминистра, тяжесть сокращений легла в основном на региональные научные организации.

"Необходимо уточнить, - пишет в ответ А.Коношенко, - что Президиум РАН утвердил одинаковые показатели сокращения (в процентном отношении к фактической среднесписочной численности работников) на 2006 год по всем отделениям академии. Бюро отделений было предоставлено право самим определить порядок и принципы распределения этих показателей по учреждениям, в том числе с учетом результативности их работы".

Представители Минобрнауки, и особенно Дмитрий Ливанов, весьма активны в работе с прессой. Что ж, энергичная пиар-политика - явление вполне современное. Беда только в том, что в этих выступлениях постоянно допускаются ошибки. Складывается впечатление, что появляются они не случайно...





http://www.ras.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован