- Валерий Георгиевич, как осуществляется взаимодействие двух ветвей региональной государственной власти в сфере разработки и принятия законов и иных нормативно-правовых актов?
- Основы взаимодействия заложены в Конституции РФ, Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и в Уставе Воронежской области.
В первую очередь - это право законодательной инициативы, которым наделен губернатор Воронежской области.
В 2007 году в рамках обеспечения законопроектной деятельности губернатором направлено в областную Думу более 110 проектов областных законов, 17 поправок к ним, 33 проекта постановлений областной Думы.
Второй аспект взаимодействия - это направление проектов законов, разработанных и внесённых в Думу иными субъектами права законодательной инициативы, для заключения губернатора области.
Нередко дальнейшая судьба законопроекта зависит от такого заключения.
Например, в 2007 году не рассматривались областной Думой законопроекты "О внесении изменений в статью 17 Закона Воронежской области "Об образовании", "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О наградах Воронежской области" и другие. В целом же в прошедшем году подготовлено 31 заключение губернатора.
Третий уровень взаимодействия законодательного и исполнительного органов государственной власти области - обнародование губернатором принятых областной Думой законов.
- Насколько сложен порядок прохождения законов?
- Принятые Думой законы направляются губернатору для их подписания и опубликования. На этой стадии законы ещё раз тщательно проверяются на их соответствие федеральному законодательству, на полноту правового регулирования. При наличии явных недостатков закона, при нецелесообразности принятия закона и в других случаях он может быть возвращён без подписания.
- Как решаете спорные вопросы?
- Все вопросы решаются путём коллективного обсуждения. Депутаты областной Думы участвуют в заседаниях, проводимых администрацией области и иными исполнительными органами государственной власти региона. Нередко именно на них вскрываются проблемы, связанные либо с отсутствием нормативного правового регулирования в какой-либо сфере правоотношений. Либо выясняются недостатки принятых нормативных правовых актов, связанные с толкованием их отдельных положений, с возникновением сложностей в правоприменительной практике.
Ясное понимание проблемы позволяет как администрации, так и депутатам принимать действенные меры к устранению подобных недостатков.
Аналогичным образом организуется работа и на заседаниях комитетов областной Думы.
- Каковы основные задачи и функции полномочного представителя губернатора в областной Думе?
- Основная задача - представлять интересы губернатора и способствовать реализации его полномочий в областной Думе. Это, в частности, следующие функции: представление законопроектов, внесённых губернатором в областную Думу; согласование данных законопроектов; подготовка предложений губернатору о подписании или отклонении принятых законов; осуществление в установленном порядке координации деятельности органов исполнительной власти и структурных подразделений администрации области по вопросам законопроектной работы; взаимодействие с депутатами областной Думы и депутатскими объединениями по вопросам законопроектной деятельности и другие.
- Как вы оцениваете уровень и эффективность законотворческой работы в региональном парламенте?
- Оценивать этот уровень можно по различным критериям. Так, если взять количественный показатель, то 2007 год был рекордным по количеству принятых законов. Если в 2005-м их насчитывалось 97, то в прошлом году - 169. При неизменном числе заседаний областной Думы видно, что повестки дня каждого заседания становятся всё более насыщенными.
В качестве другого критерия можно рассматривать качество принимаемых законов. Здесь уместно заметить, что в 2007 году практически не поступало протестов прокуратуры области на вновь принятые законы. В большей части отмечались недостатки законов, принятых в 90-е годы.
Но и в этом направлении и областной Думой, и администрацией области ведётся планомерная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с действующими федеральными законами.
Анализ принятых законов свидетельствует о том, что основная масса из них (более двух третей) приходится на законодательную инициативу губернатора.
В истекшем году было принято 58 новых законов, которые регулируют различные сферы правоотношений. Они являются важными с точки зрения решения как социальных проблем, так и экономического развития области.
На мой взгляд, администрация области и Дума находят полное понимание необходимости совместными усилиями решать комплексные задачи социально-экономического развития региона и роста благосостояния его населения.
- Насколько часто вы принимаете участие в заседаниях отраслевых комитетов? И какие из них запомнились больше всего?
- Участие в таких заседаниях - одна из важнейших функций полномочного представителя губернатора в областной Думе. Именно на них и вырабатывается общее видение путей решения любой проблемы, представляется позиция губернатора области, достигается консенсус по спорным вопросам.
Конечно, участвовать во всех заседаниях отраслевых комитетов не представляется возможным. Но я практически всегда участвую в заседаниях комитета по бюджету, налогам, финансам и банковской деятельности, по законодательству и правам человека, по труду и социальной защите населения. Присутствую на заседаниях других комитетов, когда обсуждаются наиболее значимые проекты нормативных правовых актов.
Каким-либо образом выделить заседания, которые наиболее запомнились, не могу. Каждое заседание проходит в обстановке бурного обсуждения, иногда и спора, обладает большой информативностью, а порой отличается и особой эмоциональностью. Но, как говорится, в споре рождается истина, поэтому считаю, что в целом работа заседаний строится конструктивно и продуктивно.
- Сколько законопроектов было рассмотрено и сколько принято областной Думой в прошлом году?
- За редким исключением все законопроекты, которые были внесены субъектами законодательной инициативы, были приняты на заседаниях областной Думы. Всего было принято 169 законов.
Среди рассмотренных и не принятых можно отметить два. Это проект Закона "Об общественной палате Воронежской области", вызвавший бурные дебаты на заседании областной Думы. В настоящее время создана и действует рабочая группа по доработке законопроекта. И - проект областного Закона "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации деятельности административных комиссий".
В его принятии были заинтересованы многие муниципальные образования, имелись многочисленные обращения и к депутатам областной Думы, и к губернатору об актуальности данного законопроекта.
Однако ввиду его противоречия федеральному законодательству данный проект закона так и не был вынесен на заседание областной Думы.
- Какие законы, на ваш взгляд, оказывают реальное влияние на экономическое развитие области?
- В первую очередь, это законы, которые в целом определяют государственную экономическую политику, формируют привлекательный инвестиционный климат в регионе, способствуют росту производства. Из принятых в прошлом году необходимо отметить, прежде всего, такие законы, как "О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 годы", "О науке и научно-технической политике", "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области", "О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области" и другие.
- А какие из них являются социально значимыми?
- Среди социально значимых законов, принятых в 2007 году, отмечу следующие: "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Воронежской области", "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Воронежской области", "О предоставлении жилых помещений жилого фонда Воронежской области по договорам социального найма", "О социальных гарантиях для малоимущих граждан при приобретении (потреблении) ими газа", "О мерах социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трёх и более детей".
И это - далеко не полный перечень законов, которые были приняты в прошлом году и направлены на социальную защиту наших граждан.
- Какие законопроекты администрация области планирует?
- Свои предложения губернатор области представил в комитет по законодательству и правам человека. Все они вошли в план законодательной деятельности, утверждённый постановлением областной Думы 28 февраля этого года.
Среди предложений губернатора могу озвучить такие проекты, как "О государственной (областной) поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья", "О льготном налогообложении в Воронежской области", "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Воронежской области", "О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) на территории Воронежской области", "О ведении лесного хозяйства в защитных лесных насаждениях".
Всего в план законодательной деятельности областной Думы включены 54 законодательные инициативы губернатора области.
15.04.2008
www.kommuna.ru