Существуют важнейшие политические предпосылки усиления значения ВКО, которые заключаются в том, что, во-первых, только мощная система ПРО-ПВО гарантирует государству суверенитет, а, во-вторых, что такая система может быть создана только при активной помощи развитых государств, прежде всего, России и США[1].
Существенное усиление роли воздушно-космической обороны объективно обусловлено как внешними, так и внутренними предпосылками. Внешние предпосылки – это то, что необходимо обязательно учитывать изначально при формировании планов стратегического планирования. К ним относятся[2]:
– Обострение военно-политической обстановки. Вы все видите, что творится по периметру России (Украина, Приднестровье, Прибалтика. Постоянные боевые действия в акваториях Средиземного и Красного морей и др.)
– Изменение приоритетов развития средств воздушно-космического нападения (дальше, точнее, сильнее, быстрее), что вынуждает нас принимать встречные решения.
– Развитие высокоточных средств поражения дальнего действия для нанесения «Быстрого глобального удара» (КР, ГЗКР, аэробаллистические ракеты).
– Возможность применения новых СВКН без длительного предварительного развертывания.
– Возможность поражения высокозащищенных объектов (включая ядерные силы стратегического сдерживания) высокоточными средствами в неядерном исполнении.
– Появление межсредных (воздушно-космических) аппаратов и возможность скрытого вывода оружия в космос.
– Изменение взглядов на формы и способы боевого применения средств воздушно-космического нападения в различных военных конфликтах[3].
Дополнительная информация по поводу того, что означает «быстрее, дальше и сильнее»:
– «быстрее» – сокращение сроков принятия решения, планирования и обеспечение внезапности применения,
– «дальше» – увеличение дальности воздействия, вплоть до глобального.
– и «сильнее» – повышение точности и поражающей способности.
Внутренние предпосылки усиления роли воздушно-космической обороны – это можем или не можем. К ним относятся изменение приоритетов и возможностей, как Вооруженных Сил РФ, так и военно-промышленного комплекса России. В настоящее время мы многое можем, исходя из наших технологий, технических возможностей, мы в состоянии противостоять всем современным средствам воздушно-космического нападения. Появившиеся технические возможности и использование последних достижений науки и техники позволяют создавать новые образцы вооружения и военной техники воздушно-космической обороны, обладающие передовыми характеристиками и обеспечивающие требуемую надежность выполнения задач[4].
Ниже представлены внутренние предпосылки:
– Применение сетевых структур с открытой архитектурой.
– Применение технологии создания активных фазированных решеток, создания цифровых устройств формирования и обработки сигналов, технологии цифрового диаграммообразования.
– Применение новых ракетных топлив с высокими энергетическими характеристиками.
– Использование новых внутренних и внешних теплозащитных покрытий.
– Широкое применение композитных материалов.
– Технологии создания многоспектральных и многодиапазонных головок самонаведения зенитных ракет и противоракет[5].
Ключевые технологии, достижение превосходства
Что такое боевые столкновения будущего? Как ранее было отмечено, в обозримой перспективе боевые действия в воздушно-космической сфере будут представлять собой борьбы передовых высокоточных технологий. К таким «ключевым технологиям» относят[6]:
– Технология гиперзвуковых и летательных аппаратов. Чтобы создать такой аппарат, нужно решить вопрос, какой аппарат будет эффективным настолько, что его можно применять как оружие. Какие здесь есть проблемы? Ввиду того, что ракета летит в атмосфере, создается огромное трение (вплоть до плазмообразования). Две проблемы – термоизоляция (обеспечение теплозащиты) и обеспечение приема и передачи данных в условиях плазмообразования. Кто решает эту задачу, тот получает гиперзвуковое оружие. Россия эту задачу решила, американцы эту задачу решают.
– Информационные и компьютерные технологии. Информационные – это развитие информационных систем, локаций: новые принципы активных фазированных решёток, унифицированные функциональные устройства, их много. Компьютерные технологии: в основном это скорость расчетов для быстроты реакции и так далее. Иными словами, информационные и компьютерные технологии связаны с обработкой и комплексированием большого объема данных, полученных от различных источников.
– Технологии для РЭБ и кибервоин (Другое название – технологии радиоэлектронного и кибернетического противоборства). РЭБ, если очень упрощенно, это противодействие радиосвязи, навигации за счет блокирования сигналов. Кибервоины – это воздействие на программное обеспечение боевых систем. Иными словами, данный вид технологий связан с функциональным подавлением и функциональным поражением критически важных элементов систем противника.
– Технологии энергетического оружия и оружия на новых физических принципах. Например, лазерное, микроволновое и СВЧ оружие.
– Технологии для комплексной интеграции систем поражения военной техники – это создание систем вооружения, интегрирования их, по примеру сотовой связи. Например, одна вышка перестает работать, сама система ищет, через какие вышки до потребителя довести связь. Тем самым повышается живучесть системы. Иными словами, цель данного типа технологий – достижение синергетического эффекта и повышение живучести за счет применения сетевых технологий.
– Создание новых беспилотных и пилотируемых воздушно-космических платформ. Например, единые платформы для создания разведывательно-ударных систем воздушного и космического базирования.
– Наконец, технологии, обеспечивающие малую заметность и уязвимость.
Только достижение превосходства или паритета в ключевых технологиях, а именно сочетание высокого интеллектуального потенциала, новых технологий, современной производственной базы и квалифицированной рабочей силы с передовыми доктринами и практическим опытом, позволяет обеспечивать необходимый баланс сил.
_____________________________________
[1] «Безусловный приоритет – выполнение задач государственного оборонного заказа. Интервью генерального директора «Концерна ВКО «Алмаз-Антей» Я.В. Новикова. Цит. по: Сайт ЦВПИ, 25.04.2022 / http://eurasian-defence.ru/?q=analitika/bezuslovnyy-prioritet-vypolnenie.
[2] Подберезкин А.И., Покровская М.В. На острие борьбы. Интервью с Я.В. Новиковым // Красная Звезда, 24.09.2021.
[3] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кy.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с
[4] Козин В.П. Эволюция стратегических и тактических ядерных вооружений США и особенности их применения в XXI веке. М.: Издательство Сабашниковых, 2019, сс. 90–91.
[5] Новиков Я.В. Движение вверх. Сайт ЦВПИ, 28.08.2021 / http://eurasian-defence.ru/?q=analitika/dvizhenie-vverh
[6] Новиков Я.В. Движение вверх. Сайт ЦВПИ, 28.08.2021 / http://eurasian-defence.ru/?q=analitika/dvizhenie-vverh